11.5. Государственное и межгосударственное регулирование передачи технологии

Главными целями государственного регулирования трансфера технологии является создание оптимальных условий для эффективной реализации национального и иностранного научно-технического потенциала внутри страны и за рубежом, а также обеспечения надежной защиты национальных рынков от захвата иностранными конкурентами. Действующие в странах системы государственного регулирования технологического обмена имеют ряд функций:
- Создание нормативно-правовой базы, которая обеспечивает национальным предприятиям условия для свободного обмена технологией внутри страны и на мировом рынке;
- Охрана объектов интеллектуальной собственности;
- Предотвращение бесконтрольному вывозу высоких технологий в другие страны;
- Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- Контроль по лицензионным договорам о закупке иностранных технологий;
- Заключение межправительственных договоров и участие в международных соглашениях, касающихся взаимного обмена технологиями между странами-участницами, а также передачи технологии в другие краини.
Основные принципы государственного регулирования экономических отношений в области интеллектуальной собственности базируются на общепринятых в мировой практике подходах, суть которых сводится к следующим основным методам регулирования:
- Воздействие на систему лицензирования прав на объекты промышленной собственности (выдача принудительных лицензий, предоставление прав на использование объектов промышленной собственности в режиме открытой лицензии и т.п.);
- Экономические санкции за нарушение прав патентообладателей и авторов;
- Предоставление налоговых льгот на различные виды инновационной деятельности;
- Целевое государственное финансирование инновационных программ и проектив.
В современном мире передача технологии связана с большими трудностями и рисками политического, оборонного и другого характера. Возможны следующие причины ограничения передачи технологии:
- Конкурентная борьба на мировом рынке;
- Стремление удержать технологическое лидерство
- Требования национальной безопасности;
- Политические и идеологические мотивы;
- Сохранение отечественных рабочих мест;
- Национальные технические стандарты;
- Требования международных угод.
За последние два столетия государства разработали соответствующие механизмы регулирования межстранового трансфера технологии. Основными из них являются:
- Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологии, которое осуществляется органами экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля;
- Косвенное регулирование передачи технологии, которое осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков;
- Система специальных разрешений правительства для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар;
- Уголовная ответственность за нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии.
Во всех странах основными средствами государственного регулирования научно-технической деятельности на внешнем и внутреннем рынках международная договорная практика и национальная законодательно-нормативная база.
Международная договорная практика реализуется через различные международные конвенции, соглашения, экономические и региональные союзы, межправительственные двусторонние и многосторонние договоры по вопросам интеллектуальной собственности и научно-технического сотрудничества. Среди международных организаций, работающих в сфере интеллектуальной собственности, особое место занимает Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) со штаб-квартирой в Женеве. ВОИС является одной из 16 специализированных организаций, входящих в систему ООН, и выполняет функции административного управления многосторонними международными договорами, касающиеся интеллектуальной власности.
Первая группа договоров вводит международную охрану, т.е. это договоры, на основе которых осуществляется юридическая защита на международном уровне. К этой группе относят, например, договоры по промышленной собственности: Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о борьбе с фальшивыми или ложными данными о происхождении товара и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной реестрации.
Ко второй группе относят договоры, которые способствуют международной охране. В эту группу входят: Договор о патентной кооперации, который предусматривает подачу международных заявок на патенты, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, Договор о регистрации товарных знаков, Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры и Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных зразкив.
В третью группу входят договоры, устанавливающие системы классификации и процедуры их совершенствования: Страсбурська соглашение о международной патентной классификации, Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Венское соглашение о создании международной классификации изобразительных элементов товарных знаков, Локарнское соглашение о создании международной классификации промышленных зразкив.
Можно выделить три основных вида деятельности ВОИС. Это регистрационная деятельность, содействие международному сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью и материальная или программная деятельность, т.е. содействие более широкому принятию государствами - членами мирового сообщества существующих договоров, их обновления и заключения новых договорив.
Основным международным соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов ратифицирован страной. Участники Конвенции образуют так называемый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).
Парижская конвенция ставит целью предоставление льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака. Эта конвенция базируется на следующих основных принципах.
Принцип национального режима предусматривает предоставление гражданам и предприятиям любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, предоставляется или будет предоставляться в будущем гражданам и предприятиям этого государства. Охрана предоставляется также гражданам государств, не входящих в Парижский союза, если они постоянно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои пидприемства.
