3.2. Механизм валютного регулирования

3.2.1. Уровне валютного регулювання
Современный валютный рынок - это институционально - регулируемый рынок. Валютное регулирование осуществляется на двух уровнях:
• международном - через систему международных валютных организаций, союзов и соглашений, действующих на межгосударственном и транснациональной основе и служат средством реализации взаимного интереса контрагентов и обеспечения конструктивной конкуренции. Функции регулирования международных валютных отношений положены мировым содружеством на Международный валютный фонд (МВФ), который руководствуется в своей деятельности уставом Фонда и совместно принятыми странами-участницами постановлениями и договоренностями;
• национальном - путем использования инструментов валютного регулирования, как девальвация и ревальвация, валютная интервенция, валютные ограничения, механизм регулирования платежного баланса страны, а также из-за политики поддержки конвертируемости национальной валюты. Механизм регулирования на национальном уровне, его институциональные структуры, принципы и нормативные параметры определяются законодательными актами каждой краини.
Третьим участником валютного регулирования является сам рынок. Именно его способность к саморегулированию позволяет принимать все те меры по валютному регулированию, осуществляемых на международном и национальном ривнях.
3.2.2. Национальный уровень валютного регулювання
Валютное регулирование на национальном уровне осуществляется на основе принципов и методов, определяемых МВФ и региональными союзами, в которые входят отдельные страны. В своем практическом воплощении оно охватывает широкие аспекты внешнеэкономической деятельности субъектов валютного ринку.
Содержание валютного регулирования конституируется действующим законодательством и правовыми нормами отдельных государств. В таком законодательстве определяются общие принципы осуществления валютных операций в внутрихозяйственного оборота и межхозяйственных расчетах, функции государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности граждан и юридических лиц в вопросах владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственности за нарушение валютного законодательства тощо.
Механизм валютного регулирования на национальном уровне представляет собой систему контроля за притоком и оттоком иностранной валюты из страны в страну. С этой целью правительством принимаются постановления по валютному регулированию с различными ограничениями. Как правило, это постановления, которые:
а) требуют от отдельных лиц или фирм, которые получают иностранную валюту, передать или продать его правительству;
б) нормируют запасы иностранной валюти.
Предприниматель, желающий осуществить платежи за границу в иностранной валюте, может попасть под ограничения объема валюты, что не позволит ему купить за границей столько товаров, сколько он бы хотел. Поэтому украинская фирма, которая желает экспортировать свои товары за границу, должен знать обо всех действующих постановления по валютному регулированию в Украине и в других странах, потому что они могут играть на ее способности поставлять товары или получать платежи из этих краин.
3.2.3. МВФ и Всемирный банк в валютном регулировании.
В 1992 г. в члены МВФ были приняты страны бывшего СССР, в т.ч. и Украина. Благодаря этому фактически завершен процесс глобализации экономического пространства валютного регулирования, которое ведется этой важной международной организацией. Сегодня ее членами являются практически все (за небольшим исключением) страны свиту.
Уставом МВФ определено, что целью этой организации является обеспечение сотрудничества в международных валютных проблемах, содействие стабилизации валют, создания, многосторонней системы платежей и расчетов, достижение равновесия в платежных балансах стран-учасниць.
В статье IV Устава МВФ сказано: «Фонд должен следить за развитием международной валютной системы и обеспечивать ее эффективное функционирование»,
МВФ также осуществлять анализ выполнения каждой страной-членом общих обязательств. Уставом предусмотрено, что страны-участницы, вступая в Фонд, добровольно обязуются сотрудничать с Фондом и между собой в вопросах стабилизации валютных видносин.
В решении комплекса задач первоочередное внимание уделяется системе мер регулирования валютных курсов, которые обеспечивают благоприятные условия развития внешнеэкономической деятельности стран-участниц, по снижению валютного риска, конъюнктурной неопределенности и др.. В Уставе МВФ указывается, что «... Фонд будет следить за политикой стран-участниц в области валютных курсов».
В апреле 1977 г. директорат МВФ в рамках своих полномочий по наблюдению за политикой в области валютных курсов определил три основных принципа, которыми должны руководствоваться страны-участницы Фонду.
Во-первых, каждая страна-член Фонда должна не допускать такой манипуляции валютными курсами, которая дала ей возможность получить несправедливые конкурентные преимущества перед другими краинами.
Во-вторых, обязанностью каждой страны является осуществление валютного регулирования, направленного на избежание разрушительных последствий, вызванных краткосрочными колебаниями обменных курсив.
В-третьих, при проведении политики регулирования валютного курса должны учитываться интересы других членов Фонда, включая интересы тех стран, в валютах которых осуществляется интервенция.
МВФ имеет возможность активно влиять на страны-участницы в вопросах выполнения ими соответствующих требований валютного регулирования. Для этого используются стабилизационные программы и механизм взаимных консультаций.
Стабилизационные программы связаны с предоставлением кредитов на финансирование временных дефицитов платежных балансов отдельных стран. В установленном порядке кредит предоставляется в иностранной валюте сроком на 3-5 лет в объеме 25% квоты автоматически. Сверх этого лимита предоставления кредитов сопровождается изучением Фондом экономической ситуации в стране и требованиями проведения жестких мер стабилизационного характеру.
Отказ страны, которая хочет получить кредит, выполнять рекомендации Фонда фактически закрывает ей допуск к мировому рынку капиталов. Сейчас 55 стран-участниц Фонда принимают участие в осуществлении такого типа стабилизационных програм.
Важным звеном в системе валютных отношений является Всемирный банк - международный инвестиционный институт, основанный одновременно с МВФ в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир) в 1944 г. (прежнее название Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития).
Вступив в члены МВФ, Украина одновременно вошла в структуру Всемирного банка. Ей было выделена квота в 10 678 акций на общую сумму 1,3 млрд. дол. Валютную наличность за членство Украины в банке в сумме 7,9 млн. дол. внесла Голландия, которая является страной-опекуном нашей страны в названной банковской структури.
Вступление Украины в МВФ и Всемирного банка предоставляет ей возможность получать достаточно весомые кредиты для структурной перестройки экономики, стабилизации собственной валюты, открывает путь для привлечения иностранных инвестиций.
3.1. валютный рынок 3.3. Объекты валютного регулирования