10.1. Понятие свободных экономических зон

Классические модели, используемые за рубежом, удовлетворяют потребности этих стран лишь частично. Они концептуально требуют корректировки и подчинения деятельности «зон» решению не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач этих краин.
Сохраняя в целесообразных пределах экспортную ориентацию, «свободные экономические зоны» для стран с переходной экономикой одновременно призваны:
• работать на внутренний рынок страны, способствуя насыщению его передовой технологией и высококачественными товарами;
• служить для страны центрами освоения и распространения зарубежного управленческого опыта, полигоном для проверки новых форм хозяйствования;
• функционируя в экономике страны не анклавно, а как ее неотъемлемая составляющая, предусматривать благоприятный режим не только для иностранных инвесторов, но и для национальных пидприемств.
Свободные экономические зоны могут располагаться не только в приграничных, но и в глубинных районах странах, достигая значительных территориальных розмирив.
Зоны становятся хозяйственными, а не политическими образованиями. Их конфигурация и границы определяются экономической целесообразностью, а территория остается частью суверенной территории страны. В зоне действует национальное законодательство, исключения и коррективы в него могут касаться только хозяйственных и социальных вопросов и фиксируются в постановлении о создании зони.
Мировая практика и местные потребности являются факторами, которые определяют различия подходов к созданию зон с учетом местных особенностей и приоритетов. Учитывая экономические задачи и специфические черты, зоны могут иметь как комплексный (многоотраслевой), так и специализированный характер. К первому типу относится проект зоны, где комбинируются функции переработки на высоком техническом уровне сырьевых ресурсов (лесоматериалов, металлических руд, рыбы и морепродуктов и т.д.) и внешних транспортных перевозок.
Специализированные зоны могут создаваться как таможенные зоны (складирование и обработка грузов внешней торговли), технополисы (для разработки и внедрения новых технологий, транзитные зоны и др.)..
Наглядно, территория, которая выбирается для открытия зоны (что особенно сложным), должна быть достаточно большой, иметь базовую структуру, человеческие ресурсы, обеспечиваться местной энергией и строительными материалами, а также иметь выход в местных и международных коммуникаций и активные связи с экономикой страны. Без таких компонентов создания зон или невозможно вообще, либо требует больших стартовых капиталовкладень.
Отсчет мировой практики создания особых экономических зон основания начинать еще со времен финикийцев, когда страны, заинтересованы в расширении международной торговли (а эти зоны начали создаваться именно в сфере внешних для страны связей), стали «загораживать» территории, свободные от традиционных налогов и пошлины. Американские экономисты М.Фразье и Р.Рей различают три основные стадии в эволюции свободных экономических зон: складские и транзитные зоны, промышленные свободные (экспортно-производственные) зоны; комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, специальные экономические зоны и обработки информации). Такие зоны с самого начала отличались своеобразной коммерческой «экстерриториальность»: беспошлинным ввозом и вывозом (кроме товаров, предназначенных для потребления в той же стране), облегченным использованием различными удобствами - для складирования, упаковки тощо.
Современное разнообразие свободных экономических зон выражается в богатстве терминов, которыми эти зоны обозначаются. Б терминология удивительно разнообразно: в последнее время используется более 20 терминов для обозначения того, что известно как экспортные зони.
В литературе можно встретить такие термины-синонимы: таможенная зона, свободная таможенная зона, свободная таможенная экспортно ориентированная зона, экспортная свободная зона, экспортно-ориентированная свободная зона, экспортно ориентированная зона, внешнеторговая зона, свободная экономическая зона, свободная экспортно ориентированная зона , свободная экспортная зона, свободная производственная зона, свободная торговая зона, свободная зона, промышленная экспортно ориентированная зона, инвестиционная зона, зона совместных предприятий, льготная экспортная зона, специальная экономическая зона, беспошлинная торговая зона, беспошлинная зона, зона совместного предпринимательства. Это обусловлено тем, что любая организационная, технологическая или социальная новация требует появления новых форм. Разнообразие определения связана также с тем, что каждое новшество по мере своего развития и распространения приобретает новые черты и неопределенных видтинкив.
Первой важной новацией является то, что привилегии и преимущества зон вместо того, чтобы концентрироваться на четко определенном пространстве, были распространены на другие предприятия (местные и те, которые принадлежат иностранцам), которые действовали в любой части страны. Предполагалось, что такие привилегии и преимущества (например, валютный режим, налоговые льготы) также положительно повлияют на экспорт и занятость во всей стране, как это было в первой созданной зони.
Вторым важным отклонением от первоначального замысла является то, что экспортно-ориентированные зоны получили также функцию содействия экспорту.
Третьим важным явлением стало закрепление местных предприятий в экспортно-ориентированных зонах.
Четвертой, новой чертой является утверждением взгляда, зонами должны становиться большие территории, а не малые промышленные анклавы. Этот подход хорошо отражает сам термин «специальная свободная зона», который употребляется в этой стране. Подобные зоны изначально задумываются как большие территории (даже целые провинции). Некоторые же небольшие страны стремятся расширить свои экспортные зоны до таких пределов, чтобы вся территория государства стала одной большой зоной (например, Шри-Ланка и Маврикий).
Пятой тенденцией, которая еще только формируется, является превращение классических промышленных экспортно-ориентированных зон на зоны, специализирующиеся на предоставлении услуг. В каком-то смысле это возвращение к исходному понятию зон, которые сначала рассматривались как «свободные зоны» или «свободные порты», обслуживавших основные морские линии. С другой стороны, это отражает растущее значение сектора услуг в экономике вообще и рост спроса на некоторые услуги, обеспечивающие доступ к информации (средства связи, обработка данных, сбор и поиск информации, программное обеспечение).
Несмотря всю эту дифференциацию можно проследить некоторые общие для всех (или многих) разновидностей зон отклонения от концепции их создания. Отметим следующие из них: спонтанное распространение зональных привилегий и льгот на прилегающие территории; постепенная (и успешная) переориентация ряда зон на внутренний рынок, что противоречит самой их идеи (продукция, например, свободной зоны Манаус в Бразилии почти полностью поглощена внутренним рынком) охват зонами очень большой территории, а не относительно маленького промышленного анклава (для примера, известны случаи, когда практически целые государства оказывались такими зонами) трансформация производственной зоны в зону с сервисной ориентацией, что, кстати, подчеркивает растущую роль сектора услуг в экономике (например , свободная зона Монтего-Бей, Ямайка).
10. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10.2. СЭЗ на Украину