4.6. Организационные формы торгово -посреднических операций

Зависимости от характера осуществляемых операций различают следующие виды торгово-посреднических фирм: торговые, комиссионные, агентские, брокерские, фекторни.
• Торговые фирмы чаще всего проводят операции за свой счет и от своего имени. Они, как правило, поддерживают длительные отношения с постачальниками.
Виды торговых фирм:
• торговые дома (merchant hauses) закупают товары у производителей или покупают за границей и продают своим оптовикам или розничным торговцам;
• экспортные фирмы (export firms) закупают товар на внутреннем рынке и перепродают за рубежом, иногда выполняют и комиссионные поручения. Они бывают специализированные (один товар) и универсальные (широкая номенклатура товаров)
• импортные фирмы (import mechans) закупают за свой счет за границей товары и продают на внутреннем рынке. Они обычно имеют большие склады с товарами и специализируются на закупке одного сорта товаров, преимущественно сырьевых или пищевых; занимаются сортировкой, упаковкой; имеют большой опыт, что позволяет им конкурировать с другими фирмами. Эти фирмы покупают товары или экспортеров, или на биржах и аукционах. Теперь приобретают значение импортные фирмы, торгующие машинами и оборудованием. Это объясняется тем, что они берут на себя техническое обслуживание и, как правило, имеют широкую сеть дилеров - мелких торговцев
• оптовые фирмы (wholesaler) выступают посредниками между промышленными предприятиями и розничными торговыми фирмами. Они закупают за свой счет товары за границей крупными партиями и реализуют отдельным потребителям более мелкими партиями, получая прибыль от разницы в цене. Провести грань между оптовой и импортной фирмой сложно. Но оптовая фирма закупает товары не только в экспортера, но и у отечественных производителей и продвигает их в свою розничную сеть далее;
• розничные фирмы (retailer) сами осуществляют операции по экспорту и импорту, не пользуясь услугами крупных оптовых фирм. Они имеют широкую сеть своих магазинов, филиалов;
• дистрибьюторы (distributor) - это фирмы в США, Англии и других странах, которые осуществляют преимущественно импортные операции и выступают как торговцы по договору. Они занимаются продажей только определенного круга товаров;
• стокисты (stockist) - фирмы, которые находятся в стране импортера и ведут в основном консигнационные операции.
• Комиссионные фирмы. Их основные виды:
• комиссионные экспортные фирмы являются представителями продавца или покупателя. Отвечают за: 1) своевременность поставки товаров, 2) транспортировки, 3) документальное оформление сделки, 4) техническое обслуживание (иногда); 5) страхование. Могут выполнять и обязанности типа индент. Разновидность таких фирм - конфирмацийни дома (confirming hauses), которые берут на себя риск по кредитам, которые они от имени производителя предоставляют покупателю;
• комиссионные импортные фирмы выступают представителями покупателей своей страны. Они размещают заказы за рубежом от своего имени, но за счет отечественных комитентов. Кроме того, могут оказывать и другие услуги - исследовать конъюнктуру рынка (обзоры), следить за отгрузкой товаров тощо.
• Агентские фирмы длительное время поддерживают тесный контакт с принципалом. Они подразделяются на экспортных и зарубежных агентив.
• Брокерские фирмы, наиболее развитые в Англии. Это крупные компании, специалисты этих фирм имеют высокую квалификацию и поддерживают постоянные связи с крупными банками, что позволяет им иногда финансировать сделки (в залог под товар). Они предоставляют квалифицированную информацию, выпуская ряд бюлетенив.
• Фектори (faktors) - торговые посредники, выполняющие широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера: экспортируют продукцию; финансируют экспортные операции, платят аванс производителю, выдают кредиты покупателю, страхуют. Обычно они участвуют в торговле текстильной продукцией, кожей, лесом. Таких фирм много в США, Канаде, Англии.
4.5. Виды торгово- посреднических операций 4.7. Экономические методы стимулирования экспортного производства