3. Мировой рынок и его структура

С возникновением общественного разделения труда и товарного производства начался процесс формирования рынка, т.е. обмена по законам товарного производства и обращения. В своем развитии рынок прошел через несколько форм: внутренний рынок, национальный рынок, международный рынок и мировой ринок.
Внутренний рынок представляет собой простейшую форму товарно-денежных отношений между производителями и покупателями, при которой товары реализуются самими производителями покупателям, которые сразу оплачивают товар и забирают с рынка. Внутренний рынок был характерен для ранних стадий развития товарного виробництва.
Вскоре после возникновения денег на рынке между продавцом и покупателем (как непосредственным потребителем товара) появился посредник, имя которому - купец. С их появлением начался процесс специализации рынков и формирования национального рынка. Национальный рынок - это внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей. В рамках национальных рынков товаров произошло разделение на розничные рынки и оптовые рынки, рынки труда, рынки товаров. При этом часть национального рынка начала ориентироваться на иностранных покупателей. Городские рынки постепенно перерастали в региональные, государственные, межгосударственные, т.е. в международные рынки. Международные рынки представляют собой ту часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками. Такие рынки впервые возникли в Европе, на Ближнем и Дальнем Сходи.
С возникновением крупного промышленного производства в эпоху первоначального накопления капитала в результате развития международного разделения труда и его международной кооперации сложился единый мировой рынок Его формирование завершилось в конце XIX века. Мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов виробництва.
Мировой рынок следующие черты:
сбыт продукции осуществляется национальными границами;
движение товаров между государствами происходит под влиянием не тильки
внутреннего, но и внешнего спроса и предложения
выступает средством оптимизации использования факторов производства, давая информацию о том, в каких сферах и странах или регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
выполняет санирующие роль, выталкивая из международного обмена товары и их производителей, если те последние могут обеспечить международный стандарт качества при конкурентных цинах.
В составе мирового рынка различают рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы, рынок капиталов, рынок технологий и валютный рынок. О каждом из них речь пойдет в следующих темах. А поэтому в данном случае ограничимся рассмотрением лишь наиболее общих характеристик феномена мирового ринку.
Главной внешним признаком существования мирового рынка является движение товаров и услуг между странами, то есть наличие международной торгивли.
Международная торговля - представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мирового содружества. В экономической литературе термин "внешняя торговля" употребляется применительно одной страны. Относительно торговли двух стран употребляют термин "межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля". Термин "международная торговля" или "мировая торговля" употребляется применительно торговли всех стран между собой. Международная торговля так же, как и внешняя и межгосударственная, может осуществляться не только товарами, но и услугами, которые не всегда имеют овеществленный форму и отличаются от товаров некоторыми параметрами.
Международная торговля включает в себя два встречные потоки товаров и услуг: экспорт и импорт и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом. Экспорт представляет собой продажу и вывоз товара за границу. Импорт - это покупка товара за границей и ввоз его в страну. Торговое сальдо представляет собой разницу между стоимостным объемом экспорта и стоимостным объемом импорта. Торговый оборот - это сумма стоимостных объемов экспорта и импорту.
Объемы экспорта и импорта находятся под влиянием целого ряда факторов. Однако при прочих равных, объемы экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, а объемы импорта - размерами дополнительного спроса на товари.
По существующим общемировым стандартам, торговля считается международной, продажа товаров - экспортом, а покупка - импортом только тогда, когда имеет место пересечение товаром границы и фиксация этого факта в таможенной отчетности. При этом не имеет значения изменил товар собственника или ни.
Скажем, если какое-то подразделение американской корпорации "Дженерал моторз" продаст (а фактически, передаст) автомобиль своему немецкому подразделению, то он считается экспортом США и импортом Германии, несмотря на то, что владельцем товара осталась американская корпорация "Дженерал моторз".
Относительно платежного баланса действует другой порядок. Здесь определяющим является изменение товаром владельца, а поэтому продажа немецкой фирмой сырья или комплектующих немецком филиала американской корпорации "Дженерал моторз" будет считаться немецким экспортом, хотя сырье или комплектующие не пересекали кордон.
Мировой рынок показывает основные функциональные взаимосвязи между внутренним спросом и предложением на международном уровне, определяет количественные объемы экспорта и импорта. Последние подвергаются воздействию колебаний и изменений в динамике производства и капиталовложений, цен и процентных ставок и других экономических показателей, то есть подвержены влиянию конъюнктуры. Различают общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры товарных рынков. Общехозяйственной конъюнктуры характеризует общее состояние всего мирового хозяйства или общее состояние экономики отдельной страны или группы краин.
Конъюнктура товарного рынка характеризует текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта определенных товаров. Изменения конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление влияния на него колебаний хозяйственной конъюнктуры или текущих изменений на других рынках происходят в процессе развития экономических циклов. Поэтому для понимания тех изменений, которые происходят на товарных рынках, необходимо учитывать циклический характер развития рыночной экономики, и прежде всего важнейшие признаки каждой фазы цикла. Ведь одно конъюнктура будет на товарном рынке в период кризиса и совсем другое - на фазе подъема. Объективность и безошибочность изучения рыночной конъюнктуры зависит от умения ее исследовать и прогнозувати.
При осуществлении такого исследования прежде всего необходимо определить, какие именно страны или ТНК на данном рынке играют решающую роль как производители и потребители, экспортеры и импортеры. Анализ статистических данных позволяет, во-первых, выявить количественные и качественные изменения, происходящие на товарном рынке, во-вторых, установить место и роль на рынке отдельных стран и уровень их зависимости от внешнего ринку.
Анализ конъюнктуры рынка требует также учета тех изменений, что происходят в структуре фирм, работающих на данном рынке. Иными словами, необходимо знать, какую роль играют основные фирмы данного рынка. Важным аспектом исследования рынка является изучение тех изменений, которые происходят в ценах. При этом необходимо выяснять причины, вызвавшие те или иные сдвиги в ценах. Действуя таким образом, субъекты международного рынка имеют возможность прогнозировать будущие изменения и колебания спроса и предложения, экспорта и импорту.
В современных условиях существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили метод экстраполяции, метод экспертных оценок, метод экономико-математического моделирования, балансовый метод. Метод экстраполяции базируется на анализе закономерностей развития экономического явления в прошлом и в данный период и их перенос на будущее. Метод экспертных оценок базируется на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Экономико-математическое моделирование позволяет выявить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку роли отдельных показателей, отражающих влияние различных конъюнктурообразующих факторов. Балансовый метод применяется для прогнозирования конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения. Суть этого метода заключается в составлении баланса спроса и предложения. Прогнозные оценки изменения рыночной конъюнктуры дают возможность странам и фирмам полнее реализовать свои стратегические цели.
2. Экономическая среда международных экономических отношений ТЕМА 3. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