10.3. Современные типы экономических зон

Экспортно-производственные зоны. Начало современных экспортно-производственных зон (ЭПЗ) как территориальном анклава, в котором зарубежные фирмы производят для вывоза за границу промышленные товары и получают прибыль за счет специальных стимулов и привилегий, положила зона аэропорта Шеннон (Ирландия). Компании ШВАДК (5РОСО), созданной в 1959 г. по парламентским законом, было поручено формирование «здорового будущего» в регионе путем развития промышленности, торговли и туризма с учетом специфики базовых условий. Впоследствии концепция ЕВЗ всего использовалась в развивающихся странах, особенно в тех государствах Азии, которые недавно прошли стадию индустриализации. Подобные зоны оказались наиболее адекватными экономическим целям этих государств, стремившихся к быстрой интеграции в мировую економику.
Интерес, проявленный многими странами в ЕВЗ (распространенного типа особых зон), обусловлен прежде заметными достижениями ряда таких зон за последнее время. Эти достижения отражаются в показателях объема экспорта, уровня занятости, скорости освоения технологии или промышленной модернизации. Однако не нужно делать вывод, будто подобные зоны - уникальное средство прогресса. Даже после вступления этими зонами «полных оборотов» остается много серьезных проблем, которые требуют решения. Нельзя игнорировать и то, что некоторые зоны могут в конечном итоге просто оказаться обычными экономическими банкротами.
Практика свидетельствует о том, что зоны никогда не развиваются согласно их первоначальному плану. Как и любая сложная организация, они живут собственным и достаточно динамичным жизнью, предусмотреть течение которого невозможно. Поэтому залог успеха ЕВЗ заключается скорее не в хорошем планировании на начальных стадиях, а в высокой адаптивности и гибкости последующего процесса администрування.
Сначала ЕВЗ рассматривалось как экономические и технологические анклавы и обычно предполагалось, что их устав должен устранить любой значимый промышленный и технологический влияние на внутреннюю экономику. Однако опыт показывает, что даже когда зоны действуют в такой екстериториальний форме, их влияние на местную экономику достаточно существенным. Это влияние по своей сути должен модернизируя характер и осуществляется через ряд каналов и механизмов: через «эффект обучения», особенно в сфере управления, организации работ и экспортного маркетинга; вследствие наличия в зоне отечественных предприятий-контакт с зарубежными инвесторами может создать мощную межфирменную коммуникацию и причиной «подтягивания» отечественных предприятий к технического и управленческого уровня зарубежных; наконец, еще один канал - кадровый, который реализуется через межфирменную миграцию персонала. Здесь важен не столько количественный, сколько качественный сторона дела: несколько десятков обученных в зоне управляющих или мастеров, собираются на отечественном предприятии вне зоны, могут его изменить к непизнаваности.
Эти косвенные модернизируя эффекты вполне реальные и, несмотря на их «неподатливисть» традиционному анализу «затраты - эффективность», позволяют объяснить стремление многих стран создавать у себя зоны вопреки тому, что последние могут принести меньше непосредственную прибыль, чем другие варианты розвитку.
Зоны внешней торговли. Зоны внешней торговли - ЗВТ (Foreign Trade Zones) - распространены в США. Они расположены на их территории, но юридическое находятся вне их таможенным пространством. Это относительно свежая «домашняя» версия свободных торговых зон считается в американских специалистов одним из самых эффективных механизмов снижения таможенных расходов и стимулирования внешнеторговой деятельности. Компании, действующие в ЗВТ, могут отсрочивать выплаты (или вообще их избегать), снижать тарифы на товары, проходящие через зону, и т.д. Эти товары могут закупаться для хранения, переупаковка, обработки и распределения. Они не выступают объектами формального таможенного контроля, однако в случае их доставки из зоны в таможенное пространство США безусловно подлежат прохождению через все предусмотренные таможенные процедуры. Движение товаров через ЗВТ происходит в самых разных направлениях - одни товары импортируются в зону и затем переправляются в третью страну или США. Другие товары - отечественного производства - направляются в зону для их «доводка» к экспортной кондиции перед окончательным вывозом за рубеж и т.д.
Впервые ЗЗТ были созданы в 1934 г. для активизации участия США в мировой торговле. Это был сложный период «великой депрессии» и созданием ЗВТ предполагалось, помимо прочего, снизить уровень безработицы в стране. Сейчас основным стимулом создания таких зон является возможность существенного снижения тарифов на импортируемые детали и компоненты для ряда отраслей (ярчайший пример - автомобильная промышленность).
Существует два основных типа ЗВТ: зоны общего назначения (general purpose, GP) Субзоны специального назначения (Special purpose, SP).
(ЗР - зоны, которые находятся под наблюдением таможенной службы США и законно функционируют вне их таможенным пространством. Они обычно расположены в районах складирования товаров, вблизи доков, промышленных парков и аэропортов. Компании правомочны осуществлять бизнес внутри ОР - зон на постоянной или на временной основе , их операции могут включать и производство, которое преимущественно осуществляется в ЗР-зонах. Последние дают возможность отдельным компаниям (типично - крупным производителям), не адаптируются к условиям и режиму ОР - зон, участвовать в зональной програми.
