1. Суть и факторы международной экономической интеграции

Интеграция в переводе с латинского языка означает соединение отдельных частей в единое, целое. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала международная экономическая интеграция. Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Международная экономическая интеграция осуществляется под воздействием таких объективных факторов как рост интернационализации хозяйственной жизни, углубление международного разделения труда, развитие НТР, рост уровня открытости национальных економик.
Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой Процесс развития устойчивых экономических связей между странами и выхода воспроизводства за пределы национального хозяйства. Рост уровня интернационализации особенно активно ТНК.
Международное разделение труда, как отмечалось в предыдущих темах, был причиной и условием развития международных экономических отношений как таковых, а в наше время он стал одним из важных факторов международной экономической интеграции. Развитие внутриотраслевого, межотраслевого и территориального разделения труда в конечном плане подтолкнул отдельные страны к укреплению экономических связей между ними, особенно между странами региону.
Научно-техническая революция требует от стран мирового содружества более тесного взаимодействия с целью решения актуальных проблем современности. Сегодня практически невозможно развивать науку и технику, осваивать новейшие технологии производства, обживать космос, решать проблемы энергетики, продовольствия и сырья без тесного взаимодействия стран на международном ривни.
Открытость национальных экономик позволяет стране более полно включаться в мирохозяйственные связи. Правительства развитых стран всячески стимулируют экспортные производства, способствуют кооперации национальных предприятий с иностранными фирмами, обеспечивают правовую базу для притока из-за границы капиталов, технологий и квалифицированных кадрив.
Конечно, для развития международной экономической интеграции недостаточно названных факторов. Кроме них, еще нужны определенные предпосылки, которые дают возможность реализовать объективную необходимость в интеграции. Среди таких предпосылок назовем найважливиши.
Во-первых, это близость уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как свидетельствует мировой опыт, межгосударственная интеграция осуществляется, как правило, или между развитыми странами, или между развивающимися странами. Это потому, что интеграционные процессы протекают более активно и более плодотворно между государствами, которые находятся на примерно одинаковом уровне экономического развития. Те же интеграционные объединения, в состав которых входят индустриальные страны; и развивающиеся страны, пока не отличаются высоким * эффективностью. Да и сам интеграционный процесс развивается в низших, переходных формах (например, в форме ассоциации, специального партнерства и т.д.). Более того, объединение стран с разным экономическим уровнем развития содержит в себе потенциальную угрозу для всех участников вместо выгоды от интеграции получить убытки. Если индустриальные страны будут с пониманием относиться к проблемам неразвитых стран и | стремиться всячески способствовать более быстрому их развития, то они вынуждены будут уступать своими национальными интересами. Если же индустриальные страны ставить на первое место национальные интересы то при определенных условиях интеграционное объединение может стать удобной формой привязки экономик слаборазвитых стран к экономически индустриальных стран и консервирование отсталости и неразвитости на стороне отсталых краин.
Во-вторых, это географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы. Большинство интеграционных объединений возникали на базе нескольких соседних стран, которые имели транспортные коммуникации и, как правило, говорили на одном языке, позже к странам-инициаторов интеграционных объединений присоединялись другие соседние держави.
В-третьих, это общность экономических и других проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества. Дело в том, что экономическая интеграция призвана решить ряд конкретных проблем, которые реально стоят перед странами объединяются.
С учетом общих экономических и других проблем, стоящих перед странами-участницами того или другого интеграционного объединения, можно говорить об основных целях интеграции. Если не считать отдельные особенности, которые могут иметь место в зависимости от уровня экономического развития участников интеграционного союза, то можно утверждать, что все интеграционные объединения ставят перед собой в принципе одинаковые задачи. В их числе использование преимуществ экономики масштаба, создание благоприятной внешнеполитической среды, решение задач торговой политики, содействие структурной перестройке экономики, поддержка новых отраслей национальной промышленности тощо.
Использован преимуществ экономики масштаба означает использование возможностей для расширения регионального рынка и уменьшение издержек производства. А это, в свою очередь, даст возможность привлекать больше прямых иностранных инвестиций, ведь иностранные компании стремятся работать на больших рынках, для которых целесообразно создавать самостоятельные пидприемства.
Создание благоприятной внешнеполитической среды означает укрепление взаимодоверия и сотрудничества в политической, военной, социальной, культурной областях. Например, страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, именно такую цель ставили перед собою.
Решение задач торговой политики означает, что участники интеграционного объединения, действуя совместно, могут более плодотворно сотрудничать с другими международными торговыми организациями и более уверенно защищать свои региональные интересы. Как показывает опыт, в интеграционных объединениях создаются более стабильные и предсказуемые условия и для взаимной торгивли.
Содействие структурной перестройке экономики как цель интеграции реализуется в результате привлечения той или иной страны к потребностям и возможностям мирового желоб. В результате интеграции страны получают возможность полнее использовать опыт друг друга и наряду с этим укрепляют свои позиции относительно заимствования новых технологий вне интеграционного объединения. Такие цели ставят перед собой западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме в ЕС. Поддержка новых отраслей национальной промышленности реализуется вследствие того, что с созданием интеграционного объединения создаются более благоприятные условия для производителей региона и выдвигаются определенные препятствия для производителей третьих стран. Такие протекционистские цели часто проявлялись в странах Латинской Америки и Африки к югу от Сахары. При этом заметим, что несмотря на очевидные протекционистские цели, экономический регионализм в большинстве случаев не является негативным фактором для развития международной экономики, поскольку страны, которые интегрируются, обычно не устанавливают менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими странами. Иными словами, защищая новые отрасли промышленности путем создания для них более широкого регионального рынка, образования интеграционных объединений не должно приводить к осложнению экономических связей с третьими странами.
ТЕМА 8. СУТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 2. Формы международной экономической интеграции