8.4. Перспективы совершенствования регулирования внешних рыночных отношений регионов

Проанализировав проблемы внешнеэкономических связей Украины, производственно-промышленный потенциал и состояние экономики, следует отметить, что социально-экономическое положение ее областей характеризуется теми же тенденциями, которые наблюдаются и в народнохозяйственном комплексе Украины в цилому.
Итоги 1999 года и результатам 2000 года подтверждают сохранение тенденции активизации внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций в Украине наряду с растущим объемом внешнеторговых операций.
Сейчас роль природных ресурсов, географическое положение, производственный опыт начинает значительно снижаться. Зато выдвигаются передовая технология, научные разработки, высококвалифицированная рабочая сила, банки, развитая производственная инфраструктура, которые прежде всего влияют на определение профиля экономики той или иной страны, ее позиции на мировом рынке. Эту тенденцию необходимо учитывать, разрабатывая стратегию выхода на международный рынок, и с самого начала делать ставку на современные факторы международного разделения праци.
За годы независимости государство получило международное признание, возрастает ее роль в мировой политике, она стала членом Совета Европы, успешно развивает политические и деловые контакты с зарубежными странами. Все это, безусловно, весомые достижения. Однако базовая сфера жизнедеятельности общества - экономическая-свое время негативно сказалась на социальной сфере жизни украинских народу.
Нерешенность социальных вопросов и обнищание значительной части населения, неустойчивость стабилизационных процессов, осложнения в финансовой сфере в условиях отсутствия необходимой законодательной базы, неразветвленной инфраструктуры сопровождались деформационными процессами, с утверждением так называемого «дикого рынка», наращиванием основного антиподу рыночных отношений-бактеризации хозяйственных связей , что составляет более 18% объемов реализованной продукции. Поэтому особенно актуальным для Украины должна быть инновационное развитие, связан с необходимостью коренной перестройки производства, что досталось в наследство от административно-командной системы. Отсутствие структурной перестройки инновационного содержания даже в условиях экономического роста генерировать зависимую экономику второстепенного типа. Поэтому одной из главных в концепции развития внешнеэкономических отношений является разработка модели внутреннего государственного регулирования с предоставлением окремиш регионам полномочий по полномасштабных утверждений на уровне современных мировых стандартов рыночных отношений с другими государствами, регионами, предприятиями и предпринимателями в пределах предоставленных им государством полномочий. Это обеспечит постепенное исправление допущенных деформаций, расширит спектр международного сосуществования, наполнит действующие рыночные структуры конструктивным содержанием международного спивиснування.
Актуальным является предоставление регионам более определенных прав и определение правового поля их деятельности, государственной поддержки (в том числе законодательной), полное раскрытие экспортного потенциала отдельных регионов, что значительно расширяет состав участников внешнеэкономической деятельности. Развитие конкурентоспособных экспортных производств в регионах связан также с созданием новых рабочих мест, пополнением доходной части местных бюджетив.
Исходя из этого, надо ставить целью преобразования многостороннего сотрудничества в важнейший фактор стабилизации и безопасности внутреннего положения страны. Широкие возможности интенсификации международных отношений должны быть направлены на расширение деятельности в сфере экономики и ускорение присоединения Украины к Соглашению о зоне свободной торговли в Центральной Европе, гарантирующее проникновения украинской продукции на рынки Европы, привлечения инвестиций, приобретение новых технологий и откроет перспективы научно-технического развития краини.
В этом направлении существенную и позитивную роль может сыграть разложения региональной выставочной деятельности. Содействие распространению в Украине через выставочную деятельность малого и среднего предпринимательства позволит все время поднимать свой уровень, привлекать к сотрудничеству предпринимателей различных регионов и стран, предоставлять им шанс присоединиться к мировым стандартам и представлять свою продукцию. Заинтересованность государства в организации и проведении выставок-ярмарок внутри страны станет хорошей поддержкой в новых экономических отношениях товаропроизводителей и потребителей, в изучении нового опыта и идей, прекрасной возможностью концентрации всего нового, что есть. Активное развитие торгово-экономического сотрудничества принесет определенные положительные результаты, побуждая к поиску новых форм взаимовыгодного сотрудничества между предпринимательскими структурами, создавая условия для стимулирования этого процесса. Участвуя в международных выставках-ярмарках, можно развивать инвестиционную деятельность для поступлений инвестиций в Украину, экономика которой сейчас трансформируется и способен освоить значительные суммы иностранных капиталовложений с большой выгодой для инвесторив.
Для решения первоочередных задач экономического реформирования (в том числе и в сфере внешнеэкономических связей в регионах) исполнительная и законодательная власти в регионах (областях, городах, районах) должны сосредоточить усилия на решении таких приоритетов, как:
• осуществление комплекса мер по ускорению структурной перестройки отраслей народного хозяйства региона в стабилизации производства товаров народного потребления и наращивание объемов экспортоспособной и импортозамещающей продукции;
• завершение в регионе процесса приватизации и разгосударствления имущества, употребление действенных мер, направленных на поддержку развития малого предпринимательства и других рыночных отношений;
• применение мероприятий по рациональному использованию трудовых ресурсов и обеспечения наиболее полной занятости населения региона;
• обеспечение комплексного решения в регионе проблемы охраны окружающей среды и мер социальной защиты населення.
Все эти меры можно и нужно проводить в жизнь в селах и городах по предоставленными полномочиями органам местного самоврядування.