Право конвенционального приоритета означает, что заявка, поданная в стране - участнице Конвенции, имеет приоритет течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положение часто применяется на практике и имеет особое значение, поскольку при патентовании изобретения за границей вопрос о его новизне осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, может не быть новым и, следовательно, непатен-тоспроможним в другой стране. Страна, обладающая правом конвенционального приоритета, может запатентовать изобретение одновременно в нескольких державах.
Согласно принципу предотвращения возможных злоупотреблений, связанных с реализацией исключительного права, предоставленного патентом, патентообладатель, получив патент на изобретение в определенной стране и обладая исключительным правом, может сам не использовать и не позволять другим применять это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмотренных Конвенцией. Если выдача таких лицензий окажется недостаточным мерой для предотвращения злоупотреблений, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.
Существуют также региональные соглашения, регулирующие охране промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране - участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (согласно Люксембургской конвенции 1975 г.) - как патент Сообщества. Европейская патентная система основана на активном сотрудничестве Европейского патентного ведомства с национальными ведомствами договаривающихся государств и предусматривает согласование национального патентного права с Конвенцией о выдаче европейских патентив.
Межправительственной организацией, значение которой в международной системе охраны интеллектуальной собственности быстро растет, является Всемирная торговая организация (ВТО). В рамках ВТО действует многостороннее Соглашение о торговых аспектах интеллектуальной деятельности, которая устанавливает стандарты по предоставлению всем государствам-участникам одинакового режима защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе предусматривает и ряд мер для принудительного исполнения прав.
Весомую роль в здийненни технического развития и сотрудничества в целях стимулирования процесса развития в странах играют также организации и учреждения ООН. Среди них таки.
ПРООН (Программа развития ООН) является центральным органом системы ООН в финансировании программ и проектов технического сотрудничества. ее деятельность связана также с передачей технологий. Под эгидой ПРООН реализуются проекты, предусматривающие оказание консультационных услуг в сфере промышленности, стандартизации и метрологии, промышленные проекты и соответствующая техническая документация, организуются совместные научные исследования, разработка новой и адаптация импортной технологии.
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) - главный орган, в котором происходит обсуждение и переговоры по вопросам международного экономического сотрудничества, расширения экспортных и укрепления технологических можливостей.
ЮНИДО (Конференция ООН по промышленному развитию) - центральный координирующий орган в области промышленного развития. ЮНИДО способствует укреплению сотрудничества между промышленно развитыми и развивающимися странами, по вопросам ускорения мирового промышленного развития, предоставляя возможности и средства для выполнения контрактов, проведения консультаций и переговоров, поощряя привлечение капиталовложений, поддерживая процесс передачи технологии развивающимся странам. ЮНИДО разработала и успешно применяет во всем мире методологию передачи технологий и привлечения инвестиций. Центры ЮНИДО работают практически во всех странах мира. У них существуют специальные, созданные в соответствии с единого классификатора ООН базы данных по пакетам технологий, готовых к передаче зарегистрированному клиенту. В такой пакет может входить: собственно технология, в виде лицензии на выполнение проекта, проведения экспертизы, поставка оборудования, предложение о переподготовке кадров и др.. Можно передавать как пакет целиком, так и отдельные его части. При недостатке средств для передачи технологии ЮНИДО, кроме поиска клиентов, берет на себя поиск компании или фонда, которые будут финансировать проект. Могут быть использованы возможности международных финансовых организаций (МВФ, ЕБРР, МБРР).
Важнейшими исполнительными структурами в международном механизме передачи технологии, которые обеспечивают быстрый поиск партнеров, стали международные региональные Центры трансфера технологий и посреднические фирмы маркетинга научно-технического обмину.
В Европе таким Центром является Европейская ассоциация профессионалов в области трансфера технологий и содействия инновациям, создана при поддержке ЕС в 1984 г. Основная ее цель - способствовать развитию профессиональных служб содействия инновациям в Европе. В состав Ассоциации входят университеты, государственные исследовательские центры, инновационные центры, финансовые учреждения и др.. Членами ассоциации являются консультанты по инновациям, инжиниринга; технологические брокеры и советники по вопросам интеллектуальной собственности, специалисты по базам данных, организаторы технологических и торговых ярмарок и ин.
