1. Суть и мотивация международного бизнеса

Международный бизнес (международная предпринимательская деятельность) представляет собой научно-техническое, производственное, торговое, сервисное и другое сотрудничество хозяйствующих субъектов двух или более стран. В современных условиях он связан с международной торговлей товарами и услугами и международным движением и использованием факторов производства. »
Основными субъектами международного бизнеса выступают физические и юридические лица, "их институциональные и добровольные объединения,
являются государства и международные организации. '
На основании разграничение субъектов хозяйствования по признаку форм собственности различают два типа международного бизнеса: частный и государственный. Частный бизнес осуществляют физические и частные юридические лица. Государственный бизнес осуществляет государство и его представники.
По отраслевых технологической и функциональной признакам выделяют следующие основные виды международного бизнеса: промышленный, аграрный, строительный, торговый, транспортно-коммуникационный, финансовий.
В современных условиях наиболее быстро развиваются такие виды международного бизнеса как промышленный, торговый и финансовий.
Главной движущей силой развития международного бизнеса являются экономические интересы субъектов международных отношений, которые можно объединить в следующие три группы: экономические интересы отдельных государств и их предприятий, экономические интересы международных экономических организаций, экономические интересы интеграционных объединений.
Экономические интересы побуждают названных субъектов международных экономических отношений к развитию международного бизнеса, поскольку он дает возможность расширять продажу товаров, доступ к новым технологиям, источников сырья и рабочей силы и, как следствие, получать более высокие прибутки.
Различают два механизма осуществления экономических интересов субъектов международных экономических отношений: механизм согласования и механизм реализации. Механизм согласования заключается в выработке конкретных стратегических принципов, форм и методов осуществления экономических интересов. Он находит свое проявление в политических, экономических и правовых документах, регламентирующих процесс согласования экономических интересов субъектов международных экономических отношений. Механизм реализации состоит во внедрении тех или иных согласованных решений в практику международных экономических видносин.
На реализацию экономических интересов субъектов международного бизнеса оказывают влияние две группы факторов: общие, к которым относятся географические, исторические, политические, экономические, правовые, социальные и культурные условия; конкретные, к которым относятся скорость приспособления производства к изменению спроса, объем производства, количество покупателей, объем закупки продукции, уровень конкуренции, транспортные расходы. Понятно, что все эти факторы различны в разных странах и регионах и могут действовать в противоположных напрямках.
Развитие международного бизнеса осуществляется на мега-, мета-макро-и микроуровне. На мегауровне, то есть на уровне международного сообщества, объединенного в систему ООН, формируются наиболее общие положения о сущности и содержания международного бизнеса. На метауровне (т.е. на региональном и межгосударственном) - общие положения ООН приспосабливаются к особенностям регионального и межгосударственного сотрудничества / Ведь не секрет, что, скажем, в странах Западной Европы проблемы развития международных экономических связей другие по сравнению с проблемами постсоциалистических стран Восточной Европы. Это же можно сказать и о странах Африки, Азии, Америки.
На макроуровне (т.е. на уровне экономики отдельно взятой страны) - международный бизнес отражает особенность организационно-экономических и правовых отношений той или иной страны, ее общественно-экономический и политический уклад, традиции, географические и природно-климатические условия, место в системе международного разделения труда и т.д.. Без учета названных особенностей невозможно обеспечить развитие и эффективное функционирование международного бизнесу.
На мезоуровне (т.е. на уровне отрасли или сферы производства) - развитие международного бизнеса отражает особенности отрасли или сферы производства народного хозяйства стран-партнеров. Совокупность организационно-экономических и правовых норм мезо-и макроуровня образуют необходимо внешнюю среду для реализации бизнес проектов на микроривни.
На микроуровне (т.е. на уровне фирмы, предприятия) - реализуется конкретный бизнес-план взаимодействия с фирмами и предприятиями зарубежных стран. На современном этапе развития международных экономических отношений значительно интенсифицировали свою деятельность предприятия, фирмы, производственные товарищества, ассоциации. Названные субъекты международных хозяйственных связей реализуют конкретные экономические проекты, соответствующие задачам их собственного экономического развития и развития страны, их функционирования и интенсификации хозяйственных связей зарубежных партнеров.
ТЕМА 11. СУТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 2. Формы международного бизнеса