1.2. Эволюция внешнеэкономической деятельности предприятий Украины
Понятие "внешнеэкономическая деятельность предприятия" появилось в СССР в 1986 г. в контексте общей попытки реформировать административно-командную систему экономики, которая в то время находилась в состоянии глубокого кризиса. Суть так называемой "перестройки системы управления экономикой" заключалась в попытке децентрализовать процесс принятия экономических решений, предоставить предприятиям определенные права без демонтажа государственной собственности на средства производства, монопольной власти министерств и видомств.Во внешнеэкономической сфере так называемая "перестройка" предусматривала постепенный отказ от монополии государства на осуществление любых экономических операций. Указанная монополия была законодательно закреплена еще в апреле 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров "О национализации внешней торговли" как временное средство защиты внешнеэкономических интересов молодого большевистского государства от "посягательств мирового империализма". Со временем "временное средство" было распространено не только на внешнюю торговлю, но и на все внешнеэкономические операции.
По состоянию на 1986 г. в СССР сформировалась централизованная система управления внешнеэкономическими связями в составе Министерства внешней торговли СССР и ряда подчиненных ему специализированных внешнеторговых объединений, через которые все предприятия СССР осуществляли экспортно-импортные операции. В СССР, как и в других союзных республиках, не было собственных структур управления внешнеэкономическими связями, они должны были проходить только через Москву.
Такая ситуация повлекла абсолютную незаинтересованность предприятий в любых отношениях с заграницей, ведь экономический эффект от обмена между странами изымался союзным правительством. Руководители предприятий всеми законными и незаконными средствами пытались освободиться от экспортных поставок, ориентировали производство исключительно на внутренний рынок, в связи с тотальным дефицитом вообще не выдвигал никаких требований к качеству продукции. В структуре советского экспорта доминировали энергоносители, сырье, золото и оружие. За счет импорта государство минимально обеспечивала внутренний потребительский рынок товарами широкого потребления, а промышленность - необходимым оборудованием. Среди населения и предприятий использовался "культ импортных товаров", которые резко отличались по качеству и технологическим уровнем производства от отечественной продукции.
Падение в начале 80-х годов прошлого века мировых цен на энергоносители привело проблему дефицита внешнеторгового баланса СССР, государство пыталась покрывать за счет внешних заимствований. Однако тотальный товарный дефицит на внутреннем рынке и острая потребность в современном технологическом оборудовании вынудили правительство пойти на реформирование системы внешнеэкономических связей. Были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу на внешний рынок, формирования системы их экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.1986 г. № 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" государство предоставило право непосредственного осуществления внешнеторговых операций ограниченному кругу министерств, ведомств, крупнейшим производственным объединением и пидприемствам.
Это был первый шаг на пути демонтажа государственной внешнеэкономической монополии, которая просуществовала почти семьдесят лет и доказала на практике свою полную несостоятельность. Следующим постановлением перечень таких министерств и объединений были увеличены почти вдвое, а с апреля 1989 г. все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешний рынок и ведение на нем операционно-коммерческой деятельности. На это же время приходится и принятие постановления о разрешении советским предприятиям создавать совместные предприятия с участием иностранного капиталу.
Таким образом, в результате проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: "внешнеэкономические связи" и "внешнеэкономическая деятельность". Первое понятие является более общим и включает как формы реализации межгосударственных отношений в области производственного, торгового и научно-технического сотрудничества и валютно-финансовых отношений, так и совокупность внешнеэкономических операций предприятий, организаций различных форм собственности. Второе понятие применяется преимущественно для характеристики внешнеэкономических операций на микроуровне (предприятий, организаций, объединений); операций, целью которых было получение прибыли в условиях самоокупности.
