5.3. Основные виды льгот субъектам ВЭД , действующих на территории Украины

Налоговые льготы согласно законам Украины предоставляются субъектам внешнеэкономической деятельности, которые соответствуют критериям, приведенным ниже:
- Их экспорт превышает импорт (нетто-экспортеры) за финансовый год;
- Объем их экспорта составляет не менее 5% от объема реализованных за финансовый год товаров;
- Стабильно экспортируют научные, наукоемкие товары, а также товары, в стоимости которых доля добавленной стоимости составляет не менее 30%.
Указанным субъектам внешнеэкономической деятельности предоставляются льготы по срокам амортизации основных производственных фондов в виде:
- Норм ускоренной амортизации основных производственных фондов, используемых для производства экспортных товаров;
- Льготных норм амортизации основных фондов, созданных за счет новых инвестиций, используемых для производства экспортных товаров;
- Норм амортизации на импортное оборудование, которое используется для производства экспортных товаров, не меньше, чем те, которые установлены в стране происхождения такого обладнання.
Указанные льготы предоставляются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины по представлению субъектов внешнеэкономической деятельности. При этом Министерство принимает соответствующее решение, которое обязательно для государственных финансовых и налоговых органов Украини.
Кроме указанных льгот, следует упомянуть также о льготном налогообложении субъектов ВЭД, которые действуют на территории специальных экономических зон (СЭЗ).
Специальная (свободная) экономическая зона - это часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украини.
Функционирования специальных экономических зон регулируется Законом Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 13.10.1992 г. и постановлением Кабинета Министров Украины "О Концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине" от 14.03.1994 г . № 167. Согласно указанному Закону СЭЗ создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров или местных советов народных депутатов и местной государственной администрации. Статус и территория СЭЗ, а также срок, на который она создается, определяются Верховной Радой Украины путем принятия отдельного закона для каждой СЕЗ.
На территории СЭЗ законодательство Украины действует с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" и законом о создании конкретной СЭЗ. В Украине в зависимости от хозяйственной направленности и экономико-правовых условий деятельности могут создаваться такие СЭЗ:
Внешнеторговые зоны - часть территории государства, на которой товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты пошлины и таможенных сборов или их отсрочкой. Создаются эти зоны с целью активизации внешней торговли (импорт, экспорт, транзит) за счет предоставления таможенных льгот, услуг по хранению и перевалки грузов, предоставления в аренду складов для выставок, а также услуг по доработке, сортировке, упаковке товаров и т.п.. Формы их организации: свободные порты ("порто франко"), свободные таможенные зоны (зоны франко), таможенные склади.
Комплексные производственные зоны - часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и др..) Режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Они могут иметь форму:
- Экспортных производственных зон, в которых развивается прежде экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции;
- Импортоориентованих зон, главная функция которых - развитие импортозамещающих виробництв.
Научно-технические зоны - СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижение нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с последующим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут иметь форму:
- Региональных инновационных центров - технополисов;
- Районов интенсивного научного развития;
- Высокотехнологичных промышленных комплексов;
- Научно-производственных парков (технологических, исследовательских, промышленных, агропаркив)
- Локальных инновационных центров;
- Опорных инновационных пунктив.
Туристско-рекреационные зоны, которые создаются в регионах,
имеющие богатый природный, рекреационный и историко-куль-турный потенциал, с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) в сфере рекреационно-туристического бизнесу.
Банковско-страховые зоны - это зоны, в которых вводится особенно благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы с участием только нерезидентов и обслуживают только ту их предпринимательскую деятельность, осуществляемая за пределами Украини.
Зоны приграничной торговли - часть территории государства на границах с соседними странами, в которых действует упрощенный порядок пересечения границы и торгивли.
Кроме указанных выше, в Украине могут создаваться СЭЗ других типов, а также комплексные специальные (свободные) экономические зоны, которые сочетают в себе черты и элементы зон различных типив.
При организации СЭЗ применяют два отличных концептуальных подхода: территориальный и функциональный. В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду хозяйственной деятельности независимо от места нахождения соответствующего предприятия в краини.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, который включает в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существует в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по различным зонах, однако по существу они, как правило, похожи. Выделяют четыре основные группы льгот:
- Внешнеторговые льготы, которые предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
- Налоговые льготы. Содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль, стоимость имущества), отдельных ее составляющих (амортизационные отчисления, расходы на зарплату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- Финансовые льготы. Включающих различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.д.;
- Административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима "въезда - выезда" иностранных граждан, а также предоставление различных послуг.
Указанные льготы предоставляются в самых разнообразных комбинациях. Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда является главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и т.п.. Вместе с тем, при прочих равных условиях на первый план выступают льготы, предоставляемые СЕЗ.
При изучении этого вопроса следует учитывать тот факт, что действие большинства льгот для СЭЗ в Украине остановлено согласно Закону "О внесении изменений в Закон Украины" О государственном бюджете Украины на 2005 год "и других законодательных актов Украины".
5.2. Порядок возмещения НДС при осуществлении экспортных операций РАЗДЕЛ II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ФИЛОСОФИЯ ВЫХОДА предприятий на внешних рынках