3.4. Инструменты валютного регулирования

3.4.1. Девальвация валюти
Девальвация валюты предполагает направлены действия соответствующих институциональных структур, которые имеют целью снизить обменные курсы валюты собственной краини.
Такое снижение используется, с одной стороны, для стимулирования потребительского спроса на внутреннем рынке, а с другой - для повышения конкурентоспособности и улучшения торговых позиций страны на мировом ринку.
3.4.2. Ревальвация валюти
Ревальвация валюты имеет противоположный смысл. Она связана с соответствующими действиями, направленными на повышение курса национальной валюты. Здесь преследуется цель удержать на внутреннем рынке потребительский спрос и стимулировать товарный импорт и приток инвестиций.
3.4.3. Валютная интервенция
Наряду с девальвацией и ревальвацией, что являются достаточно жесткими, по сути, «хирургическими» средствами государственного вмешательства в сферу валютных отношений, широко используются и другие инструменты валютной политики. Одним из наиболее действенных из них выступает валютная интервенция.
Активно используемый в мировой практике механизм валютной интервенции, санкционированный МВФ как норма межгосударственных валютных отношений, связанный с операциями купли и продажи собственной валюты или конкурентной валюты своей страны. Такие операции влияют на соотношение на валютном рынке спроса и предложения определенной денежной единицы и вызывают корреляцию ее обменного курсу.
Валютная интервенция может осуществляться:
• за счет использования собственных резервов валюты;
• с помощью своп-сделки (swap agreement) - договор с определенной страной по поводу получения кредита в валюте этой же страны, необходимой для проведения валютной интервенции;
• за счет продажи ценных бумаг, размещенных в иностранной валюти.
О масштабности таких операций свидетельствует пример из практики валютной политики США. В 1987 г., когда курс доллара после стремительного роста в 1980-1985 гг начал быстро падать, США использовали на поддержку собственной денежной единицы путем валютной интервенции более 140 млрд. дол.
В отдельных случаях МВФ предоставляет специальные кредиты для осуществления валютной интервенции с целью стабилизации валютных курсов.
3.4.4. Механизм регулирования платежного балансу
Средством влияния на валютные курсы служат также составляющие механизма регулирования платежного баланса страны: экспортные субсидии, таможенные тарифы, налоговые льготы, страхование от потерь, вызванных колебаниями валютных соотношений, и ин.
3.4.5. Валютные обмеження
Рассмотрены инструменты валютной политики является средством экономического воздействия государства на динамику курсового соотношения собственной валюты. Наряду с этим в практике валютных отношений активно применяются методы прямого вмешательства в механизм формирования обменных курсов. Речь идет о валютных ограничения представляют собой систему нормативных правил, регламентирующих права граждан и юридических лиц рынка относительно обмена валюты своей страны на иностранную, а также осуществления других валютных операций,
Валютные ограничения могут использоваться при осуществлении контроля за движением капитала, блокировании валютной выручки, регламентации вывоза валюты гражданами, которые едут в туристические путешествия, тощо.
3.4.6. Коррекция учетных ставок Национального банку
Довольно распространенным средством воздействия на курсовые соотношения есть соответствующая коррекция процентных ставок Национального банка, повышение которых ведет к росту (благодаря повышению спроса) курсов валюты, а сокращение - к снижению этого курсу.
Механизм влияния учетной процентной ставки Национального банка на курс валюты осуществляется через операции Национального банка с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями по учету краткосрочных государственных обязательств (прежде казначейских векселей) и переучета коммерческих векселей. Поскольку показателем доходности капитала в разных странах учетные процентные ставки и эти страны имеют разные темпы инфляции, то для корректного определения доходности вычисляются реальные процентные ставки с учетом «эффекта Фишера».
«Эффект Фишера» связывает номинальные процентные ставки (и), реальные процентные ставки (i реал.) И инфляцию (п):
(1 и) = (1 и реал.) (1 П) (3.1)
Исходя из этого реальная процентная ставка равна:
и реал. = (1 и) / (1 П) - 1
При твердой гарантии возврата капитала и процента свободные капиталы будут вложены в ту страну, где реальная процентная ставка выше и, следовательно, можно получить более высокий доход, а значит привлекательность и стоимость этой валюты пидвищуеться.
Зависимость валютного курса от реальных процентных ставок объясняется объемами и степенью свободы капиталов, а также надежностью новых активов по сравнению со старыми и наличием перспектив изменения процентных ставок по ними.
Степень свободы капиталов определяет время, необходимое для продажи имеющихся активов, наличие спроса на эти активы на рынке. Поэтому можно сделать вывод, что в краткосрочном периоде изменения в реальных процентных ставках (с учетом риска) способствуют мобильности абсолютно свободных капиталов и лишь при сохранении тенденций на длительный период происходит движение ранее «связанных капиталов»
3.4.7. Конвертируемость валют
В системе валютного регулирования особое место занимает целый комплекс мер по обеспечению конвертируемости валют.
Реализация этого мероприятия, осуществляется на основе нормативных актов каждой отдельной страны, является одной из установленных требований МВФ. В статье VI его Устава предусматривается снятие валютных ограничений и внедрение валютной конвертируемости. Страны-участницы, взявших на себя обязательства по этой статье, должны избегать, подчеркивается в Уставе, внедрение ограничений относительно платежей и переводов с потоковых международных операций, не внедрять системы множественности валютных курсив.
Статьей XIV Устава разрешается хранить ограничения валютной конвертируемости только в течение переходного периода. Одновременно в нем подчеркивается, что страны-участницы должны стремиться к их отмены по мере того, как будут созданы возможности регулирования платежных балансов без валютных обмежень.
Конвертируемость характеризует способность свободного обмена национальной денежной единицы на другие валюты. Она предусматривает возможность покупки и продажи иностранной валюты за национальную. Понятие конвертируемости по своему содержанию выходит за пределы собственно валютных отношений. Это общеэкономическая категория, которая охватывает круг проблем, не сводятся только к операции обмена валют. Конвертируемость - неотъемлемый атрибут рыночной экономики. Без конвертируемости невозможна свобода выбора, то есть то, за чем рыночные отношения теряют свою сутнисть.
Без конвертируемости национальной денежной единицы товаропроизводитель не может быть включенным в различные структуры мирового рынка, в международное разделение труда, а покупатель лишается возможности соответственно удовлетворять свой платежеспособный попит.
Только при таком подходе понятно, что конвертируемость предполагает открытость экономики, либерализации внешней торговли, свободную миграцию капитала и др.. В этом случае сбалансированность экспортных и импортных операций достигается экономическими методами, среди которых важнейшими инструментами является валютный курс и банковский процент. Итак, конвертируемость всеми своими корнями входит в системные связи, которые формируются в базисной структуре рыночной економики.
Режим конвертируемости кредитно-бумажных единиц определяется институциональными нормами. Он является одним из важных звеньев валютной политики, которую осуществляет страна. Одновременно существуют и общепринятые МВФ требования относительно содержания режима конвертируемости. Эти требования сформулированы в статье VIII Устава Фонду.
Теорией и практикой различаются полная и частичная, внешняя и внутренняя конвертованисть.
При режиме полной конвертируемости все юридические и физические отечественные и зарубежные лица, обладающие определенной суммой денег данной страны, могут свободно (без ограничений) использовать эти деньги по любой целью: свободно осуществлять как текущие, так и инвестиционные валютные операции по всем видам операций платежного балансу.
Сейчас существует ограниченное количество валют, действующих в режиме полной конвертируемости. Такую свободу может себе позволить только конкурентоспособная на мировом рынке экономика с мощной экспортной базой, развитыми внутренними денежными и инвестиционными ринками.
При частичной конвертируемости на операции покупки и продажи применяются определенные ограничения. Согласно требованиям МВФ, указанные ограничения не должны касаться платежей с текущих международных операций. К таким операциям относятся платежи по результатам внешней торговли, краткосрочные банковские операции, платежи на погашение займов и процентов, перевода прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера. В связи с тем, что осуществление названных операций является характерным признаком конвертируемости, их ограничения в соответствии с требованиями Устава МВФ не допускаються.
При внешней конвертируемости полная свобода валютных операций для осуществления расчетов с заграницей предоставляется только иностранным (физическим и юридическим) лицам, которые могут свободно обменивать. Заработанную в определенной стране валюту на любую другую иностранную, осуществлять переводы этой валюты за кордон.
При внутренней конвертируемости право обменных операций национальных денежных единиц на иностранную валюту имеют только физические и юридические лица этой краини.
Опыт стран, достигших конвертируемости своих денежных единиц, свидетельствует, что нейтрализовать негативные последствия и эффективно использовать положительную сторону конвертируемости можно только путем поэтапного постепенного внедрения ее элементов в хозяйственную жизнь. В процессе внедрения конвертируемости наиболее сложным и ответственным является вопрос валютных курсов. В частности, существующая практика валютного регулирования доказывает, что однократное завышения валютного курса обязательно повлечет торговый и платежный дефицит, истощение валютных резервов, подрыв конвертируемости, а также снижение эффективности государственной денежно-кредитной и валютной политики.
3.3. Объекты валютного регулирования 4. ОРГАНИЗАЦИЯ экспортно - импортных операций