2.6. Инвестиционные процессы во внешнеэкономической деятельности предприятий Украины

В интересах Украины как страны, привлекательной для инвестиционных целей, свидетельствуют такие факторы, как наличие большого рынка (население страны составляет почти 50 млн. человек), высокий уровень образования населения, довольно высокая квалификация рабочей силы, особенно инженерно-техничиюго состава; благоприятное местоположение в Европе (центральный регион) развитая инфраструктура, которая требует постоянного модернизации.
Понятие «благоприятный инвестиционный климат» включает четыре основных элемента:
1) стабильная макроекопомична и политическая ситуация (включая низкий уровень корумповаиости государственных служащих);
2) относительная неизменность законодательной базы в течение длительного времени;
3) развита инвестиционная инфраструктура;
4) существование высокого внутреннего спроса на инвестиционные ресурсы вместе с возможностью получения отдачи от инвестування.
Что касается инвестиционного климата Украины, то из приведенных элементов наименее проблемным является последний - в народном хозяйстве имеется стабильный и огромный спрос иа инвестиционные ресурсы со стороны отечественных хозяйственных субъектов. Но без кардинального улучшения функционирования инвестиционного комплекса инфраструктуры иностранные инвестиции, как много по объему они не были, вряд ли могут быть эффективно использованы. Объемы прямых иностранных инвестиций, которые поступают в Украину, незначительные для масштабов нашего государства. Поэтому Украине необходимо рассчитывать на собственные источники инвестирования. В самом воспроизводственном процессе заложены внутренние возможности нужного инвестирования. Стоит только своевременно аккумулировать и быстро инвестировать средства накоплений в объекты приоритетное значение. В подавляющем большинстве стран на главном месте инвестиционных накоплений всегда были и есть внутренние источники. К ним относятся:
• средства амортизационного фонда (который нужно формировать на экономически обоснованных принципах и использовать исключительно для воспроизведения)
• внутрихозяйственные предпринимательские накопления на прибыль и рентных платежей (не менее трети их должно использоваться на технологическое обновление и развитие конкурентоспособного товаропроизводства)
• денежные накопления государственного и местного бюджетов (часть которых должна направляться на реализацию общегосударственных и региональных экономических, научно-технических и социальных программ, а также на финансирование других жизненно важных процессов) • целенаправленная аккумуляция и использования кредитных ресурсов банков, функционирование всей банковско- финансовой системы в интересах воспроизводства и роста национального товаровиробництва.
Для иностранных инвесторов усматриваются перспективы в таких областях, как энергосбережение и переоснащения энергетики, сельское хозяйство, пищевая промышленность, транспорт и телекоммуникации, машиностроение, торговля, а также переработка давальческого сырья (обработка трудоемких реэкспортных товаров). Западные фирмы при соответствующих условиях могли бы инвестировать капитал как в инфраструктуру (транспортные пути, энергоснабжения, телекоммуникации), так и в области, где можно производить конкурентоспособные на международном и внутреннем рынках товары, однако на этом пути есть немало препятствий и обстоятельств, связанных с ризиком.
Потенциальные преимущества поземных инвестиций для народного хозяйства страны-получателя сохраняют свою силу и для Украины. их содержание можно передать так:
1) прямые инвестиции создают дополнительные возможности для реструктуризации и модернизации производственного аппарата без новой задолженности, поэтому могут способствовать развитию частного предпринимательства;
2) прямые иностранные инвестиции являются дополнительными средствами для страны и, таким образом, способствуют экономическому росту;
3) с помощью иностранных инвестиций передают современные технологии, ноу-хау по менеджменту и маркетингу, создают новые и сохраняют имеющиеся рабочие места;
4) иностранные партнеры интегрируются в экономическую жизнь страны, они заинтересованы в максимальной производительности и рентабельности производства; благодаря же взаимодействия существующих и новых форм хозяйствования появляются дополнительные стимулы к развитию отечественных отраслей;
5) иностранные инвестиции способствуют включению страны в международное разделение труда, влияют на повышение конкурентоспособности, а для партнеров из СНГ могут стать трамплином экспорта на Запад;
6) прямые иностранные инвестиции создают прекрасные условия для перестройки внутренних связей и закономерностей в рыночные, расширяют опыт работы отечественных предприятий на принципах рыночной экономики, способствуют повышению заинтересованности в качестве продукции.
