1. Сущность и формы международного движения капитала
Одной из форм международных экономических отношений является вывоз капитала, т.е. его экспорт в другие страны частными фирмами и государством с целью получения прибыли. Международная миграция капитала зародилась еще в эпоху капитализма свободной конкуренции, когда капиталы в поисках более высокой прибыли не только играли из отрасли в отрасль, способствуя образованию средней нормы прибыли, но и пересекали национальные границы, проникая в экономику других краин.Возможность и необходимость международного движения капитала обусловлена целым рядом факторов, среди которых важнейшими являются:
интернационализация хозяйственной жития и вовлечение большинстве стран в систему мировых экономических связей;
образование относительного избытка капитала на национальном рынке и отсутствие условий его эффективного применения;
возможность более прибыльного применения капитала за рубежом в результате наличия там дешевого сырья, энергии, квалифицированной рабочей силы и производственной и социальной инфраструктуры;
стремление обеспечить чистоту окружающей среды в странах-экспортерах капиталу.
Формы международного движения капитала различают по источникам происхождения капитала, характеру использования, срокам вкладання.
По источникам происхождения капитала на международном рынке различают вывоз официального капитала и вывоз частного капитала. Официальный (государственный) капитал представляет собой денежные средства из государственного бюджета и материальные ценности государства, деремишуються за границу или поступают из-за границы по решению правительств или межправительственных организаций. Сюда относятся все займы, кредиты, дарения (гранты), помощи, предоставляются одной страной другой на основе межправительственного соглашения. Официальным считается и тот капитал, которым распоряжаются международные межправительственные организации (кредиты МВФ, Всемирного банка, расходы ООН на реализацию каких-то программ и т.д.). Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, а потому его перемещения за границу осуществляется на основании решения органов исполнительной и представительной власти. Частный (негосударственный) капитал представляет собой денежные средства и материальные ценности частных фирм, банков и других негосударственных организаций, которые перемещаются за границу или поступают из-за границы по решению их руководящих органов и их объединений. К этой категории движения капитала относятся капиталовложения частных фирм, предоставление торговых кредитов, межбанковское кредитование. Хотя источником происхождения частного капитала являются средства негосударственных фирм и организаций, вывоз его за границу, как правило, регулируется и контролируется государственными органами.
По характеру использования капитала на международном рынке различают вывоз ссудного капитала и вывоз предпринимательского капитала. Ссудный капитал представляет собой средства, даваемые взаймы с целью получения прибыли в виде процента. Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде частных и государственных займов через систему международного кредитования. Подробнее о международном кредит речь пойдет нижче.
Предпринимательский капитал представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции, ведущие к созданию за рубежом филиалов Дочерних предприятий, компаний, совместных предприятий. Вывоз предпринимательского капитала осуществляется несколькими путями: путем строительства за рубежом собственных (или на паях) предприятий, путем приобретения контрольного пакета или просто части акций действующих предприятий; путем открытия за рубежом собственных филиалов или Дочерних компаний.
Капиталовложения в зарубежные предприятия в зависимости от контроля за последними делятся на прямые и портфельные. Прямые инвестиции осуществляются путем строительства за рубежом собственных Промышленных, торговых и других предприятий и дают право контроля над ними. Это право обусловливается владением контрольным пакетом акций. В международной статистике к прямым инвестициям относятся такие, когда у иностранного инвестора сосредоточено "не менее 25% акционерного капитала компании. В конце 90-х годов XX века ежегодный объем прямых иностранных инвестиций составлял 250-260 млрд. доларив.
С вывозом капитала произошло становление и укрепление роли транснациональных корпораций (ТНК). Согласно документам ООН к транснациональным корпорациям относятся такие, которые имеют дочерние фирмы в двух или более странах независимо от юридической формы или сферы деятельности их зарубежных фирм. В конце 90-х годов XX века в мире было почти 38 тысяч транснациональных корпораций, которым принадлежало более 210 тысяч филиалов в зарубежных краинах.
Для обеспечения сопоставления учета в международной практике осуществляется классификация предприятий в зависимости от доли прямого инвестора в капитале иностранного предприятия. Прямой инвестор - это государственные или частные организации, физические и юридические лица и их объединения, обладающие предприятием с прямыми инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями - это акционерное или неакционерное предприятие, в котором прямому инвестору-резиденту другой страны принадлежит не менее 10% обыкновенных акций и голосов (в акционерном предприятии) или их эквивалент (в неакционерному предприятии).
Предприятия с иностранными инвестициями разделяют на дочерние компании, ассоциированные компании и филиалы. Дочерние компании представляют собой предприятия, в которых прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала. Ассоциированные компании - это предприятия, в которых прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала. Филиалы - это предприятия, полностью принадлежащие прямом инвестору.
Главными причинами прямых зарубежных инвестиций является и технологическое лидерство, преимущества в квалификации рабочей силы, размеры корпорации, уровень концентрации производства, необходимость доступа дождь природных ресурсов тощо.