Предоставление регионам определенных полномочий во внешнеэкономических связях может стать одним из элементов стратегической модели расширения внешнеэкономических отношений. Ведь развитие упрощенной и рациональной системы внешней торговли, стимулирование экспортных операций (с учетом потребностей национального потребления и повышения эффективности применения иностранных инвестиций) должны побуждать к стабилизации и возрождения национальной економики.
Состояние и дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности регионов в настоящее время зависит не только от объективных факторов, обусловленных состоянием их экономики, но и от уровня организации работы в этой сфере. Поэтому координация такой деятельности должна возлагаться на органы местного самоуправления. Большое значение приобретает работа с руководителями предприятий по вопросам обновления ассортимента изделий для максимального удовлетворения отечественных потребителей, уменьшение выпуска товаров из давальческого сырья инофирм, загрузки перерабатывающих мощностей отечественным сырьем и предпринимательских структур Украины, которые имеют средства для ее закупивли.
Необходимо полное раскрытие экспортных потенциалов каждого региону.
Это требует:
• предоставление местным экспортерам бесплатных консультационных услуг;
• создание программ привлечения иностранных капиталов;
• рекламно-информационного обеспечения ВЭД
• проведение семинаров, конференций по проблемам регионального экспорта;
• осуществление программ целенаправленного содействия развитию тех отраслей народнохозяйственного комплекса региона, имеющих наибольший экспортный потенциал;
• разработки внешнеторговыми учреждениями программ по определению наиболее перспективных рынков сбыта местной продукции и услуг;
• содействие созданию акционерных обществ для организации зарубежной торговли, что упрощает их учредителям выход на мировой рынок и уменьшает соответствующие витрати.
Руководство регионов должно считать экспорт приоритетным направлением деятельности развития, активно поддерживать экспортные стремление предприятий. Все это будет способствовать освоению новых рынков сбыта и активизации ВЭД в цилому.
Мировой опыт подтверждает, что свободные экономические зоны действуют наподобие системы шлюзов, через которые национальные товары и услуги попадают на мировой рынок, а зарубежные ресурсы могут влиться в национальную экономику через регионы и сыграть решающую роль в развитии или структурной приспособлении к экономике рыночной системы. Следует учитывать и тот фактор, что свободные экономические зоны особенно привлекательными для иностранных инвесторов учитывая льготные условия размещения капитала, а предоставление финансовых кредитов по сниженным процентным ставкам оказывается намного эффективнее стимулом, чем освобождение от налогов, поскольку предприятия, расположенные в таких зонах, финансируют значительную часть своего основного капитала посредством позик.
Для национальной экономики свободные экономические зоны и финансово промышленные группы в состоянии сыграть определенную роль в поиске и применении новых организационных и управленческих методов хозяйствования. В новых экономических условиях большинство инициатив по созданию свободных экономических зон будет поступать от местных, а не центральных органов власти. Это может стать значительным бременем для местных органов самоуправления, они могут столкнуться не только со сложной задачей планирования, управления и рекламы деятельности зоны, но и более важной задачей построения новых видов связей с внешним свитом.
Поэтому должны быть решены следующие вопросы:
• предоставление определенных полномочий и государственной поддержки отдельным мощным и развитым областям и регионам в развитии их внешнеэкономических связей для толчка в превращении всей экономики Украины;
• обеспечение поддержки местными и центральными органами власти развития внешнеэкономических подходов к наращиванию внешних торговых отношений на каждом иерархическом уровне предприятия, области, отрасли и к мировому (глобального) ривня.
Внедрение новейших тенденций в организации регулирования внешнеэкономической деятельностью и осуществление практических шагов к расширению внешнеэкономических связей через развитие регионов страны, ее отраслей и внедрения достижений науки и техники в модернизацию, технологическое перевооружение предприятий (создание наукоемких технологий), экономические преобразования в стране и создания конкурентоспособного народнохозяйственного потенциала непосредственно связаны с активизацией маркетинговой деятельности. Неплохо было бы иметь региональные маркетинговые центры на условиях самофинансирования, которые бы взяли на себя вышеупомянутые функции разработки региональных стратегических маркетинговых планов для государственных органов и предпринимательских структур.
Создан центр мог бы удовлетворить такие потребности, как:
• изучение внешнего и внутреннего рынков;
• поднятия рейтинга украинских товаров;
• выполнение стратегических исследований развития рыночных условий;
• разработка и практическое воплощение маркетинговых программ по преодолению негативных явлений, сдерживающих развитие рыночных условий;
• изучение спроса;
• консультирование национального производителя об условиях работы на рынках и о конъюнктуре на международных ринках.
Проведение мониторинга рынков на коммерческой основе позволило бы управлять предложением учитывая изменения, происходящие на внутреннем и внешнем рынках, определять их тенденции; разрабатывать маркетинговые стратегии регионов, предприятий, средства приспособления к этим изменениям; предупреждать субъектов предпринимательства о возможных изменениях в мировой хозяйственной системе. Растущая конкуренция одних стран и относительное отставание других, колебания валютных курсов, мировой кризис, задолженность, поведение транснациональных корпораций, изменения в налоговом законодательстве даже в одной экономически слаборазвитых странах, сельскохозяйственная политика «Общего рынка» - это все те факторы, влияющие на выбор стратегии внешнеэкономической деятельности как предприятий и региона, так и государства в целом. Они подлежат постоянному мониторингу в конкурентной рыночной среде.
8.3. Перспективные направления построения государственной экономической модели внешнеэкономических рыночных отношений 8.5. Основные направления совершенствования в политике регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий в Украине