2. Международная экономика как составляющая экономики в целом

Категории "международная экономика" и "международные экономические отношения" употребляются в двух значениях: как синонимы категории "мировое хозяйство", т.е. как совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой сложными взаимосвязями и мобильными факторами производства, и как наука о возникновения, функционирования и развитие мирового господарства.
Международная экономика как совокупность национальных хозяйств и как неотъемлемая составляющая экономики в целом, как правило, делится на четыре сектора: реальный, бюджетный, денежный и зовнишний.
Реальный (частный нефинансовый) сектор включает в себя домохозяйства и негосударственные нефинансовые предприятия. Он обеспечивает производство и предложение товаров страны на ее внутренний и внешний рынок. Этот сектор предъявляет спрос на товары для личного и производственного споживання.
Бюджетный (правительственный, фискальный) сектор, представленный государственным бюджетом, служит главным образом для перераспределения доходов, а расходная часть госбюджета выступает составной частью совокупного попиту.
Денежный (финансовый, банковский) сектор представлен денежными потоками, которые проходят через центральный и коммерческие банки.
Внешний сектор включает операции с зарубежными странами каждого из вышеназванных секторов и отражается в платежном балансе. Следовательно, он является концентрированным отражением всех макроэкономических балансов, существующих в любой економици.
Если доходы сектора больше его расходов, то положительный баланс выступает как сбережения. Если же доходы сектора меньше его расходов, то полученный отрицательный баланс выступает как потеря сбережений. А это означает, что расходы данного сектора должны финансироваться за счет сбережений, полученных другими секторами. В случае, если расходы всех секторов национальной экономики больше, чем полученные ими доходы, то поддержание равновесия между доходами и расходами возможно лишь при условии притока капитала из других краин.
Причинно-следственные связи между секторами экономической деятельности выражаются через разработанную международными организациями систему национальных счетов (СНС). Система национальных счетов представляет собой совокупность международно признанных правил учета экономической деятельности, отражающих все основные макроэкономические связи, в том числе и взаимодействие национальной и международной экономики. СНС является ориентиром для большинства стран мира при составлении макроэкономической отчетности, анализе текущей экономической ситуации и разработке прогнозов экономического развития. Основой учета в СНС является институциональная единица, которая выступает экономическим агентом при осуществлении экономических операций. Иначе говоря, институциональная единица - это экономический агент, обладающий товарами и активами, имеет экономические обязательства и от своего имени осуществляет операции с другими агентами.
В рамках СНС различают два основных типа институциональных единиц - физические лица (домашнее хозяйство) и юридические лица (предприятия). Юридические лица в свою очередь делятся на те, которые занимаются производством, и правительственные учреждения. Все институциональные единицы в рамках СНС объединены в пять групп, представляющих основные секторы экономической деятельности. Среди них:
нефинансовые корпорации - это институциональные единицы, занимающиеся производством товаров для рынка и нефинансовых услуг, то есть это предприятия;
домохозяйства, то есть все физические лица, действующие в экономике, продающих свою рабочую силу, производят и потребляют рыночные товары и услуги;
неприбыльные институты - это юридические лица, которые занимаются предоставлением нерыночных услуг домохозяйствам и базируются на добровольном участии физических лиц;
правительственные учреждения составляют институциональные единицы, которые, кроме выполнения своих политических функций и функций регулирования экономики, осуществляющих производство нерыночных товаров и услуг для индивидуального и коллективного потребления и перераспределяют доходы;
финансовые корпорации - это институциональные единицы (банки, финансовые компании), осуществляющие финансовое посредничество или вспомогательные финансовые послуги.
Нефинансовые корпорации являются основными институциональными единицами реального сектора; домохозяйства и неприбыльные институты являются институциональными единицами реального сектора; правительственные учреждения - являются основными институциональными единицами бюджетного сектора, финансовые корпорации являются основными институциональными единицами денежного сектора.
Счета в рамках СНС могут отражать потоки и запасы. Потоки определяют деятельность данной институциональной единицы за определенный промежуток времени. Запасы характеризуют остаточную величину какого-то показателя на данный период. В рамках СНС состоят макроэкономические счета, которые условно можно разделить на три группы:
текущие счета, отражающие стоимость объемов производства товаров и услуг, создания дохода, его распределение, перераспределение и использование на потребление или сбережения;
накопительные счета, отражающие приобретение и продажа финансовых и нефинансовых активов и пассивов институциональными единицами;
балансовые счета, показывающие стоимость активов и пассивов на начало и конец отчетного периоду.
Институциональные единицы в процессе взаимодействия осуществляют между собой экономические операции, отражаемые в СНС. Времени осуществления операции считается момент ее совершения, а не момент осуществления расчета (платежа) по ний.
