1. Европейские интеграционные процессы

В современных условиях в мире насчитывается почти два десятка международных экономических объединений интеграционного типа. Одним из наиболее развитых относительно глубины интеграционного процесса является Европейский союз, который образовался на основе трех интеграционных объединений - Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского экономического спивтовариства.
Европейское объединение угля и стали был создан в 1952 году в виде общего рынка угля, железной руды и пола. В состав этого объединения вошли ФРГ, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия. Они подписали соглашение, отменялись таможенные налоги и количественные ограничения импорта и экспорта между участниками объединения и вводились единые таможенные тарифы на импорт угля и стали из третьих краин.
Европейское экономическое сообщество («Общий рынок») было создано в 1957 году в результате подписания Римского договора. В его состав вошли те же страны, входившие в Европейское объединение угля и стали. Основной целью создания этого объединения было: 1) снятие торговых ограничений между странами-членами; 2) установление единого общего тарифа в торговле с третьими странами; 3) обеспечение свободного перемещения капиталов, услуг и рабочей силы; 4) согласование и проведение единой политики в области сельского хозяйства, транспорта и энергетики; 5) унификация налогов; 6) создание валютного союзу.
Европейское сообщество по атомной энергии было создано в 1958 году уже упоминавшимися нами шестью европейскими странам Его целью были: контроль за использованием материалов, щ расщепляются, проведение исследовательских работ, обмен технической информацией, совместное строительство предприятий атомной энергетики и т. ин.
Западноевропейская интеграция в процессе своего развития прошла несколько основных этапов: этап зоны свободной торговли, этап таможенного союза, этап общего рынка и этап экономического союза, который начался в 1993 году и продолжается по сей день. Каждый из названных этапов западноевропейской интеграции характеризовался определенными особливостями.
На этапе зоны свободной торговли (1958-1968 pp.) В соответствии с Римским договором были отменены таможенные налоги и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлен единый общий таможенный тариф и введена общая таможенная политика в отношении третьих краин.
На этапе таможенного союза (1968-1986 pp.) Осуществлялись мероприятия по созданию в рамках сообщества единой правовой базы и единого экономического среды для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в том числе в таких сферах как наука, техника, валютные отношения, охрана окружающей среды , внешняя политика. На этом этапе в шестерку стран-участниц интеграционного объединения присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания.
На этапе общего рынка (1987-1992 pp.) Были ликвидированы остатки препятствий и ограничений на пути перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, страны договорились о том, что в дальнейшем будут отменены пограничные таможенные посты и паспортный контроль, преодолены различия в стандартах, осуществлены мероприятия по взаимному признанию образовательных сертификатов, обеспечены равные права всем производителям объединения при государственных закупках продукции, преодолены различия в системе налогообложения .
На этапе экономического союза (с 1993 года и по сей день) происходит интенсивное развитие валютного союза и усиления политической интеграции. Хотя официально название "Экономический союз" европейское интеграционное объединение получило с 1 ноября 1993 года, т.е. после ратификации странами-участницами Маастрихтских соглашений, отдельные ученые дате начала экономического союза считают начало 90-х годов, когда были подписаны Маастрихтские угоди.
Согласно Маастрихтским договором в Европейском союзе вводится единая валюта евро и создается единый центр по формированию валютной и денежно-кредитной политики в составе Центрального банка и Европейской системы центральных банков вроде Федеральной резервной системы США. Сегодня членами ЕС являются 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
Понятно, что важнейшим достижением европейской интеграции на этапе экономического союза будет введение единой валюты евро. Введение общей валюты подведет единую базу под существующие в ЕС единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы и завершит создание валютно-экономического союзу.
Функционирования ЕС базируется на политико-правовой системе управления, которая включает в себя наднациональные и национально-государственные органы регулирования. К основным правовых структур ЕС относятся Совет министров, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Суд ЕС.
Совет министров ЕС является главным межправительственным органом, в состав которого входят министры иностранных дел, финансов, экономики, сельского хозяйства, транспорта и др.. Совет министров заседает по мере необходимости и решает большинство вопросов простым большинством голосов. Отдельные вопросы (например, налогообложение) требуют стопроцентной согласия участников. Совет министров выступает законодательным органом ЕС и играет главную роль в системе влади.
Европейский совет представляет собой директивный орган ЕС, который собирается на заседание, как правило, дважды в год в составе глав государств и правительств-участников и председателя Комиссии ЕС. Европейский совет принимает решения по таким вопросам, как принятие новых членов, создание европейской валютной системы, реформа единой сельскохозяйственной политики, отношения с третьими странами, выборную Европарламент т.д.. Решение Европейского совета являются обязательными для выполнения всеми другими органами ЕС. Председателем Европейского совета является главой государства или правительства одной из стран-участниц, который меняется через каждые 6 мисяцив.
Комиссия ЕС представляет собой надгосударственный исполнительный орган ЕС Состоит из назначенных правительствами стран-участниц персонально на пять лет. Члены Комиссии не могут получать какие-либо инструкции от своих правительств и обязаны действовать в интересах сообщества в целом. Председатель Комиссии назначается по договоренности между правительствами стран ЕС и с согласия Европейского парламента на 5 лет. Комиссия осуществляет руководство повседневной деятельностью ЕС, готовит предложения для рассмотрения на заседании Совета министров, осуществляет контроль за выполнением решений Совета министров национальными правительствами. Комиссия ЕС осуществляет все отношения от имени ЕС с третьими странами, контролирует осуществление единой политики ЕС в отношении третьих краин.
Европейский парламент является представительным и контролирующим органом ЕС. С момента создания Европейского экономического сообщества, то есть с 1957 года и до 1979 года депутаты делегировались в состав Европейского парламента национальными парламентами. С 1979 года депутаты Европарламента избираются прямым голосованием во всех странах-членах сроком на 5 лет. Парламент принимает решения совместно с Советом министров по вопросам внутреннего рынка, принятие бюджета, принятие новых членов, заключения соглашений об ассоциации с развивающимися странами, и сотрудничество со странами с переходной економикою.
Суд ЕС представляет собой верховную судебную инстанцией ЕС. Он состоит из 13 судей, которые назначаются на шесть лет по взаимному согласию между правительствами стран ЕС. Суд обеспечивает соблюдение законности, выполнения соглашений и реализацию принципов ЕС.
Кроме названных, существуют и другие властные и консультативные органы, а также вспомогательные учреждения, которые необходимы для нормального функционирования ЕС.
Правовой основой деятельности ЕС и всех его органов выступают межгосударственные соглашения о создании и функционировании ЕС. Они подлежат одинаковой истолкованию и применению всеми странами-участницами и подпадают под юрисдикцию Суда. Названы соглашения представляют собой своеобразную конституцию ЕС, т.е. первичное законодательство. Производным законодательством выступают регламенты, директивы, решения, рекомендации. Регламенты по своему статусу стоят выше национальных законов стран-членов ЕС и приобретают на их территориях силу закона. Директивы представляют собой законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран-участниц ЕС. Решения касаются конкретных стран, предприятий или даже отдельных лиц, которым они адресованы. Рекомендации не являются обязательными к исполнению, но они служат ориентиром для национальных урядив.
Европейский союз собственные финансовые средства, есть свой собственный бюджет, определяемом Советом министров и Европарламентом и утверждается последним. Примерно две трети расходов из бюджета ЕС используется на реализацию единой аграрной политики. В ее основе лежит субсидирование внутренних и экспортных цен. Благодаря единой аграрной политике ЕС превратился во второго после США мирового экспортера сельскохозяйственной продукции. Единая аграрная политика включает в себя следующие элементы:
единые цены на сельскохозяйственную продукцию внутри ЕС и единый механизм их поддержания;
свободная торговля сельскохозяйственной продукцией, отсутствие тарифных и количественных ограничений внутри ЕС и единые правила внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и единые таможенные тарифы на торговлю ею с третьими странами;
единое финансирование сельского хозяйства через Европейский фонд ориентации и гарантии сельского господарства.
Единая аграрная политика позволяет странам ЕС продавать свою сельскохозяйственную продукцию по ценам значительно выше среднемировых. Это превышение иногда составляет 30% и даже бильше.
Наряду с ЕС в Европе с 1960 года существует еще одна организация - Европейская ассоциация свободной торговли. Она представляет собой торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании, в ответ на создание Европейского экономического спивтовариства.
В Европейскую ассоциацию свободной торговли в разное время входили Австрия, Великобритания, Португалия, Швеция, Финляндия, Дания, однако в тот или иной период они оставили это объединение. В настоящее время членами Европейской ассоциации свободной торговли является Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Думается, что после того, как вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и тремя странами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном) последняя, очевидно прекратит свое существование. Близкой к ЕС по форме, глубине и масштабах интеграционных процессов в свое время была Совет Экономической Взаимопомощи, в состав которой входило десять стран Восточной Европы, Азии и Америки - Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Она была создана в 1949 году и просуществовала до конца 80-х рокив.