Национальная законодательно-нормативная база как средство государственного регулирования в области интеллектуальной собственности представлена системой законов, подзаконных нормативных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, правил в области патентно-лицензионной, внешнеэкономической, антимонопольно! "Деятельности, налогообложения, контрактного права, регулирования инвестиций.
Патентное законодательство в разных странах мира, как правило, включает блок законов, предусматривающих правовую охрану и использование различных объектов промышленной собственности, определяется их многообразием и спецификой. Отдельными законами регулируется порядок охраны и передачи прав на основе лицензионных договоров на изобретения , промышленные образцы и полезные модели, а также товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения. Специфика передачи прав на достижения в области растениеводства, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и другие объекты авторских и смежных прав отображается в соответствующих законах об их охране и використання.
Патентные законы практически всех стран мира предусматривают обязательный порядок заключения лицензионных договоров при предоставлении патентообладателями исключительных прав, принадлежащих им на изобретения и другие объекты промышленной собственности заинтересованным лицам. Они вводят санкции за любое Любое использование изобретений, охраняемых патентами, без согласия патентовласникив.
Патентные законодательства предусматривают обязательный порядок письменного оформления лицензионных договоров на передачу прав на использование изобретений, промышленных образцов, полезными моделями, товарными знаками и другими объектами промышленной собственности . Кроме объектов промышленной собственности, которые являются предметами лицензионной торговли, в патентных законах определены различные виды лицензий, которые используются во внутренней и международной торговле (обратные, перекрестные, принудительные, открытые, обязательные и сублицензии). Согласно закону по лицензионному договором могут быть предоставлены неисключительная, исключительная и полная лицензии, предусмотрена также возможность уступки права на патент на основе договора купли-продажи. Анализ патентного законодательства стран мира позволяет составить классификацию всех видов лицензионных договоров по определенным признакам, которые могут быть использованы сторонами при подготовке лицензионного договору.
Патентные законы большинства стран определяют порядок регистрации лицензионных договоров и соглашений об уступке права на патент. Регистрация лицензионных договоров может иметь обязательный и добровольный характер, однако незарегистрированные лицензионные договоры, как правило, считаются недействительными в отношении третьих лиц, которые предъявляются 'представляют претензии за нарушение их прав в связи с договором.
При регистрации лицензионных договоров в отдельных странах осуществляется контроль за их соответствия действующим в стране законодательным актам в области лицензионной торгивли.
В настоящее время в практике зарубежного лицензирования широко используется антимонопольное законодательство, которое защищает интересы национальных продавцов и покупателей лицензий, упрощает процесс переговоров при заключении лицензионных договоров и способствует решению спорных вопросов и противоречий при их рассмотрении в судах и арбитражах.
Законодательство об обмене технологиями регулирует порядок заключения, одобрения, введения в действие, регистрации и выполнение лицензионных договоров и других коммерческих сделок по передаче научно-технических достижений, причем в некоторых странах оно является частью законодательства о внешней торгивлю.
Порядок продажи и покупки лицензий устанавливается законодательством в соответствии с целями предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности: поддержка и создание условий для продажи лицензий на внутреннем и международном рынках, контроль за экспортом высоких технологий и соблюдения международных обязательств по передаче технологий.
Если в большинстве промышленно развитых стран порядок передачи технологии в значительной степени либерализован, а законодательное регулирование направлено в основном на охрану прав промышленной собственности, пресечение недобросовестной конкуренции и предотвращения бесконтрольного вывоза технологий, то в законодательстве развивающихся стран, ориентированных на покупку зарубежной технологии, внимание сосредоточивается на контроле за техническим уровнем, актуальностью приобретенных технологий для экономики страны, расходом валютных средств, а также на защиту местных товаропроизводителей от иностранных монополий и решения проблем зайнятости.
Порядок заключения и исполнения лицензионных соглашений на импорт технологий в зарубежных странах, как правило, распространяется не только на лицензионные договоры, касающиеся приобретения прав на объекты промышленной собственности, охраняемых но и на ноу-хау, другие результаты научно-технической дияльности.
Важным средством проведения лицензионной политики в зарубежных странах является участие государства в регулировании патентно-лицензионного обмена. Правительственные органы разных стран непосредственно участвуют в заключении межгосударственных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества
11.4. Франчайзинг как современная форма международного движения технологий Тема 12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЭД