2. Особенности развития внешнеэкономических отношений Украины

Особенности развития экономической интеграции Украины в мировое хозяйство в значительной степени определяются последствиями ее пребывания в составе СССР. Являясь составной Советского Союза, Украина развивала внешнеэкономические связи, исходя из потребностей единого народнохозяйственного комплекса. Наиболее полное и крупномасштабное сотрудничество осуществлялось с республиками бывшего СССР, а также с социалистическими странами - членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Кроме того, Украина сотрудничала с группой развивающихся стран, и которые выбрали не капиталистический путь развития. Хотя и весьма ограничены, экономические отношения поддерживались с несколькими развитыми капиталистическими краинами.
Став на путь независимости, Украина активно включилась в поиски путей интенсификации своих мирохозяйственных связей. При этом сразу дали о себе знать следующие особенности развития внешнеэкономических отношений, как несовершенство механизма интеграции страну международную экономику, неразвитость рыночных отношений, влияние экономического кризиса, ограниченность опыта развития международных экономических видносин.
Несовершенство механизма интеграции Украины в международную экономику обусловлена прежде всего отсутствием надлежащей правовой базы, поскольку существующее законодательство и подзаконные акты были ориентированы на внешнеэкономические связи СССР. Поэтому Украина наскоро начала принимать специальные законы по вопросам внешнеэкономической деятельности. Среди них законы о внешнеэкономической деятельности (16 апреля 1991г.), О создании государственного экспортно-импортного банка (3 января 1992г.), Об иностранных инвестициях (13 марта 1992г.), О режиме иностранного инвестирования (19 марта 1996г.), О защите от недобросовестной конкуренции (7 июня 1996г.) и некоторые инши.
Вместе с тем были определены функции соответствующих институтов по реализации внешнеэкономических связей. При этом главным звеном в системе управления внешнеэкономической деятельностью в Украине признано Министерство внешнеэкономических связей, на которое возлагались функции разработки и осуществления общегосударственной политики в этой области. Некоторые функции по регулированию внешнеэкономической деятельности закреплено за Национальным банком, Министерством финансов, Министерством иностранных дел, Государственным таможенным комитетом, Торгово-промышленной палатой и другими институтами.
Созданию механизма внешнеэкономических связей способствовали договоры и соглашения, которые заключила Украина с независимыми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР, и многими странами Европы, Америки, Азии и Африки.
Принятые наскоро нормативные акты, кроме того, не всегда были совершенными, отставали от темпов открытия отечественной экономики для зарубежных фирм. На практике это приводило к потере контроля над внешнеэкономической деятельностью, а это, в свою очередь, нанесло ущерб народному хозяйству и создало угрозу экономической безопасности Украины. Ведь страна понесла значительные убытки, связанных с незаконным ввозом и вывозом товаров, невозвратом части экспортной выручки, нелегальным оттоком капиталов, неупорядоченной системой льгот и привилегий для отдельных субъектов международных экономических видносин.
Как уже говорилось, возможность интенсификации внешнеэкономических связей в значительной степени обусловлена рыночной трансформацией экономики. То есть интенсификация интеграционных процессов должна была бы быть закономерным следствием рыночных преобразований. Однако в Украине активизация внешнеэкономических связей происходила не поэтапно в соответствии с рыночными преобразованиями, а в ускоренном режиме. Такая ситуация обусловлена неразвитостью рыночных отношений в нашей стране. Хотя за более чем десять лет рыночной трансформации Украина много сделала для сближения социально-экономического содержания своей экономики с мировой экономикой, однако рыночные преобразования еще далеки от завершения и осуществлялись они непоследовательно. Как следствие, экономика Украины сегодня имеет черты современной рыночной системы, командно-административной системы и системы капитализма эпохи первоначального накопления капиталу.
К особенностям развития внешнеэкономических отношений Украины необходимо отнести и то, что вхождение нашего государства в мировое сообщество происходит в условиях глубокого кризиса национальной экономики и экономик стран, образовавшихся на территории бывшего СССР и стран бывшего СЭВ, с которыми Украина должна тесные экономические связи .
Под влиянием экономического кризиса наше государство понесла большие потери производственном и научно-техническом потенциале, допустила существенное ухудшение структуры производства и экспорта, нажила большой внешний долг и большие суммы по его обслуживанию. Будучи порождением в определенной мере дезинтеграционных процессов на территории бывшего СЭВ, и прежде всего на территории бывшего СССР, спад производства, в свою очередь, привел к обвального сокращения экономических связей Украины с постсоциалистическими государствами. А это означало потерю Украиной рынков сбыта, на которые приходилась значительная часть отечественного внешнеторгового обороту.
В таких условиях наша страна совершила переориентацию своих внешнеэкономических связей из постсоциалистических стран на развитые капиталистические страны. Однако последние не заинтересованы в появлении на мировом рынке нового сильного конкурента. А потому и некоторые из них сохраняют дискриминационные меры в отношении экономических связей с Украиной, стремятся взять под контроль украинский рынок стратегической продукции и технологий и вместе с тем вытеснить украинские предприятия с рынка СНД.
Наконец еще одна особенность внешнеэкономической деятельности Украины - недостаточность опыта развития международных экономических отношений. До обретения Украиной независимости большая часть опыта развития внешнеэкономической деятельности была сосредоточена в союзных органах управления. На уровне республик он был ограниченным, поскольку касался только тех сфер и направлений, в которых была задействована та или иная республика, это, во-первых. Во-вторых, даже если бы Украина владела полным (совокупным) опытом СССР по развитию внешнеэкономических связей, то и тогда бы она не смогла его использовать в полной мере, поскольку это был опыт работы в другой экономической системе, в условиях жесткой государственной монополии на осуществление внешнеэкономической деятельности. Сегодня на мировой рынок вышли не только крупные, но и тысячи мелких предприятий. И все они не только не имеют опыта внешнеэкономической деятельности, а нередко не имеют достаточного опыта предпринимательской деятельности взагали.
В связи с этим перед Украиной стоит задача оперативно решить вопрос профессиональной подготовки и переподготовки работников для предприятий и организаций, занятых внешнеэкономической деятельностью. При этом следует использовать опыт зарубежных фирм и учебных заведений, особенно опыт по маркетингу, валютно-финансовых операций, международного права. Кроме того, для обеспечения интенсификации внешнеэкономических связей необходимо перенять опыт формирования демократических политических структур, социальной базы демократии, высокой общей и политической культуры населения, предпринимательской этики и др.. Изучение зарубежного опыта развития международных экономических отношений является одним из способов ускорения включения Украины в систему международной экономики, что даст возможность быстрее преодолеть кризисное состояние экономики, сполна использовать имеющийся производственный потенциал и обеспечить рост благосостояния населения Украины.
1. Предпосылки экономической интеграции Украины в мировое хозяйство 3. Основные направления экономической интеграции Украины в систему международной экономики