3. Регулирования международной торговли

В современных условиях стало нормой государственное регулирование международной торговли. Оно может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Одностороннее государственное регулирование международной торговли осуществляется правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Односторонние меры принимаются, как правило, в ответ на аналогичные действия других стран и приводят к возникновению политического напряжения между партнерами.
Двустороннее государственное регулирование предусматривает согласование торговой политики между странами, которые являются торговыми партнерами. Скажем, страны могут договариваться о технических требованиях к маркировке и упаковке товаров, о взаимном признании сертификатов качества и т.п.
Многостороннее государственное регулирование международной торговли имеет место тогда, когда торговая политика согласовывается и регулюеться1 многосторонними соглашениями. Примером таких сделок могут быть Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Международная торговая палата (МТП).
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают два вида государственной торговой политики: политику фритредерства и политику протекционизма. Политика фритредерства (либерализации) предусматривает минимальное государственное вмешательство во внешнюю торговлю и направлена на открытие внутреннего рынка ятя иностранных конкурентов путем снижения количества ограничений в торговле. Политика фритредерства обеспечивается путем осуществления свободной торговли, то есть путем невмешательства государства в развитие торговых отношений между субъектами мирового хозяйства, и путем применения режима наибольшего благоприятствования торговли, то есть путем предоставления налоговых и таможенных льгот для субъектов внешнеторговых видносин.
Политика протекционизма представляет собой государственную политику защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем увеличения ограничений в торговле. В современных условиях можно выделить несколько форм протекционизма:
селективный протекционизм, представляющей государственную торговую политику, направленную против отдельных стран или отдельных товаров; коллективный протекционизм представляет собой политику, которую осуществляют интеграционные объединения стран в отношении третьих государств; скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики, такими, скажем, как разовое снижение уровня таможенного сбора, расширения количества нетарифных ограничений и т.п.; отраслевой протекционизм заключается в защите определенных отраслей, прежде всего сельского хозяйства,
монопольный протекционизм представляет собой политику единоличного осуществления и регулирования государством внешнеторговых отношений, т.е. имеет место тогда, когда существует монополия государства во внешней торгивли.
Перед тем как ввести те или иные меры торговой политики, правительство каждой страны должен оценить их совокупное влияние на характер] торговой политики страны и возможные обратные действия торговых партнеров. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала специальную систему вопросов, на которые предлагается ответить раньше, чем применять те или иные меры торговой политики. Эта система включает в себя следующие вопросы:
Насколько вырастут доходы бюджета либо потребуются] бюджетные расходы на осуществление данного мероприятия?
Насколько вырастут внутренние цены и уменьшится потребление в результате осуществления этого мероприятия?
Как повлияет данное мероприятие на структуру соответствующего рынка и конкуренции на нем?
Позволит данное мероприятие в долгосрочной перспективе обеспечить структурную перестройку отрасли и вывести ее на конкурентоспособный уровень или он лишь законсервирует ее существующую отсталость?
Как повлияет данное мероприятие на смежные отрасли, особенно те, которые покупают или продают свою продукцию той области, на защиту которой данное мероприятие направляется?
Как отреагируют другие страны на применение данного мероприятия и который его потенциальное влияние на них?
Ли данное мероприятие существующим двусторонним и многосторонним соглашениям, в которых участвует данная страна? Регулирование международной торговли может осуществляться на нескольких уровнях: на уровне фирмы, на национальном, межнациональном и наднациональном уровнях. Фирменный уровень предусматривает соглашение между фирмами о разделе рынков сырья, материалов, сбыта товаров, сфер влияния, ценовую политику. Национальный уровень предусматривает регулирование внешнеэкономической деятельности национальной нормативно-правовой базой. Межнациональный уровень проявляется в заключение соответствующих договоров между государствами или группами государств. Наднациональный уровень осуществляется специальными международными организациями (институтами) такими как ГАТТ, ВТО и инши.
Международные торгово-экономические отношения регулируются тарифными и нетарифными методами. Тарифные методы - это те, которые базируются на соответствующих тарифах. Нетарифные, т.е. все остальные методы. Тарифы - это совокупность нормативов, с помощью которых государство и международные экономические организации регулируют цены на услуги, производство и потребление, а также сборы, налоги и пошлины. Содержание тарифов раскрывается в тарифных ставках, тарифных сетках, тарифно-квалификационных справочниках и национальных таможенных тарифах.