В 1990-1991 годах в Восточной Европе считали, что к главному побудительного мотива участия западных фирм с прямыми иностранными инвестициями относятся высокие экспортные возможности товаров, прошедших конечную обработку в Восточной Европе. Позже оказался другой, важен мотив: доступ на местные рынки (табл. 2.6.1). Это раскрывает феномен более высоких темпов концентрации инвестиций в Восточной Европе в таких сферах, как розничная торговля, гостиничное хозяйство и другие услуги (банки, телекоммуникации, страховые компании), по сравнению со сферой перерабатывающей промышленности с возможностями реекспорту.
С момента обретения Украиной независимости и до 1995 года иностранные инвестиции существенно уменьшались, и только в 1995 году их приток усилился (табл. 2.6.2).
На 1 января 1997 года более 3000 предприятий было вложено около 1 млрд. дол. США. Более 80% инвестированного капитала приходилось на долю совместных предприятий. Средний размер вложенного капитала на проект составлял менее 250 тыс. дол. США. По регионам инвестиции распределялись неравномерно. Харьковская, Днепропетровская, Донецкая, Львовская, Одесская, Запорожская области, Киев и Киевская область принадлежали к числу регионов, где политика реформ осуществлялась наиболее успешно. Эти восемь регионов (с 26) имели самый высокий уровень приватизации в Украине. Не случайно, что на эти районы сосредоточения промышленных предприятий и населения (город Киев, Одесская, Донецкая, Днепропетровская и Львовская области) приходится 48,4% всех прямых иностранных инвестиций в Украини.
Среди стран, которые инвестировали средства в Украину, ведущее место занимали США (инвестированный капитал на 1 января 1996 года составил 171,4 милл. Долл. США, т.е. 22,9%), Германия (129,6 млн. дол. США или 17 , 3%), Великобритания (46,3 милл. долл. США или 6,2%), Кипр (38,6 млн. дол. США или 5,1%) и Россия (37,8 млн. дол. США или 5,0%).
По сравнению с другими Украина не является лучшей страной для осуществления инвестиций. Экономическая нестабильность многочисленные задержки и противоречия при проведении реформ стали причиной того, что в международном рейтинге кредитоспособности она выглядит недостаточно привлекательно. По рейтингу журнала «Institutional Investor» Украина занимала в 1997 году 111 место за такими странами, как Того, Танзания и Нигерия. По сравнению с 1995 годом (109 место) она ухудшила свои позиции. Этот рейтинг оценивает надежность страны как должника по иностранных финансовых кредитам. Украинское правительство должно осознавать, что украинская экономика ведет конкурентную борьбу за ограниченное в своем объеме товар (капитал) на мировом рынке с почти 200 странами, а в Восточной Европе (включая СНГ) - с более чем 20 краинами.
В течение последних лет в экономике Украины наблюдаются позитивные сдвиги по оживлению инвестиционной активности. Так, общий реальный прирост инвестиций в основной капитал в течение 1998-1999 годов составил 9,2%. Динамика показателей инвестиционной активности в течение 1999 года имела две четкие тенденции. Если по итогам первого полугодия 1999 года объем инвестирования в экономике сократился па 12,7%, то во втором полугодии наблюдалось значительное повышение темпов инвестиционной деятельности - прирост капитальных вложений за III и IV квартал 1999 года составил 11,3% (накопление основного капитала - 6 , 3%) относительно второго полугодия 1998 года. Прирост инвестиций в основной капитал за 1999 год составил 2,9% по сравнению с 1998 годом (уровень валового накопления основного капитала не изменился). Расхождение между динамикой инвестиций в первом и втором полугодии 1999 года предопределяла отличием состава факторов инвестиционной активности до и после президентских виборив.
