14.2.2. Основные виды транспорта , используемые вЗЕД

Морские перевезення
Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки - почти 60%. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и стремительные грузы - сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно и т.п.. Из других выделяются генеральные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продукты харчування.
К транспортным средствам морского флота относят суда для перевозки генеральных грузов, контейнеровозы, лихтеровозы, ролкеры, паромы, танкери.
Суда для перевозки генеральных грузов (в ящиках, мешках, коробках и другой упаковке) пока является основным типом судов для перевозки грузов между небольшими портами во всем мире. Грузы размещаются в трюмах и на палуби.
Контейнеровозы оборудованы трюмами, допускающих перевозки стандартных контейнеров ИСО 3, 6, 9, 12 м. Типовое судно грузоподъемностью 60 тыс. т может транспортировать 2000 шестиметровых контейнеров. Часть из них можно перевозить на палубе, а также в режиме рефрижераторов. Контейнеровоз может перевезти за год грузов в 7 раз больше, чем судно обычного типа одинаковой вантажопидйомности.
Лихтеровозы - это система, которая включает большое судно-плав-базу, перевозящий несколько десятков малых судов, которые могут входить в устья рек за счет осадки (не более 4 м), подходить к любым мелководных причалов. Как правило, малые суда является несамоходными баржами с грузоподъемностью от 200 до 1000 т. Плавбаза оборудована мощным подъемником, с помощью которого она поднимает или опускает загружены баржи с палубы до уровня воды. Крупнейшие лихтеровозы способны перевозить до 246 барж, содержащие по 832 т груза. Плавбаза никогда не входит в порт, а находится на рейде вне портовыми спорудами.
Суда ролкерного типа дают возможность автомобилям или иной самоходной технике въезжать через аппарель - часть борта, опускается до уровня причала. Ролкеры является удобной формой взаимодействия различных видов транспорта, при которой автомобили не разгружаются и перегрузки грузов не требуется, ролкеры особенно активно используются при перевозке новых легковых автомобилив.
Паромная переправа позволяет также без перегрузки транспортировать до 100 вагонов одновременно или соответствующее количество легковых или грузовых автомобилив.
Танкеры используются для перевозки сырой нефти и других наливных грузов. Наибольшие трудности наносит портам обработка крупнотоннажных танкеров и супертанкеров. Для них необходимо сооружение специальных портов с глубоководными подходами, а также терминалов с большими мискостямы для перекачки вантажу.
В международном судоходстве различают две формы организации движения судов: регулярное, в виде линейного судоходства, и нерегулярное, в виде трампового судноплавства.
Линейное судоходство - это регулярные перевозки по объявленному расписанию между заранее определенными портами. Грузовой поток линейного судоходства составляют, в основном, генеральные (тарно-штучные) грузы. На линейных судах перевозят небольшие партии грузов, в основном это готовые изделия и напивфабрикати.
Морское сообщение между определенными портами называется линией. Различают следующие типы линий:
- Односторонние - характеризуются тем, что на них работают суда только одной страны или одной судоходной компании;
- Двусторонние, на которых работают суда двух стран (по согласованию) или двух судоходных предприятий;
- Конференциальни, на которых работают суда двух или более компаний из одной или разных краин.
В 1974 г. в рамках ООН был разработан Кодекс поведения линейных конференций. По настоящему Кодексу конференцией признается группа, состоящая из двух и более перевозчиков, которые предоставляют услуги по международным линейных перевозок грузов на определенном направлении и имеют договоренность о общие тарифные ставки, права и обязанности членов конференции и другие умови.
Все члены линейной конференции пользуются едиными тарифами. Ставки в тарифах устанавливаются за единицу массы или объема груза. При расчете фрахта линейный перевозчик имеет право выбора относительно использования массовой или объемной ставки тарифа, исходя из принципа наибольшего фрахта для судна. На практике это означает, что перевозчик при калькуляции провозной цены устанавливает удельный загрузочный объем (объем груза делится на массу). Если удельный загрузочный объем больше единицы, то к такому груза применяется ставка за единицу объема, если меньше - плата взимается за единицу массы. При перевозке дорогих ван тажив перевозчик может взимать плату за фрахт, что вычис ется как процент от декларируемой стоимости груза (зови чайно 3-5%).
К преимуществам линейного судоходства относятся: регулярность, соблюдение расписания движения, сравнительно стабильные цены, эксплуатация специализированного тоннажа, наличие широкой сети агентов. Однако оно требует значительных затрат и поэтому тарифы линейных перевозчиков выше, чем фрахтовые ставки при Трамп-вых перевезеннях.
Линейные суда перевозят преимущественно мелкие партии грузов от большого количества отправителей к большому количеству получателей. Поэтому линейные компании принимают грузы для задолго до подхода судна. Они хранят их на своих складах, организуют и оплачивают загрузки и разгрузки. Стоимость этих услуг включается в оплату за транспортування.