Таможенный тариф - это конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенный тариф (пошлина) выполняет три основные функции: фискальную, так экспортное и импортное пошлина выступает одной из статей доходной части бюджета. Протекционистскую, поскольку с помощью импортных пошлин государство защищает местных производителей от иностранных конкурентов. Балансировочную, поскольку через экспортную пошлину государство отвлекает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по каким-то причинам ниже свитови.
Пошлина классифицируют по способу снятия, за объектом обложения по характеру, по происхождению, по типу ставок и по способу обчислення.
По способу снятия различают три вида пошлины:
адвалорная, есть такое, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров (скажем, 20% от таможенной стоимости);
специфическое, то есть такое, начисляемой фискально за единицу товара (скажем, 20 дол. за 1 тонну)
комбинированное, то есть такое, что объединяет оба вида пошлины (скажем 20% от таможенной стоимости, но не более 10 дол. за 1 тонну).
По объекту обложения пошлина делится на:
импортная пошлина. Оно накладывается на импортные товары при выпуске} их для свободного обращения на внутреннем рынке страны;
экспортная пошлина. Оно накладывается на экспортные товары при вывозе за пределы таможенной территории;
транзитную пошлину. Оно налагается на товары, перевозимые транзитом через территорию данной краини.
По характеру пошлина делится на:
сезонная пошлина. Оно используется для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, главным образом сельскохозяйственной;
антидемпинговая пошлина. Оно применяется в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам более низким чем их нормативная цена в экспортирующей стране товары, но при условии, если такой импорт наносит ущерб местным производителям аналогичных товаров;
компенсационная пошлина. Оно накладывается на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит школы национальным производителям такого же товару.
Кроме того, различают пошлину по происхождению:
автономное. Его устанавливает односторонне какая-то из стран;
конвенциональное (договорное). Оно устанавливается на основе двусторонних или многосторонних соглашений;
преференциальное. Оно устанавливается на основе многосторонних соглашений с целью содействия экспорту какого-либо товара из менее развитых стран. Ставки этой пошлины, как правило, ниже по сравнению с звичайними.
Среди экономистов и политиков отсутствует единая точка зрения относительно целесообразности тарифного регулирования международных торговых отношений. Сторонники тарифов считают, что их внедрение необходимо для того, чтобы защитить слабые отрасли отечественной экономики, стимулировать национальное производство, увеличивать поступления в бюджет и обеспечивать национальную безопасность. Противники тарифного регулирования считают, что в большинстве случаев взимания пошлины ведет к снижению экономического благосостояния страны, порождает торговые войны, увеличивает налоговое бремя на потребителей, подрывает экспорт и сокращает зайнятисть.
В практике международных торговых отношений, кроме тарифных методов регулирования, используются и нетарифные методы. их делят на две группы:
методы, которые прямо ограничивают экспортно-импортные операции и предусматривают защиту и регулирование отечественного производства;
методы, направленные на стимулирование експорту.
К первой группе нетарифных методов регулирования международных торговых отношений относятся квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, технические препятствия, внутренние налоги, политика государственных закупок тощо.
Квотирование - это определение контингента (объема) товаров, подлежащих экспорта-импорта. По направлению действия квоты разделяются на:
экспортные квоты, то есть те, которые вводятся в соответствии с международными соглашениями и определяют долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (скажем, экспорт нефти из стран ОПЕК, экспорт зерна из стран Европейского союза), или правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (вывоз нефтепродуктов из Украины);
импортные квоты, то есть те, что вводятся национальным правительством для защиты отечественных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также в ответ на дискриминационную торговую политику других держав.
По степени охвата квоты делятся на глобальные и индивидуальные. Глобальная квота устанавливается на экспорт или импорт определенного товара на определенный период времени независимо от того, из какой страны Этот товар импортируется или в какую страну экспортируется. Эта квота направлена на обеспечение определенного уровня внутреннего потребления. Индивидуальная квота - это установление в рамках глобальной квоты определенной доли (квоты) каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар.
