1. Политико-правовое , социально-культурное и технологическое среду международных экономических отношений.
Средой международных экономических отношений выступают политико-правовые, социально-культурные, технологические и экономические условия их функционирования и развития. Причем эти условия являются достаточно разными не только на разных этапах развития человеческого общества, но и в условиях одного и того же исторического периода. Однако, как показывает опыт, среда международных экономических отношений любых обстоятельствах включает в себя следующие основные составляющие: политико-правовая среда, социально-культурная среда, технологическая среда и экономическое середовище.Политико-правовая среда формируется государством как главным субъектом международных экономических отношений и включает в себя: политико-правовой режим в стране, модель управления экономикой, уровень политической стабильности и политического риска, административные методы регулирования международных экономических видносин.
В современных условиях международными экономическими отношениями задействованы страны, политико-правовые режимы которых, то есть процедуры и способы организации властных институтов и непосредственное осуществление власти, стиль принятия общественно-политических решений и взаимоотношений между политической властью и гражданским обществом, варьируют между демократией и тоталитаризмом.
Однако независимо от существующего политико-правового режима в стране, государство в современных условиях активно участвует в развитии международных экономических отношений. Она стимулирует или ограничивает Расширение внешнеэкономических связей в целом, с определенными странами или относительно отдельных сфер хозяйства, видов продукции и услуг. Каждое государство в той или иной степени обеспечивает приспособление структур национальной экономики к более динамичной по своей природе структуры международной экономики. Наряду с этим экономическая политика правительства каждой страны в определенной степени направляется на защиту относительно слабых отечественных отраслей и предприятий от иностранной конкуренции.
По моделям управления экономикой политико-правовая среда можно классифицировать как либеральное, предусматривающий использование, как правило, экономических методов управления и ограничения государственного вмешательства в экономику, и как директивное, где преобладают организационно-административные, плановые методы управлиння.
Либеральные, экономические методы управления во развитых странах с рыночной экономикой, то есть в развитых капиталистических странах. В социалистических странах доминируют организационно-административные методы управлиння.
Отсюда следует вывод, что модель управления экономикой зависит от типа существующей социально-экономической системы. В социально-экономическом плане страны втянуты в международные экономические отношения, классифицируются как развитые капиталистические страны (страны с рыночной экономикой), страны с переходной экономикой, развивающиеся страны, и социалистические страны. В состав развитых стран с рыночной экономикой входят 24 страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, СЕЛА, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Лидерами этой группы являются семерка стран с наибольшими объемами валового внутреннего продукта (ВВП) - Германия, Италия, Канада, США, Великобритания, Франция и Япония.
К группе стран с переходной экономикой относятся страны Восточной Европы (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Чехия, Словакии); государства, возникшие после распада СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдова, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония), а также новые страны, возникшие после распада Югославии (Сербия, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина).
Развивающиеся страны, группируются, как правило, по регионам с их географического расположения: страны Африки, страны Азии, Центральной и Латинской Америки, Ближневосточные страны тощо.
Страны, осуществляющие социалистическое строительство, относятся Китайская Народная Республика, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба. Как уже говорилось, политико-правовая среда включает в себя уровень политической стабильности и уровень политического ризику.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что степень совместимости национальных экономических отношений и международных экономических отношений будет выше при условии политической стабильности на национальном и мировом уровнях. В условиях частой смены политических режимов, непрогнозируемости действий властных структур и правовой базы растет уровень политической нестабильности и политического риск) ". Субъекты международных экономических отношений сворачивают свою деятельность, боясь конфискации - изъятие их имущества по решению правовых органов, национализации - изъятие частной собственности на средства производства и ее превращения в государственную, экспроприации - принудительного бескомпенсационной лишения власности.
Кроме того, политический риск имеет место в условиях неспособности государства предотвратить акты терроризма - насильственным действиям с угрозой действие жизни, которые делаются отдельными элементами с определенной метою.
Политико-правовая среда международных экономических отношений независимо от моделей управления экономикой может подвергаться воздействию административных методов регулирования таких как введение валютных ограничений, наложения запрета (эмбарго) на внешнеэкономические операции, лицензирование и количественное лимитирование ввоз или вывоз, установление особых требований к товару, упаковки и маркировки , бюрократическое усложнение таможенных процедур тощо.
Механизм действия таможенных пошлин на торговлю с другими странами может использоваться и используется правительствами для достижения различных целей. Таможенные тарифы защищают национальный рынок от иностранной конкуренции, поскольку повышают цены на импортные товары, а значит поддерживают сравнительно высокий уровень внутренних цен, способствуют расширению сбыта отечественной продукции за рубежом по более низким цинами.
Руководствуясь общенациональными интересами, государство осуществляет лицензирование экспорта и импорта, по которому внешнеэкономические операции осуществляются после получения разрешения (лицензии) государственных органов. Лицензирования прибегают тогда, когда хотят более рационально использовать иностранную валюту при ее нехватке для импорта необходимых стране товаров или ограничить экспорт продукции, которой не хватает на внутреннем рынке. Лицензирование дает возможность выровнять торговый 1 платежного баланс с той или иной страной, особенно, когда необходимо быстро остановить рост внешнеторгового дефицита. Используют лицензирования также с целью давления на торговых партнерив.
На состояние и развитие международных экономических отношений существенное влияние оказывает социально-культурную среду. Оно формируется государством, политическими партиями и общественными организациями и представляет собой совокупность разноплановых факторов, которые прямо или косвенно влияют на развитие международных экономических отношений в целом или отдельных их составляющих. К упомянутым факторам относятся прежде структура населения по полу, возрасту, профессиональным и национальным составом, политико-партийной, социальной и религиозной ориентацией, отношением к труду, продвижения по службе и глобальных проблем сучасности.
При организации международных экономических отношений их субъекты, и прежде всего правительства, не могут не учитывать состояние социально-культурной среды в целом и его составляющих. Под влиянием всех факторов субъекты международных экономических отношений нередко вынуждены преследовать в своей внешнеэкономической деятельности не только чисто экономические, но и политические цили.
В технологической среды относятся энергетическое, транспортное и информационное обеспечение страны. Названные факторы создаются в сфере материального производства и определяются закономерностями развития современных производительных сил. Без них сегодня практически нельзя говорить о включении той или иной страны в активную деятельность по формированию и развитию международных экономических видносин.
Технологическая среда совместно со средой политико-правовым и социально-культурным оказывает существенное влияние на характер экономической среды. Последнее, в свою очередь, влияет на другие среды.
ТЕМА 2. СРЕДА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ | 2. Экономическая среда международных экономических отношений |