После прекращения существования Совета Экономической Взаимопомощи бывшие ее участники стремятся присоединиться к уже существующих интеграционных объединений или же пытаются создать новые. Страны Восточной Европы, в том числе отдельные республики бывшего СССР (Украина, Россия, страны Балтии) ориентируются на членство в ЕС. Однако пока в этих странах отсутствуют необходимые для присоединения к ЕС экономические и социальные предпосылки. И политика ЕС по принятию новых членов далеко неодинакова. ЕС предпочитает странам Восточной Европы. Что касается стран СНГ, то отношения с ними развиваются в рамках обычных соглашений о сотрудничестве. Для них процесс сближения с ЕС будет достаточно длительным, тяжелым и суперечливим.
Отсутствие активных интеграционных процессов с ЕС страны бывшего СССР пытаются компенсировать за счет углубления взаимных связей. Примером такого попытки может быть создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Соглашение о создании СНГ было подписано в 1991 году. В 1992 году принят Устав СНГ. Членам Содружества стали 12 краин.
Основными целями деятельности СНГ являются:
осуществление сотрудничества в политической, экономической экологической, гуманитарной и культурной областях, содействие всестороннему и сбалансированному экономическому т социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции. Руководящими органами СНГ является Совет глав государств (высший орган) Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно консультативный комитет, Совет министров обороны, Штаб п координированию военного сотрудничества стран-членов, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Межгосударственный банк, Комиссия по прав человека, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный секретариат.
В рамках СНГ происходит усиление односторонней и взаимной зависимости стран. Первая тенденция четко прослеживается во взаимоотношениях между Украиной и Россией. Если в 1990 году в украинской торговле со странами СНГ на Россию приходилось 73,4%, то в 1998 году -82,4%. В хозяйственных связях России со странами СНГ удельный вес Украины, наоборот, уменьшилась з42, 6% до 35,0%.
Вторая тенденция, которая свидетельствует о регионализации экономического пространства стран СНГ, наиболее полно проявляется в оформлении политико-организационных образований, в состав которых входят отдельные страны. На сегодня таких образований четыре: Союз Беларуси и России; объединения Беларуси, Казахстана, Киргизии и России; неформальное объединение Грузии, Украины, Азербайджана, Узбекистана и Молдовы; объединения Казахстана, Киргизии и Узбекистану.
Рост количества региональных объединений в рамках СНГ объясняется тем, что, став на путь независимости, бывшие республики СССР натолкнулись на неодинаковые проблемы. А потому и группируются в зависимости от того, какие цели ставит сегодня перед собой каждой из стран-учасниць.
Следует иметь в виду, что в рамках СНГ как и в мировом хозяйстве, экономическая интеграция осуществляется на двух уровнях: на уровне стран в целом (макроуровне) и на уровне хозяйствующих субъектов (микроуровне).
Несмотря на определенные наработки по укреплению и углублению взаимосвязей между странами-членами, интеграционные процессы в СНГ пока развиваются крайне медленно. Главное препятствие Ужасно пути экономического сближения в СНГ на данном этапе - это различия в уровнях реформирования экономики в отдельных странах. Кроме того, развитию интеграционных процессов препятствуют определенные политические силы, которые ошибочно считают, что их государства смогут без создания необходимых предпосылок прыгнуть в ЕС или иное престижное интеграционное объединение. Примером поиска путей активизации и развития общеевропейской интеграции можно назвать Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Оно было создано в 1992 году. Его членами являются Азербайджан, Албания, Болгария, Армения, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция, Украина.
Страны-члены задекларировали такие основные цели ЧЭС: превращение Черного моря в море мира, стабильности и процветания путем развития дружественных и добрососедских отношений, развитие экономического сотрудничества между государствами - участниками на основе принципов Хельсинского Заключительного акта и решений, содержащихся в следующих документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), улучшения условий для предпринимательской деятельности и стимулирование индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и фирм. Руководящими органами ЧЭС задекларированы: сессия (встреча) министров иностранных дел, председатель сессии, Совет ЧЭС, Ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС), Черноморский банк торговли и развития, встреча высших должностных лиц, Рабочие группы, секретариат, Черноморский координационных центр обмена статистическими данными и экономической информациею.
Сотрудничество осуществляется в области транспорт} 'и коммуникаций, обмена экономической и коммерческой информацией, стандартизации и сертификации продукции, энергетики, добычи и обработки минеральных сырьевых материалов, АПК, здравоохранения, науки и техники, туризма. Бюджет ЧЭС образуется за счет взносов государств-участников. Страна, в которой происходят встречи министров иностранных дел и заседания вспомогательных органов, несет расходы на их организацию.
Итак, европейские интеграционные процессы в наше время достаточно весомые. Они, можно сказать, не имеют себе равных.
ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 2. Американская экономическая интеграция