Экономические операции делятся на внутренние, если они осуществляются между институциональными единицами внутри одной страны, и международные, если они осуществляются между институциональными единицами нескольких стран. Для удобства институциональные единицы делятся на резидентов и нерезидентов. Резиденты - это все институциональные единицы, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их гражданства или принадлежности капитала. Резидентами являются: лица, постоянно проживающие в данной стране; рабочие-мигранты, если они проживают в стране более одного года; правительственные органы, включая их представительства за рубежом, предприятия, осуществляющие свою экономическую деятельность в данной стране, даже если они частично или полностью принадлежат иностранному капиталу. Нерезиденты - это все институциональные единицы, постоянно находящиеся на территории иностранных государств, даже если они являются филиалами институциональных единиц данной краини.
Все секторы экономической деятельности взаимосвязаны. С учетом связи между реальным и внешним секторами принято считать, что СНС базируется на равенстве объемов предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса на них - с другой. Есть предложение товаров и услуг в данном году включает в себя их производство внутри страны и импорт из других стран. В свою очередь, спрос включает совокупные расходы резидентов и правительства на потребление и инвестиции плюс экспорт. Это соотношение можно представить следующей формуле:
ОВ ИМ = С ВИ Е, где ОВ - объем производства (уровень дохода), ИМ - импорт товаров и услуг,
С - потребление домохозяйств, предприятий и правительства, ВИ - внутренние инвестиции (капиталовложения), Е - экспорт товаров и услуг. Через СНС связаны между собой такие макроэкономические показатели, как национальный доход чистый внутренний продукт (ЧВП), который включает в себя национальный доход и косвенные налоги, а также ВВП, ВНП, чистый факторный доход (он представляет собой разницу между доходом от использования факторов производства, находящихся за рубежом и принадлежащих резидентам и выплатами нерезидентам за использование их факторов производства в данной стране. В чистый факторный доход включаются:
разница между доходами от прямых и портфельных инвестиций и процентов на депозиты в зарубежных банках и расходами на выплату доходов нерезидентам на вложенный в данной стране иностранный капитал и процентов на вклады нерезидентов в местных банках;
разница между переводами в страну и из страны рабочими-мигрантами, которые являются резидентами своей, а не зарубежной страны, поскольку продолжительность их пребывания за границей, как правило, ограничена;
разница между суммой ренты за переданную в аренду недвижимость, которая находится за границей, но принадлежит резидентам данной страны, зарубежными авторскими гонорарами и т.п. и рентой, выплаченной нерезидентам, которые находятся в данной стране, авторскими гонорарами нерезидентам т.д..
В международной экономике используется показатель валового использованного национального дохода (ВНД). Он включает в себя ту часть ВНП, которая используется на накопление и потребление, и чистые трансферты из-за кордону.
Чистые трансферты представляют собой разницу между переводами рабочих-мигрантов , которые являются резидентами, из данной страны и в нее. Если рабочие-мигранты являются резидентами той страны, в которой они работают, то их денежные переводы на родину считаются трансфертами. Если рабочие-мигранты являются резидентами своей страны, то их переводы считаются факторными платежами.
В международной экономике употребляется и такой показатель, как абсорбция. Он включает расходы резидентов, в том числе и правительства, на отечественные и зарубежные товары и послуги.
Существует определенная связь и между денежным и внешним секторами. Считается идеальным такой порядок, при котором денежный сектор, так же как и реальный, находится в равновесии, то есть его активы равны пассивам. Активы - это сумма чистых иностранных активов банковской системы (включая чистые государственные резервы), оцененных в национальной валюте, и чистого внутреннего кредита, предоставленного банковской системой. Пассивы - представляют собой обязательства банковской системы перед частным и государственным секторами, т.е. денежная масса, включающая в себя наличные деньги в обращении, депозиты и другие денежные засоби.
В каждой стране внешний сектор имеет непосредственную связь с бюджетным сектором. При идеальных условиях, сумма доходов бюджета должна равняться сумме расходов из него. Разница между поступлениями в бюджет и расходами на него представляет собой сальдо бюджета. Для обеспечения сбалансированности бюджета отрицательное сальдо должно быть профинансировано. Это финансирование бюджета не следует смешивать с финансированием из бюджета каких-то программ или направлений деятельности. Финансирование бюджета может осуществляться из внешних и внутренних источников. Внешнее финансирование - это предоставление данной стране другими странами новых займов за учетом сумм погашения основной задолженности. Внутреннее финансирование - представляет собой предоставление банковских и небанковских займов. Небанковские займы поступают от реализации государственных долговых обязательств (облигаций, казначейских векселей и т.д.).
1. Предмет и метод международной экономики 3. Суть , формы и принципы развития международных экономических отношений