Лицензирование представляет собой регулирование внешнеэкономической деятельности через письменное разрешение государственных органов на экспорт и импорт товара в определенных количествах и за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или выступать самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия выступает лишь документом, | подтверждающий право на экспорт-импорт товара в пределах полученной квоты. А во втором - приобретает самостоятельное значение и выступает в таких И формах:
разовая лицензия, есть письменное разрешение сроком до одного года на экспорт-импорт, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
генеральная лицензия, т.е. разрешение на экспорт-импорт какого-либо товара в течение года без ограничения количеством соглашений;
глобальная лицензия представляет собой разрешение на экспорт-импорт данного товара в любую страну за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
автоматическая лицензия - это разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Распределение лицензий между экспортерами и импортерами осуществляется в различных формах. Наиболее типичными из них являются:
аукцион, т.е. продажа лицензий на конкурсной основе;
система явных преимуществ, которая представляет собой закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны отечественных импортеров;
распределение лицензий на позациновий основе, т.е. предоставление лицензий тем фирмам, которые обнаружили способность наиболее эффективно осуществлять экспортно-импортные операции.
Добровольные ограничения экспорта как метод нетарифного регулирования международных торговых отношений представляет собой обязательство одного из торговых партнеров уменьшить или не расширять экспорт того или иного товара. На практике этот метод применяется главным образом в торговле развитых стран между собою.
Технические препятствия представляют собой совокупность национальных технических, административных и других норм и правил, направленных на создание препятствий ввозу товаров в страну. В технических препятствий относятся требования о соблюдении национальных стандартов, получения сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и т.п.
Внутренние налоги и сборы направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Эти налоги могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (скрытыми). К последним относятся сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей.
Политика государственных закупок как метод нетарифного регулирования международных торговых отношений представляет собой требование государства закупать определенные товары только у отечественных производителей, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже по сравнению с импортними.
Ко второй группе нетарифных методов регулирования международных торговых отношений, как отмечалось выше, относятся те из них, которые направлены на стимулирование экспорта. Среди них чаще всего используются субсидии, экспортные кредиты, демпинг тощо.
Субсидии - это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на прямые и косвенные. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные субсидии представляют собой скрытое дотирование экспортеров путем предоставления им налоговых льгот, льготных условий страхования и кредитования, возврат импортных пошлин тощо.
Экспортные кредиты как метод нетарифного регулирования международных торговых отношений составляют финансовое стимулирование государством развития экспорта отечественных товаров. Экспортное кредитование выступает в таких формах:
субсидированные кредиты национальным экспортерам. Они представляют собой кредиты, предоставляемые государственными банками на льготных условиях, а значит, позволяют уменьшать цену товара;
государственные кредиты иностранным импортерам при обязательстве их закупать товары только у фирм страны, предоставившей этот кредит;
страхования экспортных рисков отечественных экспортеров. Подразумеваются коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставки товаров) и политические риски, которые возникают тогда, когда непредвиденные действия правительства не позволяют импортеру выполнить свои обязательства перед експортером.
Экспортные кредиты делятся на краткосрочные (на срок менее одного года и используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья); среднесрочные (на срок от 1 до 5 лет и используются для кредитования экспорта машин и оборудования); долгосрочные (на срок более 5 лет и используются для кредитования экспорта инвестиционных материалов и крупных проектов).
Субсидирование экспорта может происходить в формах, направленных на вытеснение конкурентов с рынка. Так, за счет государственных субсидий отечественным фирмам могут создаваться предпосылки для осуществления этими фирмами демпинга. Демпинг представляет собой продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен внутри страны. В коммерческой практике демпинг может выступать в таких формах
спорадический демпинг, т.е. эпизодический продажа избыточных товаров на внешний рынок по сниженным ценам; преднамеренный демпинг, представляющий собой умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего введения монопольных цен;
постоянный демпинг представляет собой постоянную продажу товаров за рубежом по ценам, является ниже нормальных; обратная демпинг представляет собой завышение цен на экспорт по сравнению с ценами на эти товары на внутреннем рынке; взаимный демпинг, представляющий собой встречную торговлю двух стран одним и тем же товаром по сниженным ценам. "В современных условиях широко практикуются и неэкономические методы регулирования международных торговых отношений. К ним, в частности, относятся правовые инструменты, которые подробно изучаются международным правом. Но эти инструменты тесно связаны с международной экономикой. К ним относятся торговые договоры, соглашение на торговлю и мореплавания, правовые режимы (скажем, режим наибольшего благоприятствования торговли и т.д.), организационно-информационное обеспечение экспортеров тощо.
Испытывает регулирования со стороны государства и международная торговля услугами. При этом инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве случаев те
2. Ценообразование в международной торговле ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