3. Модель Хекшера- Олина -Самуэльсона и новейшие теории внешней торговли

Как отмечалось выше, главным фактором, влияющим на производство товаров, А.Смит и Д.Рикардо считали труд, т.е. они придерживались трудовой теории стоимости. С появлением различных вариантов теории факторов производства, которая выделяет три основных фактора - труд, землю и капитал, последователи классической политэкономии (так называемые неоклассики) начали объяснять международную торговлю через теорию факторов производства. В 20-х-30-х годах XX века наибольший вклад в теорию международной торговли сделали шведские ученые Эли Хекшер и его ученик Бертил Олин. Они создали теорию международной торговли, которая позже получила название теоремы Хекшера-Олина.
Согласно этой теореме, каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она имеет относительный избыток факторов производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов. Теория Хекшера-Олина включает несколько положений, которые касаются особенностей функционирования факторов производства. Во-первых она допускает постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной затраты фактора производства. Скажем, если численность работников, которые выращивают сахарную свеклу вырастет на 10%, то объем производства увеличится на меньшую величин) '. А дальнейшие увеличения численности работающих давать еще меньше приросты объема производства. Д.Рикардо, в отличие от Хекшера и Олина, исходил из постоянной величины предельной полезности каждой дополнительной затраты фактора производства. Есть и такие его последователи, которые считают, что в отдельных случаях, и прежде всего в условиях массового производства, предельная полезность каждой из дополнительных затрат фактора производства зростае.
Во-вторых, теорема Хекшера-Олина предполагает одинаковую структуру потребления, одинаковые вкусы и привычки населения, одинаковые производственные условия производителей, неизменные тарифы, транспортные и другие витрати.
Концепция Хекшера-Олина развил известный американский экономист Пол Самуэльсон. Он установил, что в результате взаимной торговли происходит выравнивание не только относительных цен на товары, но и выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства. Во гомогенность капитала понимают капитал, который характеризуется одинаковой производительностью и риском, а под гомогенность труда понимают труд, характеризуется одинаковым уровнем подготовки, образования и продуктивности.
Поскольку концепция выравнивания цен на факторы производства базируется на теореме Хекшера-Олина, постольку в экономической литературе ее называют теоремой Хекшера-Олина-Самуельсона.
Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона имеет определенную ограниченность, поскольку носит сугубо абстрактный характер, основываясь на предположениях, что оба товара производятся в обеих странах, что технологии в обеих странах одинаковы, что существует абсолютная мобильность факторов производства и товаров. Поэтому она неоднократно подвергалась эмпирическим проверкам на базе статистических данных и применительно к разных стран, товаров и факторов виробництва.
Так, известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев дважды делал такие расчеты и дважды приходил к выводу, что теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается, поскольку трудонасичени страны экспортируют капиталомистську продукцию, тогда как капиталонасичени - трудомистську. В литературе этот вывод получил название "парадокса Леонтьева".
После В.Леонтьева теорему Хекшера-Олина ученые проверяли с помощью современной вычислительной техники, однако однозначного ответа относительно ее истинности, не получили. Поэтому есть все основания утверждать, что парадокс Леонтьева продолжает служить серьезным предостережением от некритического прямолинейного использования теории Хекшера-Олина в практике. Вместе с тем, несмотря на это предостережение и присущи недостатки, теоремы Хекшера-Олина и Хекшера-Олина-Самуэльсона добавляют знаний в общую теорию международной торгивли.
Моделям Хекшера-Олина-Самуэльсона, как и многим другим современным неоклассическим концепциям внешней торговли, противостоят новейшие теории, которые не связаны с теорией сравнительных преимуществ и теорией соотношения факторов производства. Суть теории эффекта масштаба сводится к положению о том, что торговля между странами обусловливается специализацией, которая вызвана не сравнительными преимуществами, а экономикой масштаба, т.е. таким развитием производства, при котором рост затрат факторов производства на единицу приводит к росту производства более, чем на единицу.
Экономика эффекта масштаба выходит из общеизвестного положения политической экономии, согласно которому рост масштаба производства приводит к снижению себестоимости единицы товара, поскольку создает предпосылки для внедрения и углубления специализации, относительно уменьшает расходы на управление, создает предпосылки для сокращения расходов при улучшении качественных характеристик товара (например , расходы на создание более мощных станков в среднем составляют лишь 60-70% от каждой единицы прироста его мощности).
При этом теория эффекта масштаба показывает, что структурные сдвиги, которые приводят к большему росту производства по сравнению с ростом затрат факторов, могут быть внешними по отношению к отдельной фирмы-производителя и внутренними, если они происходят внутри самой фирмы. В связи с этим принято различать внешний эффект масштаба, т.е. снижение затрат на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом, и внутренний эффект масштаба, т.е. снижение затрат на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее виробництва.
Внешний эффект масштаба имеет место тогда, когда растет количество фирм, производящих одинаковый товар. При этом размер фирм остается неизменным. При таких условиях на рынке, как правило, имеет место совершенная конкуренция, а это значит, что экспортеры могут продать любые объемы товара по рыночной цене, на которую они не могут влиять. Внутренний эффект масштаба имеет место тогда, когда объем производства товара остается неизменным, а количество фирм, его производят, уменьшилась. При таких условиях, как правило, возникает несовершенная конкуренция, при которой фирмы-производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Особым случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия, т.е. такая ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своего товара. Правда, подобные случаи встречаются редко. В настоящее время более частым явлением является существование олигополии, т.е. существование нескольких фирм, производящих продукцию одного вида и каждая из них может влиять на цены. При этом их товары не являются абсолютно одинаковыми, т.е. они различаются некоторыми характеристиками (например, различные модели автомобилей, холодильников, телевизоров и т.д.).