В первом полугодии 1999 года отсутствовали экономические предпосылки, которые могли бы обеспечить реальный рост капиталовложений. Для этого периода характерно ухудшение финансового состояния всех субъектов экономической деятельности, что, соответственно, сказалось на уменьшении финансовых ресурсов инвестирования. При этом второе полугодие 1999 года характеризовалось некоторыми позитивными факторами: наблюдались изменения в законодательстве Украины о стимулировании развития производства (в частности, в сфере активизации инвестиционных процессов, рост объемов производства и прибыли в отраслях промышленности, расширения кредитования реального экспорта экономики).
На повышении инвестиционной активности во втором полугодии 1999 года сказались такие позитивные изменения в законодательстве:
1) отмена централизации амортизационных отчислений и возвращение к практике применения понижающего коэффициента для норм амортизации (Закон Украины от 06.04.1999 года «О внесении изменений в Закон Украины« О налогообложении прибыли предприятий »)
2) освобождение от НДС основных средств, вносимых в уставный фонд предприятия, при операциях в Украине и при ввезенном их на территорию страны;
3) исключение платежей по арендным операциям с категории «проценты»;
4) уменьшение уровня налогообложения операций с ценными бумагами (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью стимулирования инвестиционной деятельности» от 15.07.1999 года);
5) перевод учета НДС при выполнении подрядных строительно-монтажных работ на кассовый метод (Закон Украины от 14.07 1999 года «О внесении изменений в ст. 11 Закона« О НДС »»);
6) возможность получения льготного долгосрочного державног кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья (Постановлений ^ КМУ от 17.05.1999 года);
7) внедрение на базе холдинговой компании «Киевгорстрой» экономического эксперимента по стимулированию развития жилищного строительства с привлечением средств граждан и субъектов предпринимательской деятельности на долгосрочные жилищные сберегательные вклады с последующим их направлением на долгосрочное кредитование строительства жилья для населения под залог этого жилья (Указ Президента Украина от 27.06.1999 года);
8) упрощение системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого бизнеса, что создает условия для развития частного предпринимательства (Указ Президента Украины от 28.06.1999 года).
Несмотря на это, Украина занимала в 1999 году одно из последних мест в Восточной Европе по показателям прямых иностранных инвестиций (8 долл. США на человека). Ниже этот показатель был только в Туркмении, Узбекистане, Армении и Македонии. Централизованные иностранные инвестиции в пересчете на одного жителя в Венгрии составляли 198 долл.>: США, в Латвии и Словении-соответственно 160 и 170 долл.. США, а общая сумма инвестиций в Польшу того же года составила 4500 млн. дол. США, что почти в 11 раз больше чем в Украину. Общая сумма прямых иностранных инвестиций вследствие низкой инвестиционной приветливости нашей страны была также незначительной (табл. 2.6.3).
Такую структуру прямых иностранных инвестиций в Украину вряд ли можно считать удовлетворительной. Так, в начале 1999 года их общая сумма составила 2810,7 млн. дол. США и лишь незначительную их часть - 13% - было получено в виде кредитов и займов. Неблагоприятный инвестиционный климат привел к значительному уменьшению капитала нерезидентов. Из общей суммы уменьшения капитала 65,7% приходится на изъятие денежных, имущественных и других вкладов, 133,9% - на отмену соглашений с резидентами Украини.
На сегодня доступ к рынку частных инвестиций в Украине очень ограничен. Брак стабильной и прозрачной базы, невысокая покупательная способность граждан, неопределенность приоритетов инвестиционной политики государства - все это не способствует привлечению иностранного капитала. Можно сделать вывод, что формирование инвестиционного рынка в Украине происходит очень медленно и в недостаточном для обеспечения нормального развития экономических процессов объеме. Способствовать решению этой проблемы призвана банковская система, с помощью которой можно направить средства в нужное для страны русло.

Чистые прямые инвестиции в первом полугодии 2000 года составили 339 милл. долл. США, что на 112% выше чем за аналогичный период 1999 года. Повышение притока прямых иностранных инвестиций было вызвано проведением приватизации привлекательных объектов, общим улучшением инвестиционного климата благодаря новым реформам и повышению внутреннего попиту.