После провозглашения в 1991 г. независимости Украины были осуществлены мероприятия, направленные на существенную либерализацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение прав предприятий и организаций в этой сфере. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) начинает рассматриваться не только как составная хозяйственной деятельности предприятия, но и как важный фактор экономического роста, создания предпосылок более интенсивного развития интеграционных процессов на микроуровне. В этот период были приняты и важные законодательные акты, в частности законы Украины "О внешнеэкономической деятельности", "О едином таможенном тарифе", "О режиме иностранного инвестирования", Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и ин.Module . На начальном этапе рыночных преобразований в Украине реализовывалась концепция "защиты внутреннего рынка" - комплекса мероприятий, направленных фактически на ограничение экспорта товаров, дефицит которых ощущался на внутреннем рынке. Поскольку в условиях значительного избытка денег дефицит ощущался почти по всем товарным группам, эта концепция приобрела антиекспортнои направленности. Инструментами реализации этого подхода в разные периоды были:
- Налогообложение валютной выручки экспортеров;
- Обязательства экспортеров продавать часть валютной выручки за нереальным, искусственно завышенным курсом национальной валюты (фактически скрытое налогообложения экспортной выручки)
- Взыскание вывозной пошлины, направленного на компенсацию примерно половины разницы между внутренними и мировыми ценами;
- Широкое лицензирование и квотирование экспорта: в начале 1993 г. квотированию подлежало более 80% украинского экспорта, в конце того же года - около 60%, в мае 1994 - ЗО% експорту.
3 началом в 1994 г. этапа радикальной либерализации экономики наблюдается переход к качественно другой экспортной политики. Значительно сокращается перечень товаров, экспорт которых подлежит квотированию и лицензированию. С 1995 г. были приняты меры по демонтажу системы государственных заказов, благодаря которым ранее осуществлялось интенсивное вмешательство государства в сферу экспортных операций.
Одним из новых инструментов регулирования экспорта стали так называемые индикативные цены, которые указывали экспортерам минимальные уровни экспортных цен для широкого спектра товаров. Однако уже в феврале 1996 г. такие цены перестали быть обязательными для большинства товаров и стали инструментом информационной поддержки ЗЕД.
Другой мерой контроля за экспортом с ноября 1994 г. стала регистрация определенных категорий внешнеэкономических контрактов (особенно бартерных операций). Однако очень скоро это мероприятие был ограничен под влиянием субъектов ВЭД Украины и международных финансовых организаций.
В 1996 г. были попытки восстановить экспортную пошлину для ряда "высоколиквидных" товарных позиций, объемы экспорта по которым были значительны. В апреле 1996 г. было введено пошлина в размере 50 - 75% на экспорт живого скота, ЗО-50% на экспорт отходов черных и цветных металлов. Однако под сильным внутренним и внешним давлением пошлине на отходы металлов было ликвидировано, а относительно других товаров правительство пошло на значительные поступки.
Либерализация экспортной деятельности имела выраженный и вместе с тем противоречивое влияние на развитие украинского экспорта. Положительное влияние - ускорение с 1994 г. темпов роста экспорта, увеличение его доли в ВВП. Это - признак формирования более открытой, ориентированной на экспорт экономики Украины. Отрицательную сторону - образование разрыва между экспортно ориентированными отраслями и производствами, ориентированными в основном на внутренний ринок.
Импортная политика Украины на том этапе также претерпела значительную эволюцию. В апреле 1994 наблюдалась почти полный отказ от таможенной защиты ключевых отраслей национального производства. Только с января 1993 г. была введена система импортных пошлин на основе Единого таможенного тарифа Украины. Для большинства товаров ставки устанавливались на уровне 0-10%, для небольшого количества товаров - 15-ЗО%, максимум достигал умеренной даже по международным стандартам величины 50%. Для стран, которые пользовались режимом наибольшего благоприятствования, импортный тариф составлял 2-5%.
Однако либеральный таможенный режим нейтрализувався обесцениванием национальной валюты, что вело к удорожанию импортных товаров, а также отсутствием свободного рыночного доступа к иностранной валюте, необходимой для финансирования импортных операций. Ситуация начала меняться в 1993 г. В декабре была сделана попытка ввести режим квотирования и лицензирования на широкий ассортимент импортных товаров, но эта попытка была неудачной, поскольку в мае 1994 г. эти меры были отменены. С середины 1994 г. наблюдается четкая тенденция перехода к протекционизму. Ставки импортной пошлины выросли с 10 - 20% до 40-100% (мех, кожа - 150%, ликеро-водочные и табачные изделия - 200-350%). Были введены НДС и акцизные сборы на импортные товари.
Однако следует отметить, что наращивание течение 1994 - 1995 pp. защитных антиимпортных мероприятий происходило главным образом из-за тарифный протекционизм. Нетарифные ограничения были несистематическими и касались лишь отдельных товаров: средства защиты растений-, фармацевтические препараты, косметика. Со второй половины 1995 г. применялся дифференцированный подход в таможенном регулировании в зависимости от группы изготовляемых внутри страны "на недостаточном, достаточном и избыточном уровне".
Важным направлением совершенствования инструментария регулирования стало препятствование уклонению от уплаты ввозной пошлины и таможенных платежей (НДС, акцизов), для чего на большинство товарных позиций распространялось действие специфических таможенных ставок вместо адвалорних.
Однако в целом политика усиления протекционизма в Украине оказалась неэффективной. Основные причины этого:
- Рост тарифной защиты в значительной степени нейтрализувалося "тенизацией" импортной торговли с массовым уклонением от уплаты таможенных пошлин;
- Украинский протекционизм имел ярко выраженный пассивный, а не активный характер;
- Не было стимулов для переориентации на импорт инвестиционных товаров, технологий, закупки лицензий для производства национальных конкурентоспособных товаров;
- Слаборазвитой оставалась система нетарифного регулирования с помощью стандартов, экологических, санитарных норм безопасности потребителя, что создало идеальные условия для превращения рынка Украины в рынок сбыта по низким ценам некачественных и вредных для здоровья и окружающей среды товаров. Только в 1996 г. было принято комплекс мер контроля в области импорта ликеро-водочных, табачных изделий и пищевых продуктов, введена обязательная сертификация некоторых видов продукции.
Для решения проблем эффективной защиты отечественного производителя и обеспечения достаточных доходов государственного бюджета, наряду с определенным снижением среднего уровня импортных пошлин, ликвидируются льготы, предоставляемых в рамках так называемого преференциального режима, которым пользовалась ранее многочисленная группа развивающихся стран. Большинство из них сегодня имеют лучший экономическое положение, чем Украина, поэтому в 1996 г. эти льготы были ликвидовани.
Для украинской экономики была характерна, с одной стороны, повышенное внимание к привлечению иностранного капитала с целью мак-роекономичнои стабилизации и стимулирования структурных изменений, а с другой - неблагоприятный инвестиционный климат для любых видов инвестиций (и внешних, и внутренних), что приводило низкий уровень инвестиционной активности, особенно по обновлению оборудования. Понятно, что в таких условиях значительный приток иностранных инвестиций, прежде всего прямых, был неможливий.
До 1996 г. для Украины была характерна политика, которая заключалась в обеспечении предприятиям с иностранными инвестициями существенных налоговых льгот (автоматическое увольнение на 5 лет от налогов на прибыль (доход) при наличии 20-от-процентное доли в уставном капитале и при достижении минимально оговоренной суммы инвестиций, которая с 1993 г. называлась квалифицированным инвестицией). Эти льготы дополнялись освобождением имущества ввозилось как иностранная инвестиция, от ввозной пошлины и таможенных платежей. Частичной компенсацией таких льгот было налогообложение по ставке 15% прибыли и доходов, вивозилися.
Такая схема предоставления льгот на общих основаниях оказалась малоэффективной. Более того, она создавала условия для уклонения национальных производителей от уплаты налогов путем создания совместных предприятий с минимальным участием иностранного капитала, не связанного с развитием производственных технологий.
Непродуманная политика предоставления льгот большинства предприятий с иностранным капиталом обеспечивала им одностороннюю преимущество перед чисто национальным производителем, что, в свою очередь, нарушало условия конкуренции на внутреннем рынке и приводило снижение конкурентоспособности останних.
Следует отметить, что многими солидными иностранными инвесторами такие льготы воспринимались как подтверждение наличия в стране неблагоприятного инвестиционного климата, недостатки которого правительство пыталось компенсировать налоговыми пильгами.
В 1996 г. был принят новый закон о регулировании условий для иностранных инвестиций, в котором была пересмотрена концепция их привлечения. К иностранным инвестициям времени применялся национальный режим регулирования, в том числе в вопросах налогообложения. А налоговые льготы предоставлялись исключительно на основе специальных правительственных решений по конкретных инвестиционных проектов, если они признавались приоритетными для экономики. Вместе с тем первый опыт применения такого подхода показал, что он связан с чрезмерными льготами для участников проектов, с одной стороны, и чрезмерными ограничениями для их потенциальных конкурентов, с иншого.
Начиная с 1996 г. основные изменения в инвестиционной политике направлены на улучшение общих макроэкономических условий в стране, а также на развитие приватизации с участием иностранных инвесторов. Этот курс вызвал определенное увеличение иностранных капиталовложений. По данным Министерства статистики, в 1994 г. объем вложений иностранного капитала в экономику Украины составил 147 500 000 дол. США, в 1995 - 266 млн, в 1996 - 458 млн, в 1997 - 759 200 000, в 1998 - 743 млн дол. США.
Однако и сегодня прямые иностранные инвестиции как дополнительный источник финансирования структурной перестройки экономики Украины все еще не играют весомой роли, хотя накопленные объемы инвестиций в конце 2003 г. выросли по сравнению с 2000 г. в 2,2 раза и достигли с учетом приватизации 7,1 млрд долл. . США, что составляет 150 дол. США в расчете на одного человека. В большинстве постсоциалистических стран эти показатели значительно выше. Так, в Чехии, например, этот показатель равен примерно 4 тыс. дол. США, в Венгрии - 2,4 тыс. дол., В Польше - 1 тыс. дол., В России - 370 долл. США.
Географическая структура прямых иностранных инвестиций в течение последних лет оставалась неизменной. Более половины инвестиционного капитала принадлежит пяти странам. На первом месте остаются США - более 1 млрд дол. США, или 15%, далее Кипр - 0,8 млрд (11,0%), Великобритания - 0,7 млрд (10,0%), Россия и Нидерланды - по 0,6 млрд долл.. США (8%). Около трети всех инвестиций принадлежит нерезидентам с оф-шорных зон.
Зависимости от видов экономической деятельности наибольшая доля прямых инвестиций поступает в оптовую торговлю и посредничество в торговле - 996,0 млн дол. США (14,0%), пищевую промышленность и переработку сельскохозяйственных продуктов - 988,0 млн (13,9%), машиностроения - 597,0 млн (8%), финансовую деятельность - 491,0 млн (7,0%) , металлургию и обработку металла - 388 млн дол. США (5,4%).
Основные факторы, делали непривлекательной Украины для иностранных инвесторов:
- Общая макроэкономическая и политическая нестабильность;
- Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры (слабая мощность и ненадежность банков, неразвитость финансовых рынков)
- Нестабильность законодательства, регулирующего иностранные инвестиции и экономическую деятельность в целом;
- Общие неблагоприятные условия с законностью и правопорядком в пределах страны, прежде всего высокий уровень коррупции;
- Отсутствие секторальных приоритетов в привлечении иностранных инвестиций, что приводит следующую структуру их перераспределения, которая не отвечает национальным приоритетам;
- Узость спектра методов привлечения инвестиций;
Особо следует указать на существенные искажения в политици
портфельных инвестиций в украинскую экономику. Они не являются инвестициями в реальный сектор экономики, поскольку рынок корпоративных ценных бумаг в Украине остается слаборазвитым. США.
1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий в условиях глобализации международной экономики | 1.3. Основные направления развития внешнеэкономических связей Украины |