Зоны предприятий. зоны предприятий, расположенных в США, - это специальные территории, в которых действующие предприятия получают от местных, штатовской или федеральных властей определенные преференциальных права. Они создаются в экономически депрессирует-ющих районах больших городов с высоким уровнем безработицы и обычно занимают площадь в несколько квадратных километров .
Принимая решение о создании зоны предприятия в каком-то районе, власть пользуется несколькими критериями, среди которых можно выделить два самых важных: более 70% жителей района должны иметь доход на человека (семью) не ниже 80% от средне-городского ( национального) уровня; процент безработицы в районе должен значительно превышать городской (национальный) ривень.
преференциальных права являются наиболее привлекательными для венчурных фирм (business ventures) и заключаются в стимулах как налогового, так и неналогового характера. Налоговые скидки распространяются на производство, строительство и торговлю. Неналоговые стимулы касаются, в частности, сферы управления, стандартов окружающей среды и т.д.
Что касается эффективности зон предприятий, то на сегодня нет информации, необходимой для всесторонних выводов. Надо иметь в виду, что первая подобная зона была создана лишь в 1980 г. (во Флориде). Концепция этих зон постоянно модифицируется. Многие штаты проявляют заметную активность в реализации, создавая новые зоны и предоставляя новые стимулы их пользователям. Можно утверждать, что в конечном итоге подобные зоны является небольшим финансовым бременем для федеральных , штатовских и местных бюджетов, а предпринимательство, активизируется, и растущая занятость в зонах обусловливают снижение расходов на социальные программы в них.
Научно-технологические парки. В последнее десятилетие среди разнообразных особых экономических зон определенное место заняли т.н. научно- технологические парки. Процесс их активного распространения заслуживает внимания и с теоретической, и с практической точки зрения. Этот процесс отличается высокой синхронностью протекания в разных странах при наличии заметных «национальных» рис. Такие образования называют по-разному («технопарк», «национальный центр» , «технополис» и др..). Но всегда речь идет о создании вокруг какого-то ядра (типа университета) зоны с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной передачи новой технологии в промисловисть.
Научные парки СШA. Это районы с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий, расположенных вблизи крупных научных учреждений. К необходимых предпосылок создания научных парков (НП) относятся: большое количество инновационных идей, доступ к источникам венчурного капитала, инфраструктура НПДКР и промышленности, привлекательные условия жизни и видпочинку.
эволюционной особенностью развития ЧП в США было то, первоначально они возникали спонтанно, как следствие удачного сочетания ряда факторов - географического, экономического, социального и т.д. Именно «спонтанные» ЧП оказались наиболее эффективными. Это Кремниевая Долина, расположенная в Санта Клара вблизи Стэндфордского университета (штат Калифорния) Дорога номер 128 - вблизи Массачусетского технологического института и Гарвардского университета; Исследовательский парк «Треугольник» в Северной Каролини.
Найти универсальный критерий эффективности научных парков в любой адекватной индексной форме проблематично. В конечном итоге, основным их достижением можно считать создание локализованного среды, «перманентное генерирует новые технологии, квалифицированных специалистов и предпринимателей» и поддержку которого обеспечивает сеть исследовательских, учебных и коммерческих организаций.
Технополисы Японии. Японская программа «Технополис» стала третьей правительственной концепцией развития городов. Две предыдущие концепции территориальных производственных образований - концепции промышленных ( 60-е годы) и «информационных» городов (70-е годы) - были безуспешными, прежде всего из-за финансовых затруднений. Понятие «технополис» толковалось таким образом: «Технополис - это город и прилегающая к нему территория, где в органическом единстве расположены предприятия высоко-технологических отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой ».
Программа создания технополисов, разработанная Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП), имела целью такие основные цели, как: перераспределение промышленности из центра на периферию, переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий, интенсификация научных исследований на всей территории страны за счет активизации деятельности местных университетов, ускорение инновационного процесса и ин.
В отличие от предыдущих стратегий регионального развития страны, которые акцентировали на «жесткой инфраструктуре» (строительство промышленных предприятий и дорог, подвод воды и топлива и т.д.), «технополисна» стратегия ориентировалась уже на «мягкую инфраструктуру» - развитие сети научных учреждений, средств обмена информацией и подготовку кадров . Условиями получения статуса технополиса были такие условия, как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура и ин.
Для привлечения частных корпораций в технополисы на их территории планировались различные мероприятия кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, относящихся к отраслей «высокой технологии», разрешалось списывать в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости сооружений; государство оплачивало треть расходов на совместное проведение исследований префектуальнимы лабораториями и мелкими фирмами.
Следует отметить, что несмотря скрупулезное проработки всех аспектов программы «Технополис» , достичь некоторых ожидаемых эффектов пока не удалось. Как ни парадоксально, но перераспределение экономического потенциала страны в пользу отсталых районов, а - основная цель программы, так и не состоялся. Это, между прочим, еще раз подчеркивает непредсказуемость результатов реализации крупномасштабных программ. Пытаясь сделать какие-то обобщения, нужно, очевидно, прежде всего акцентировать внимание на принципиальной недостижимости идеи абсолютной локализации участков экономического пространства в зонах. Экономическое пространство органично целостный. Он формировался в течение длительного времени человеческой деятельности по освоению окружающей среды. Осознание этого факта должно априорно отображаться во всех проектах создание зон с учетом стратификованости всего экономического пространства.
10.2. СЭЗ на Украину 10.4. Особенности работы в свободных экономических зонах.