Уровень портфельных инвестиций в целом за полугодие был отрицательным (-16 млн. дол. США), но в I и II кварталах соответствующего периода в платежном балансе отражены резкие колебания (примерно ± 470 млн. дол. США). На самом деле никаких крупных притоков и оттоков иностранного капитала не происходило: просто по методологии заключения платежного баланса именно таким образом должно отражаться просрочку выплат процентов по реструктуризированным еврооблигациям. Уровень «настоящих» портфельных инвестиций оставался низким из-за неразвитости украинского фондового ринку.
Таким образом, Украина имеет в некоторых сферах деятельности либеральное инвестиционное законодательство. Положительным является и тот факт, что ограничения на репатриацию капитала и прибыли минимальны. Но поступлению инвестиций все еще мешают такие обстоятельства, как:
• негативное впечатление у населения от применяемых реформ;
тяжелая пропюзовашсть уровня инфляции через пестаоильтсть экономики;
неравноправие иностранных и украинских инвесторов;
неопределенность действующего законодательства;
бюрократизм при принятии оперативных решений и отриманни
необходимых разрешений;
отсутствие правительственных программ поддержки новых и приватизованих
предприятий;
отсутствие государственных гарантий иностранным инвесторам, по которым можна
предъявить иск;
большое налоговое бремя на предприятиях;
слабая развитость отечественного финансового рынка;
неудовлетворительное состояние рынка электроэнергии и энергоносителей. Иностранные инвесторы будут вкладывать свои средства в украинскую экономику только при соблюдении таких требований, как:
повышение доверия к украинскому правительству;
достижения макроекономичпои стабильности;
надежность информации, которая поступает из официальных источников;
обеспечение условий для развития частного предпринимательства;
умеренное налогообложение;
гарантии выполнения условий по внешнеэкономическим договорам;
уменьшение роли бюрократического аппарата, упрощение процедуры получения разрешений;
внедрение либерального внешнеторгового режима;
обеспечение упрощенного и дешевого доступа к инфраструктуре (электроэнергии, воды, телекомушкаций, транспорта и т.п.). Чтобы избавиться препятствий на пути осуществления прямых иностранных инвестиций в Украину, несколько улучшаются условия для иностранных инвесторов. К таким мерам относятся такие позитивные шаги • создание консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве под руководством премьер-министра;
• предоставление возможности иностранцам купить землю;
• введение в действие Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.1996 года № 93/96-ВР.
Внедряются и другие мероприятия, группировки которых в соответствии с их назначением показано на рис. 2.6.1:
Улучшение политических и макроекономичннх условий содержит такие направления реформ, как осуществление упорной политики стабилизации; эффективное снижение уровня инфляции, содействие правительства иностранному инвестированию, создание местными органами власти в регионах стимулов для привлечения прямых иностранных инвестиций; продолжение политики формирования открытой рыночной экономики; открытая информационная политика министерств и ведомств, осуществление маркетинговой кампании в национальных и международных масштабах для улучшения имиджа Украины как краипы-реципиента прямых иностранных инвестиций.
Устранение препятствий, которые увеличивают риск вложений предусматривает прекращение практики постоянных изменений законодательства об инвестициях, осуществление принципа равноправного отношения и к соотечественникам, и к иностранцам в области защиты от возможности лишения прав собственности, соблюдение принципов законности на всех уровнях управления, ликвидация «дискриминации» (п ^ и получении банковских лицензий, возможность обращения в суд при нарушении законов органами управления), ликвидация обязательства получать лицензию на кредиты в твердой валюте, отличие обязательной продажи 50% валютной выручки, обучение украинских менеджеров международным стандартам управлиння.
Устранение факторов, которые препятствуют повышению доходности инвестиций, включает такие направления структурных сдвигов, как упрощение бюрократических процедур при оформлении инвестиций, уменьшение налогов и сборов с предприятий, обеспечения финансовых стимулов для прямых иностранных инвестиций.

2.5. Состав и особенности осуществления предприятиями производственных внешнеэкономических операций. 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