Зависимости от режима линии делятся на срочные, в расписаниях которых указываются точные даты прихода и ухода судов по каждому порту, и регулярные. В расписаниях движения судов регулярных линий указываются только периоды мероприятий и отходов судов: один раз в неделю, декаду, мисяць.
Главным документом в морских перевозках является коносамент. Коносамент - это документ, выдаваемый перевозчиком, и удостоверяет принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать его законному получателю. Коносамент выполняет три основные функции:
- Является договором морской перевозки в линейном судоходстве;
- Выполняет функцию расписки перевозчика о приеме груза;
- Есть товаросопроводительным документом.
Первая функция коносамента заключается в том, что он является единственным доказательством наличия договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Эту функцию коносамент выполняет при перевозках товаров на судах регулярных линий или поставки грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части. При перевозках трамповых судами коносамент выполняет только две последние функции - служит распиской о получении груза и товарораспорядительным документом.
Вторая функция коносамента дает право владельцу оригинала распоряжаться грузом, что делает его товарораспорядительным документом. Это означает, что только лицо, указанное в коносаменте, или владелец коносамента на предъявителя, может требовать от судовладельца выдачи товара, указанного в коносаменте, и распоряжаться этим товаром. Чтобы продать товар, находящийся в пути и представлен коносаментом, товаророзпоряднику достаточно продать или передать свои права по коносаментом.
Выполняя третью функцию, коносамент является распиской судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую, что определенные товары в указанном количестве и в определенном состоянии загружены на судно для перевозки до места назначения или товары приняты под охрану судовладельца с целью перевозки. На коносаменте обязательно должно быть указание судоходной компании "груз на борту", "груз погружен" или "груз принят к погрузке".
В коносаменте содержатся сведения о названии судна, его владельца, тоннаж судна, наименование портов погрузки и выгрузки, сумму фрахта с указанием, где производится оплата фрахта - в порту погрузки или в порту назначения, количество выданных экземпляров коносамента. Он подписывается капитаном судна или судовым агентом. Обратная линейного коносамента обычно печатаются условия договора перевозки. Полный комплект коносаментов составляют три копии и три оригинала. Один экземпляр предъявляют к оплате в банк, другие выдаются перевозчику, отправителю и получателю, как и копии, которые отсылают также и в порт отправления, порт назначения и на митницю.
В коносамент добавляют:
- Манифест, содержащий описание коносаментов партий грузов для организации разгрузки;
- Загрузочный ордер, который выдает отправитель капитану;
- Штурманская расписка, на основе которой выписывается коносамент;
- Акт-сообщение, которое является основанием для предъявления претензий в случае, если груз был разрушен во время перевезення.
Согласно указанной в коносаменте лица, имеющего право получить груз, они делятся на именные, ордерные и на предъявителя. По именному коносаменту груз получает лицо, на чье имя этот документ выписан. Ордерный коносамент выдается за "приказу отправителя", "приказом получателя" (его передача возможна по передаточной надписи первого и второго). Коносамент на предъявителя передается простым вручением. Коносамент заключается в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. После выдачи груза по одному из экземпляров другие теряют силу.
Зависимости от выдачи коносамента на погруженный на судно груз или сданный на склад для отгрузки коносаменты бывают бортовые и коносаменты на груз, принятый к перевезення.
Сквозной коносамент - это документ, на основании которого грузы транспортируются из порта погрузки в пункт назначения двумя или более судоходными линиями, взаимодействующих соответствии с соглашением. Таким документом может оформляться перевозки и другими видами транспорту.
Коносамент, который не содержит каких-либо оговорок перевозчика, ставящих под сомнение количество принятого к перевозке груза или указывают на дефекты относительно потери качества товара и упаковки, называется чистым коносаментом.
Чтобы забрать груз из конечного пункта назначения, а также для индоссирования коносамента, нужен только один оригинал коносамента. Если индоссирована один из оригиналов коносамента, то остальные оригиналов теряют юридическую силу.
В том случае, когда грузополучатель продает не всю партию товара по коносаменту, а только ее часть, или когда партия товара продается одновременно нескольким покупателям, он может разделить коносамент на несколько частей и каждому покупателю выписать частичный коносамент, или деливери, - ордер, по которому каждый клиент может получить соответствующую долю вантажу.
Трамповых называются суда, осуществляющие нерегулярные рейсы, без четкого расписания и направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтователей есть спрос на тоннаж. Трамповые суда транспортируют в основном массовые грузы: древесину, руду, уголь, зерно, нефтепродукты и другие грузы, перевозимые навалом или наливом. Большинство трамповых судов универсальны и могут транспортировать и генеральные грузы - упакованные и неупакованные товарно-штучные грузы (оборудование, химикаты, аппаратуру, металлоизделия, автомашины, тракторы, вагоны, сельскохозяйственную технику). Таким образом, на этих судах под груз может быть предоставлено все судно или его часть, или определенные грузовые примищення.
