3. Международное перемещение технологий

Как известно, технология представляет собой совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг. ее международное перемещение можно рассматривать как обычную торговлю специфическим товаром и как международное движение специфического фактора производства. Если новая технология обеспечивает сокращение издержек производства, то ее можно сравнить с увеличением производственного потенциала, то есть с увеличением факторов производства. Это же относится и в случае, когда новая технология способствует повышению производительности труда. Тогда ее внедрения можно рассматривать как способ увеличения факторов производства или как самостоятельный фактор производства. Итак, технология, во-первых, может выступать самостоятельным способом превращения ресурсов в товары и услуги и в этом качестве проявляется в виде разработок и методов производства, во-вторых, может уречевлюватися в новых машинах, приборах, в работниках с более высоким уровнем образования и квалификации. При этом следует иметь в виду, что исторически первой формой перемещения технологии была последняя, то есть перемещение технологии осуществлялось в сочетании с такими видами ресурсов, как земля, капитал, рабочая сила.
В основе развития технологии лежит научно-технический прогресс. Его ускорение привело к возникновению во второй половине XX века мирового рынка технологий, который функционирует наряду с мировыми рынками рабочей силы и капитала. Это обусловлено тем, что имеют место существенные технологические различия между отдельными странами, вызванные неравномерностью развития научно-технического прогресса. В связи с этим на рынке появляются специфические товары - технологии, международное перемещение которых способствует стиранию технологических различий между краинами.
Принято различать две составные части рынка технологий: рынок по торговле технологиями, как самостоятельным фактором производства в виде лицензий, патентов, "ноу-хау" и т.п..; Рынок, на котором технологии материализованные в технологичномистських видам продукции, квалифицированных рабочих и высокотехнологичном капитале и их международное перемещение приближается к международного перемещения товаров, рабочей силы и капиталу.
Важной предпосылкой функционирования технологического рынка является правовая защита научно-технических знаний и интеллектуальной собственности, т.е. обеспечение создателям новых технологий исключительного права на распоряжение результатами своего труда в течение определенного периода и недопущения бесплатного использования результатов их труда третьими лицами. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарные знаки или марки.
Патент - это документ, удостоверяющий авторство и приоритет изобретателя, а также предоставляет ему монопольное право на использование новшества течение определенного периода (как правило, 15-20 лет). В случае нарушения прав владельца патента, он может обратиться в суд и взыскать с нарушителя причиненные ему убытки. Оформление патента и его поддержание требует уплаты высокого патентной пошлины. А потому изобретатели и небольшие фирмы, в которых сделан изобретение, часто вынуждены продавать патенты крупным фирмам, которые способны освоить изобретение. При продаже патента титул собственности на коммерческий изобретение переходит К покупця.
Необходимость более быстрого распространения новых технологий требует многократного использования изобретения в течение срока действия патента самим владельцем технологии и другими фирмами. В связи с этим появились лицензии, как формы правовой защиты новых технологий. Лицензия представляет собой разрешение владельца технологии или прав промышленной собственности, независимо от того, защищены они патентом или нет. Лицензия выдается заинтересованной стороне на определенный срок за установленную вознаграждение. Таким образом, лицензии могут патентные и беспатентные. Патенты-это те, которые дают разрешение на использование запатентованных изобретений. Беспатентные лицензии-это те, которые дают разрешение на использование не запатентованных по каким-то причинам изобретений или непатентоздатних.
Беспатентные лицензии, как правило, выступают в виде ноу-хау. К ноу-хау относят технический опыт и секреты производства, информацию, имеющую коммерческую ценность. Ноу-хау может быть предоставлено в виде программно-математического обеспечения, математических формул и алгоритмов, схем, чертежей тощо.
Копирайт представляет собой право автора художественного или литературного произведения, эскизов, макетов, чертежей, рисунков и т.д.. на воспроизведение (копирование, размножение) своей роботи.
Товарный знак или марка, которые, как правило, ставятся на продукции фирмы в виде рисунка, инициалов основателя (владельца) компании, аббревиатуры, графического изображения и т.д.. Товарный знак регистрируется по месту нахождения компании и за рубежом и другим фирмам запрещено использовать его без официального дозволу.
В большинстве развитых стран крупные фирмы считают целесообразным продавать новые технологии не на внутреннем, а на внешнем рынке. А потому и внешние рынки технологий значительно больше, чем внутренние. Это оклеветан следующими причинами:
на пути международного перемещения технологий стоит меньше препятствий и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов;
передавая новые технологии своим зарубежным филиалам и дочерним компаниям, ТНК не теряют монопольного права на использование новых технологий и исключают возможность распространения производственных секретов за пределы ТНК;
реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поступлениями из-за границы сырья, оборудования, полуфабрикатов, что позволяет продавцу технологий увеличить производство продукции на экспорт;
продажа технологий за границу часто выступает единственным способом получения нужных технологий от зарубежных партнерив.
Заинтересованность одних фирм в продаже технологий за границу наталкивается на заинтересованность других фирм в их покупке. То есть на международном рынке имеет место совокупное предложение и совокупный спрос. Среди причин, побуждающих фирмы покупать новые технологии на мировом рынке, важнейшими являются:
импорт новых технологий дает возможность фирме сэкономить средства и время, потребовались бы в случае поиска путей решения производственной проблемы;
импорт новых технологий, как правило, сопровождается низкими затратами на их освоение, поскольку на международном рынке продаются, как правило, отработанные технологии и гарантируется в случае необходимости помощь продавца по освоению нововведения;
товары, произведенные по зарубежным технологиям, как правило, отличаются высокой конкурентоспроможністю.
Международная передача технологий может осуществляться в различных формах, которые можно сгруппировать в две группы: некоммерческие (нерыночные) формы и коммерческие (рыночные) формы. К первым относятся публикации по научно-технической тематике, конференции специалистов, выставки, ярмарки, подготовка специалистов и т.д.. Несмотря на широкую распространенность, названные формы играют незначительную роль в передаче технологий зарубежным фирмам.
Среди коммерческих форм передачи технологий наибольшее распространение получила торговля патентами и лицензиями, ноу-хау, инжиниринг. Международная торговля патентами представляет собой международное соглашение, по которому патентообладатель передает свои права на использование изобретения покупателю патенту.
Торговля лицензиями представляет собой международное соглашение, по которому собственник изобретения или технических знаний передает другой стороне разрешение на пользование в определенных пределах его правами на технологию. В зависимости от объема прав, предоставляемых лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии и другим покупателям на данной территории. Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование технологии, а продавец лишается права самостоятельно использовать запатентованную технологию или передавать ее третьим лицам на данной территории. Полная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия лицензии и лишает продавца всех прав Относительно самостоятельного использования патента на весь период действия угоди.
Лицензионные платежи могут осуществляться в форме роялти, паушального платежа, участия в прибылях и участия в собственности. Роялти представляет собой периодические (ежемесячные, ежеквартальные или годовые) отчисления от дохода, суммы продаж и отпускной цены товара, полученного в результате коммерческого применения лицензии. Эти отчисления осуществляются в течение всего периода действия лицензионного соглашения. Паушальные платежи - это зафиксированные в соглашении разовые платежи, не связанные по времени с фактическим использованием лицензии. Они устанавливаются на основе экспертных оценок и используются в случаях, когда есть неуверенность в возможности осуществлять периодические платежи за границу, когда покупатель стремится избежать контроля продавца за последующим использованием технологии, когда продавец плохо знает положение дел в покупателя, когда технология связана с конкретным оборудованием , которая реализуется, и т.д.. Участие в прибылях - представляет собой отчисления в пользу продавца части прибыли, полученной покупателем в результате коммерческого применения новой технологии. Участие в собственности представляет собой передачу продавцу части акций своих предприятий за предоставление права использовать новые технологии.
Ноу-хау, как форма международной передачи новых технологий представляет собой передачу технического опыта и производственных секретов технологического, экономического, административного и финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. В данном случае предметом купли-продажи выступают, как правило, незапатентованные изобретения, имеющих коммерческую циннисть.
Инжиниринг представляет собой предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или взятых в аренду машин и обладнання.
Многие страны для передачи нововведений используют франчайзинг. Франчайзинг представляет собой контракт на передачу торговой марки. При этом продавец не только передает покупателю право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь по ведению бизнесу.
В отдельных случаях некоторые фирмы используют и такую форму передачи технологий, как контракт на управление. Его суть заключается в том, что фирма одной страны направляет своих менеджеров в зарубежную фирму для выполнения управленческих функций не определенный срок и за определенную плату. Потребность в контрактах на управление возникает в следующих случаях:
когда иностранные предприятия национализируются, а бывшему владельцу предлагают продолжить управление предприятием, пока местный персонал не научится сам выполнять полный объем работ по управлению;
при роуминге создается новое предприятие или реконструируется действующее, то от фирмы-поставщика нового технологического оборудования могут просить помощи в виде управленческих услуг;
когда необходимо добиться существенного повышения эффективности действующего предприятия, а местные управленцы могут справиться с этим завданням.

Разновидностью международной передачи технологии выступает международное техническое содействие или техническая помощь, получила развитие во второй половине 70-х годов XX столиття.
Техническое содействие представляет собой предоставление странам содействия на платной или бесплатной основе в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Такое содействие может осуществляться посредством реализации специальных программ технического содействия по линии международных организаций или на двусторонней основе. Как правило, эти программы направлены на оказание технического содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой в целях создания основ развития рыночной экономики. В экономической сфере зачастую техническое содействие предоставляется в области разработки программ экономического развития, статистики, денежной и бюджетной политики, развития регионов, технико-экономического обоснования отдельных проектив.
Различают несколько организационных видов технической помощи:
технологические гранты, представляют собой безвозмездную передачу развитыми странами технологии, технологичномистких товаров или финансовых ресурсов на покупку технологии, обучение и переподготовку персонала. Получатель не несет никаких расходов по финансированию проекта, а лишь выполняет организационные функции по принятию и размещению технической помощи;
снивфинансування технического содействия предусматривает более серьезное участие и ответственность получателя технической помощи. Он должен нести определенные расходы на ее финансирование. Правда, эти расходы, как правило, составляют менее половины стоимости проекту.
Программы технического содействия разрабатываются и реализуются главным образом ООН, МВФ, Всемирным банком и другими международными организациями, а также богатыми странами свиту.
Хотя, как отмечалось выше, на пути перемещения технологий стоит меньше препятствий и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов, однако это не означает их полное отсутствие. Препятствия и ограничения могут выдвигаться из различных соображений. Так, одни страны могут выдвигать определенные препятствия и ограничения на пути экспорта технологий, руководствуясь соображениями национальной безопасности, политическими и идеологическими мотивами или стремлением сохранить технологическое лидерство. Другие могут ставить препятствия импорта технологий с целью ограничения иностранной конкуренции, сохранение рабочих мест. Регулирования вывоза и ввоза технологий осуществляется органами таможенного контроля, а также через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков и разрешительную систему продажи технологий.
2. Международный кредит и его виды 4. Мировой финансовый рынок и его структура