Исследуя торговлю в условиях монополистической конкуренции американский экономист Пол Кругман, которого принято считать одним из основателей нового направления в теории международной торговли, обнаружил определенная взаимосвязь между количеством фирм и ценой на их товары. Эта взаимосвязь такой:
чем больше фирм, тем меньше объем производства каждой фирмы и тем выше средние издержки на единицу продукции;
чем больше фирм, тем выше конкуренция и тем ниже цены;
если цена превышает среднерыночную, то на рынке появляются новые фирмы, а если цена ниже среднерыночной, то количество фирм зменшуеться.
Отсюда следует вывод, что даже в условиях монополистической конкуренции, с точки зрения потребителей, выгодно развивать международную торговлю, поскольку с развитием торговли не только растет количество фирм и ассортимент товаров, которые они производят, но и снижаются цены на Среди теорий внешней торговли, которые не связаны с теорией сравнительных преимуществ и теорией соотношения факторов производства, главное место занимает теория внутриотраслевой международной торговли. Хотя торговля товарами одной отрасли зародилась сравнительно давно, однако она в течение длительного периода не имела надлежащего научного объяснения в рамках одной из рассмотренных выше теорий. Одним из первых модель внутриотраслевой международной торговли разработал экономист венгерского происхождения Б.Баласса.
Он исходил из того, что по номенклатуре товаров международная торговля включает в себя два потока: внутриотраслевую торговлю и межотраслевую торговлю. Примером внутриотраслевой торговли может быть экспорт Россией автомобилей объединения "ВАЗ" и импорт японских автомобилей фирмы "Тойота". Примером межотраслевой торговли может быть экспорт Украиной сахара и импорт российской нефти. Есть внутриотраслевая международная торговля - это обмен между странами дифференцированными товарами одной отрасли, межотраслевая международная торговля - это обмен между странами гомогенной продукцией различных отраслей. Гомогенность продукции означает продукцию, вырабатываемую с одинаковыми затратами факторов производства. Внутриотраслевая международная торговля существенно отличается от межотраслевой международной торговли. И это отличие заключается в том, что:
внутриотраслевая торговля развивается в условиях одинаковой обеспеченности стран факторами производства, в то время как межотраслевая развивается в условиях разной обеспеченности стран факторами производства;
внутриотраслевая торговля отражает дифференциацию товаров, в то время как межотраслевая - сравнительные преимущества стран в производстве товаров;
внутриотраслевая торговля объясняется теорией экономики масштаба, в то время как межотраслевая - теорией соотношения факторов производства;
внутриотраслевая торговля приводит к росту дохода на все факторы производства, а межотраслевая обусловливает рост дохода только на относительно избыточные факторы производства и его сокращение на относительно недостаточные;
в условиях внутриотраслевой торговли торгуют между собой главным образом развитые страны и страны примерно одинаковы по размерам, в то время как в условиях межотраслевой торговли торгуют между собой преимущественно развитые и слаборазвитые страны и страны разных размеров;
при внутриотраслевой торговли страны торгуют, как правило,
комплектующими компонентами и дифференцированными товарами, а при межотраслевой торговли обмен осуществляется, как правило, готовой продукцией;
в условиях внутриотраслевой торговли обмен развивается главным образом в рамках отраслей, производящих промышленные товары, в то время как в условиях межотраслевой торговли обмен развивается главным образом между крупными отраслями, скажем, промышленностью и сельским хозяйством;
внутриотраслевая торговля не вызывает сложных социальных последствий, в то время как межотраслевая вызывает сложные социальные последствия, такие, скажем, как межотраслевое перемещение рабочей силы, разрушения и упадок целых отраслей, возникновения безробиття.
Неотъемлемым атрибутом современной внутриотраслевой и межотраслевой торговли является небывалая по масштабу и остротой конкурентная борьба. Масштабность конкуренции обусловлена ростом числа участников внешнеторговых операций. Наряду с крупными монополиями в рыночную борьбу включаются средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. При этом происходит обновление форм и методов конкуренции, возрастает поиск новых конкурентоспособных товаров и новых рынков сбыта. Хотя ценовая конкуренция продолжает играть значительную роль в завоевании рынка той или иной фирмой, в наше время все больше производителей пытается победить конкурентов предложением товаров с более прогрессивными потребительскими характеристиками.
Безграничные условия для маневрирования на рынке такими параметрами как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации и т.п. создает научно-техническая революция. Понятно, что конкурентоспособные товары могут производиться только конкурентоспособными фирмами. А для такой фирмы нужны определенные условия, которые принято характеризовать как конкурентоспособность страны. Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовыми характеристиками более привлекательные для потребителей по сравнению с товарами их конкурентив.
Для определения конкурентоспособности страны используется сложная система комплексных показателей, которые сгруппированы в следующие группы:
экономический потенциал и темпы экономического роста;
эффективность промышленного производства;
уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;
участие в международном разделении труда;
динамичность и емкость внутреннего рынка;
гибкость финансовой системы;
роль государственного регулирования экономики;
уровень квалификации рабочей силы;
обеспеченность рабочей силой;
социально-экономическая и внутриполитический ситуация.
В наше время высокой конкурентоспособностью характеризуются развитые страны, главным образом США, Япония, Германия, Швейцария. Причем эти страны имеют высокую конкурентоспособность не только состоянием на сегодня, но и на перспективу. их мощный экономический потенциал оперативно реагирует на изменение мирового совокупного спроса и заодно активно формирует его.
2. Меркантилизм и теория абсолютных и сравнительных преимуществ о торговле 2. ФОРМЫ МИЖНАРОДЖНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