Прямые зарубежные инвестиции выгодны для стран-экспортеров капитала и стран-заемщиков. Страны-импортеры в результате прямых зарубежных инвестиций получают более высокие прибыли и имеют возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран-импортеров капитала. Страны экспортеры в результате прямых зарубежных инвестиций имеют возможность более быстро развивать свое хозяйство, участвовать дат новейших технологий, создавать дополнительные рабочие места, решать социальные проблеми.
Учитывая экономическое и социально-политическое значение прямых инвестиций, правительства стран-экспортеров и стран-импортеров разрабатывают, осуществляют меры по стимулированию прямых инвестиций. Среди пыль мероприятий наиболее распространены следующие:
предоставления государственных гарантий прямым инвесторам. их могут предоставлять страны-экспортеры и страны-импортеры капитал Правительства, заинтересованные в экспорте капитала, могут давать национальным компаниям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или его доли за счет государственных источников в случае национализации, стихийного бедствия, невозможности перевода прибыли, неконвертованости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиции закрепляются в двусторонних или региональных соглашениях о защите инвестиций;
страхования зарубежных инвестиций, осуществляют соответствующие частные и государственные структуры стран-экспортеров капитала;
урегулированию инвестиционных споров, которое может осуществляться на базе национального законодательства стран-экспортеров и стран-импортеров капитала или международного арбитража;
недопущение двойного налогообложения, которое обеспечивается путем двустороннего соглашения о том, что корпорация платит в чужой стране только ту часть налога на прибыль, которую она не заплатила в своей стране;
административная и дипломатическая поддержка со стороны правительственных институтов своей страны, которая чаще проявляется в форме договоренностей со страной-импортером о создании наиболее благоприятных условий для прямых инвесторив.
Портфельными инвестициями принято называть вложения капитала в акции и другие ценные бумаги иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих владение контрольным пакетом акций. Невозможность владеть контрольным пакетом акций достаточно часто обусловливается особенностями законодательства стран-импортеров капитала. Так, действующее законодательство многих стран, развивающихся устанавливает для иностранных корпораций предельные лимиты владения акциями местных предприятий в целом в стране или в отдельных отраслях. Поэтому иностранные инвесторы, вместо собственных предприятий создают только смешанные компании с участием местного частного или государственного капиталу.
Совместные предприятия есть и в Украине, но, к сожалению , у нас отсутствуют предельные лимиты владения акциями для иностранных партнеров. А потому почти на всех совместных предприятиях иностранные партнеры владеют контрольным пакетом акций.
До портфельных инвестиций прибегают и тогда, когда не хватает средств для приобретения контрольного пакета акций. Толчок к развитию портфельных инвестиций дает также интернационализация операций фондовых бирж, где покупаются и продаются акции не только национальных, но и крупных зарубежных компаний.
Международные портфельные инвестиции классифицируются на акции и долговые ценные бумаги. Акция представляет собой денежный документ, находящийся в обращении на рынке и удостоверяет имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившей этот документ. Долговые ценные бумаги - это денежные документы, которые обращаются на рынке и подтверждают отношения займа владельца документа к лицу, выпустившей этот документ. Долговые ценные бумаги выступают в форме облигаций, казначейских векселей, депозитных сертификатов, банковских акцептов, финансовых дериватов и т. ин.
Облигации - это денежные инструменты, которые дают их владельцу безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход или на определенный договором изменяемый денежный доход. Казначейский вексель, депозитный сертификат и банковский акцепт представляют собой денежные инструменты, которые дают их владельцу безусловное право на гарантированный денежный доход на определенную дату. Эти инструменты продаются на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения. Финансовые деривативы являются производные денежные инструменты, которые имеют рыночную стоимость и удостоверяют право владельца на продажу и покупку первичных ценных бумаг. К ним относятся опционы, варранты, фьючерсы, свопы и др.. Опцион-представляет собой ценную бумагу, которая дает его владельцу право купить или продать определенный ценную бумагу или товар по фиксированной цене после того, как пройдет определенное время, или на определенную дату. Варрант - это разновидность опциона, дающий его владельцу право приобрести на льготных условиях определенное количество акций в течение определенного времени. Фьючерс представляет собой контракт на покупку или продажу определенной ценной бумаги, валюты или товара за определенную цену на определенную дату в будущем. Своп - это соглашение, которое предусматривает обмен через определенное время и на основе согласованных правил платежами по одной и той же заборгованости.
Основными причинами осуществления портфельных инвестиций являются:
стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска;
стремление защитить деньги от инфляции и получить спекулятивный доход;
более высокая ликвидность портфельных инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями, т.е. способность быстро превратить ценные бумаги в наличную валюту.
Международный рынок портфельных инвестиций значительно больше по объему в сравнении с международным рынком прямых инвестиций. Однако он значительно меньше по сравнению с совокупным внутренним рынком портфельных инвестиций развитых стран. Это объясняется тем, что инвесторы развитых стран в подавляющем большинстве держат свои капиталы в национальных ценных бумагах, поскольку на внутреннем рынке более понятное законодательство по ценным бумагам, более развитая инфраструктура рынка, большие гарантии выполнения контрактных обязательств, более высокая ликвидность национальных ценных бумаг, более низкие затраты на проведение операций с ценными бумагами .
Прямые и портфельные международные инвестиции по срокам вложения делятся на долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные инвестиции представляют собой вложения капитала сроком более чем на 5 лет. Среднесрочные - вложения капитала на срок от одного до пяти лет. Краткосрочные - это вложения капитала на срок до одного року.
В современных условиях вывоз капитала имеет определенные особенности. Эти особенности таковы:
рост в общем объеме вывоза капитала доли государственного капитала;
усиление миграции капитала между развитыми странами;
усиление миграции капитала между развивающимися странами;
рост военно-политического характера вывоза капитала;
усиление неравномерности вывоза капиталу.
Украины, как и все постсоциалистические страны не играет существенную роль в международном движении капитала. Об этом можно судить хотя бы по тому, что на страны с переходной экономикой и развивающиеся страны, приходится лишь 4-5% международных потоков, то есть 95-96% движется между развитыми краинами.
Однако, несмотря на скудность количественных показателей, международное движение капитала, прежде всего его импорт в Украину, имеет большое значение. Он может способствовать оживлению экономики и перехода к экономическому зростання.
Однако действует целый ряд факторов, сдерживающих поток иностранного капитала в Украину. Среди них наиболее существенными кризис украинского внешнего долга и непривлекательность Украины как партнера-заемщика. Став независимым , наше государство активно включилась в систему внешних заимствований и уже по состоянию на 1993 год долги внешним кредиторам составили более 4 млрд. долларов. Добиваясь отсрочки старых долгов, Украина одновременно вынуждена была делать новые зарубежные запозичення.
Причем рассчитывать можно было главным образом на кредиты международных экономических организаций. Частные фирмы, которые при предоставлении кредитов руководствуются исключительно интересами прибыли, не спешили и вкладывать свои капиталы в инвестиционные проекты. То же можно сказать и и о правительствах зарубежных стран. Иначе говоря, Украина получала! зарубежные кредиты, как правило от Международного валютного фонда,] Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Так, 1 начиная с 1993 года в Украине реализуется около 20 проектов, финансируемых за счет займов Всемирного банка, на общую сумму почти Из млрд. долларов. Среди этих проектов достаточно весомой была реабилитационная заем, предназначена на финансирование дефицита бюджета, обеспечения макроэкономической стабилизации и создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг, создания и развитие процессов приватизации.
Великими по объему и значению были займа Всемирного банка на реструктуризацию угольной отрасли, структурную перестройку сельского хозяйства, развитие предприятий, перестройку финансового сектора, реформирования государственного управления тощо.
При этом предоставление кредитов жестко связывалось с выполнением Украиной определенных макроэкономических условий: сокращение предложения денег, снижение государственных расходов, превышение процентной ставкой уровня инфляции, сокращение бюджетного дефицита и т.д.. А сами кредиты жестко привязывались к определенным проектов, главным образом либерализации торговли, приватизации. Привлечение все новых и новых кредитов привело к тому, что к началу двухтысячного года внешний долг страны превысил 12 млрд. долларов, то есть более 1200 долларов в расчете на душу населения. При таких условиях на обслуживание внешнего долга необходимо тратить почти половину всей суммы государственных видаткив.
Как уже отмечалось, одним из факторов, сдерживающим приток капитала в Украину, выступает непривлекательность нашего национального рынка для зарубежных инвесторов. Получая иностранные кредиты, и прежде всего по линии МВФ, думалось, что приток в страну ссудного капитала вызовет приток предпринимательского капитала, то есть реальных инвестиций, которые в первую очередь нужны для структурных преобразований в ключевых отраслях экономики. Однако воспрепятствовала непривлекательность нашего отечественного рынка, политическая нестабильность в стране, неблагоприятные правовые условия, нестабильная система налогообложения и т.ин.1 Все это и отсутствие доверия частных инвесторов не позволило привлечь необходимый нам предпринимательский капитал. Именно предпринимательский, а не ссудный. Дело в том, что, во-первых, с притоком предпринимательского капитала не растет внешний долг страны, во-вторых, сотрудничество с иностранными фирмами приобщает украинские предприятия к новым технологиям и способов организации производства и обеспечивает прямой выход на мировые рынки с конкурентоспособными товарами, в-третьих, реальные инвестиции дают толчок экономике, который может способствовать выведению ее из депрессии и
ТЕМА 6. Международное движение капитала | 2. Международный кредит и его виды |