Договор на перевозку грузов трамповых судами заключается в виде чартера. Сторонами в чартерном договоре является фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель). Основные пункты чартерного договора таковы:
- Время и место заключения чартера;
- Полное наименование сторон (преамбула чартера)
- Название и описание судна;
- Право замены указанного сначала срока;
- Вид груза;
- Место загрузки и разгрузки;
- Условия загрузки и разгрузки, в т.ч. условия оплаты демереджу - денежного возмещения, которое платит фрахтователь судовладельцу за простой судна под загрузочными работами сверх установленного в чартере срок, и диспачу - премии, которая выплачивается судовладельцем фрахтователю за досрочное завершение грузовых работ; Module . - Порядок оплаты фрахта;
- Срок подачи судна, в т. ч. канцелинг - конечный срок подачи судна под погрузку, в случае несоблюдения которого фрахтователь имеет право расторгнуть чартер;
- Другие условия (ледовое оговорки, оговорки щодо
Обстоятельств непреодолимой силы и т.п.).
Многовековая практика торгового мореплавания привела к созданию типовых договоров перевозки, которые называются проформами чартеров. На основе проформ чартеров, разрабатываемых перевозчиками, или специализированными организациями, заключается чартер на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях. В торговом мореплавании применяются следующие виды фрахтования судна:
- Фрахтование на один рейс, по которому судовладелец одним рейсом перевозит груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;
- Фрахтование на последовательные рейсы используется при перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении несколькими последовательными рейсами;
- Фрахтование по генеральному контракту, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода времени перевезти определенное количество товара;
- Фрахтование на условиях тайм-чартера - договор об аренде судна, когда все судно или его часть предоставляются на конкретное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях. Судовладелец обязан только удерживать судно в исправном состоянии и платить зарплату экипажа. Фрахтователь принимает на себя все остальные расходы (топливо, портовые сборы) и платит арендную плату судовладельцу;
- Фрахтование на условиях димайз-чартера - это договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на определенный срок вместе с командой, члены которой становятся работниками нанимателя, который берет на себя все расходы по эксплуатации судна, в т. ч. зарплату экипажа и арендную плату судовладельцу;
- Фрахтование на условиях бербоут-чартера - это аренда судна без экипажа фрахтователь берет на себя все расходы на его использование и выплачивает арендную плату судовладельцу. Этот вид фрахтования судов широко применяется при приобретении судов в рассрочку. В таком случае договор аренды является также договором купли-продажи. После завершения рас тов фрахтователь становится владельцем судна.
Денежная сумма, выплачиваемая фрахтователем фрахтователя за перевозку груза трамповых судном, определяется размером фрахтовой ставки. Фрахтовые ставки складываются в зависимости от рыночной конъюнктуры и устанавливаются непосредственно судновласником.
Контейнерные перевозки морем. В последнее время в международной торговле для перевозок генеральных грузов морем часто используются контейнери.
Стандартный контейнер - это металлический ящик (из стали или алюминия) с двойными дверцами с одной стороны. У него может быть помещен груз общего назначения. Большинство контейнерных перевозок проводится в контейнерах двух типов:
1. Двадцатифутовых контейнеров - емкостью ЗО м3. Максимальная - 18 т. Внутренние размеры: длина - 5,89 м, ширина - 2,32 м, высота - 2,23 м (дверцы: ширина - 2,30 м, высота - 2,14 м).
2. Сорокафутовых контейнерах емкостью 60 м3 с максимальной загрузкой на 30 т. Внутренние размеры: длина - 12 м, ширина - 2,32 м, высота - 2,23 м (дверцы: ширина - 2,30 м, высота - 2, 23 м) . Эти размеры могут варьироваться в зависимости от производителя. Нужно всегда указывать точные параметры для крупногабаритных и специальных предметов перевезення.
Предоставление услуг по осуществлению контейнерных перевозок требует специального оснащения и специального оборудования портов подъемными и разгрузочными установками. Сегодня для перевозчика контейнерные перевозки являются экономными - они значительно сокращают время загрузки и разгрузки судов. География контейнерных перевозок существенно розширюеться.
Для грузоотправителя основное преимущество заключается в уменьшении риска потерь, кражи или повреждения груза благодаря безопасной системе перевозок, а также в том, что практически сводится к нулю риск задержки в порту разгрузки для дальнейшей перевозки сушей. Товары, легко складируются, могут доставляться в простой упаковке, что позволяет сэкономить дважды: в несложной упаковке и на транспортных расходах, которые зависят от массы груза и его габаритов. При заполнении контейнера грузоотправитель часто пользуется услугами транспортно-экспедиционного агентства, которое может сформировать "сборный контейнер", используя его для загрузки нескольких партий грузов от разных вантажовидправникив.
В случае полной загрузки контейнера коносаменты выписываются непосредственно перевозчиками грузов. 1. 2. 3. 4. 5. Воздушный транспорт
1. 2. 3. 4.
14.2.1. Критерии выбора вида транспорта 14.3. Специфика деятельности транспортно -экспедиционных предприятий