2.1. Роль государства в регулировании внешнеэкономического сектора экономики
В условиях рыночной экономики государство должно выполнять определенные функции, которые компенсируют так называемые "отказа рынка", т.е. регулировать те сферы хозяйственной жизни, в которых рынок является бессильным. Для выполнения таких функций государство осуществляет экономическую политику по обеспечению страны общественными благами, по поддержке совершенной конкуренции и борьбы с монополизмом, регулирования внешнеэкономического сектора и ин.Внешнеэкономическая политика является частью экономической политики, которая в свою очередь является составляющей политики государства вообще, ее цели должны быть совместимыми с целями экономической политики и политики вообще. Так же внешнеэкономические мероприятия должны быть совместимы с общим политико-экономическим и общественно-политическим строем в обществе. Определенные внешнеэкономические цели могут рассматриваться только как средство или промежуточная цель для достижения стратегической общеэкономической или общеполитической цили.
Во внешнеэкономической политикой понимают политическое оформление международных экономических связей страны. При этом международные экономические отношения охватывают все экономические операции, которые осуществляются между хозяйственными субъектами страны и их иностранными партнерами (в частности импорт и экспорт товаров, капитала, услуг, а также трансграничное движение рабочей силы и денег).
Основой внешнеэкономической политики является теория международной экономики, которая занимается определением основ внешнеэкономических операций и исследует их влияние на хозяйственные события в стране и за рубежом. Полученные при этом знания являются основой для формулирования целей и принятия решений для эффективной внешнеэкономической политики.
Основными целями внешнеэкономической политики государства являются:
- Создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий для субъектов экономики в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- Обеспечение рационального вхождения экономики страны в международном разделении труда (поиск собственного места в миро-хозяйственной структуре)
- Реализация конкурентных преимуществ страны;
Нормативно-правовое обеспечение ВЭД предприятий
- Повышение конкурентоспособности экономики на основе структурной перестройки и модернизации производства;
- Развитие ориентированного на экспорт сектора экономики, расширения экспортного потенциала страны;
- Рационализация экспортно-импортных операций;
- Достижение внешнеэкономической ривноваги.
Внешнеэкономическая политика государства должна видповидати
таким принципам:
- Адекватность национальным интересам;
- Учет требований современного процесса глобализации;
- Паритетность в отношениях с другими государствами;
- Соответствие международной практике и законодательству;
- Демократизация, демонополизация и деидеологизация внешнеэкономических связей;
- Селективная поддержка экспортного производства на основе критериев ефективности.
Зависимости от внешнеэкономической доктрины, целей и участия государства в регулировании внешнеэкономических отношений, его методов и инструментов различают два основных вида внешнеэкономической политики:
- Фритредерство - политика свободной торговли с целью либерализации внешнеэкономической деятельности, обеспечение свободного доступа на национальный рынок товаров, капиталов, рабочей силы и т.д.;
- Протекционизм - политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.
Стремление к свободной торговле является теоретически обоснованным. Классическая теория внешней торговли утверждает, что введение свободной торговли повышает благосостояние тех стран, которые принимают в ней участие, и способствует оптимальной аллокации факторов производства и к выравниванию их оплаты. Поскольку цель свободной торговли является не только общественно-политически, но и экономически рациональной, то через ее реализацию проявляются в полном объеме преимущества международного разделения праци.
Политика свободной торговли реализуется путем устранения всех торговых барьеров и соответствует либеральной организации общества. Организационно-политически эта цель корреспондируется с представлениями классического либерализма и современного неолиберализма и означает свободное функционирование рыночного господарства.
Цель свободной торговли для многих стран имеет характер идеального состояния, которому в реальности еще очень далеко, и против принципов которого выступают определенные политические силы. Однако цель свободной торговли оказала значительное влияние на формирование международного торгового порядка после Второй мировой войны и до сих пор является ориентиром, на который равняются в своей внешнеэкономической политике большинство краин.
На практике состояние свободной торговли сегодня обеспечивается в рамках интеграционных объединений. Экономическая интеграция народного хозяйства с экономикой других стран предусматривает объединение (слияние) многих национальных экономик в один более или менее единый общее экономическое пространство. При этом желаемую степень единства определяет степень интеграции и ее конкретные формы. Как свидетельствует мировой опыт, процесс интеграции проходит определенные етапи.
Первый этап - заключение преференциальных торговых соглашений. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами или между уже существующим интеграционным группировкам и отдельной страной или группой стран. Согласно им страны обеспечивают режим благоприятствования друг другу, по сравнению с третьими странами. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не створюеться.
Второй этап - создание зоны свободной торговли, которая предусматривает уже не просто сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими краинами.
Третий этап - создание таможенного союза - согласовано отменой группой стран национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутришньоинтеграцийну торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региону.
Четвертый этап - создание общего рынка - страны интегрируются, договариваются о свободном движении не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. На этом этапе устраняются все торговые ограничения, а также ограничения, которые мешают свободному перемещению факторов виробництва.
Пятый этап - создание экономического союза, предусматривающий наряду с единым таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых отраслях - валютной, бюджетной, денежной. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органив.
Принципиально возможно существование и шестого этапа интеграции - политического союза, который предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означает создание международной конфедерации и потерю суверенитета отдельными государствами. Однако ни одно интеграционная группировка не только не достигло такого уровня развития, но даже не ставит перед собой подобных завдань.
Хотя экономическая интеграция однозначно повышает уровень благосостояния в странах-членах за счет устранения препятствий для мобильности факторов производства, снижение затрат на внешнеэкономические операции и ускорения процесса оптимизации общеэкономической аллокации в рамках совместного интеграционного пространства, его нельзя обосновать исключительно с экономических позиций. Чем выше достигнутая степень интеграции, тем выше институциональные расходы интеграции, прежде всего политические, в форме отказа от национального суверенитету.
Политика протекционизма, в отличие от свободной торговли, предусматривает активное вмешательство государства в функционирование внешнеэкономического сектора. При этом применяется совокупность правовых, финансово-экономических и организационно-управленческих форм, методов и инструментов, с помощью которых государство стимулирует, координирует и регламентирует деятельность субъектов в сфере внешнеэкономических связей в соответствии с конкретных целей и задач.
Тема 2. НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ | 2.2. Механизмы регулирования ВЭД в Украине |