15.3. Специфика страхования грузов при экспортно-импортных операциях
Сегодня при выполнении международных перевозок применяются два вида страхования: обязательное и добровольное. Целью страхования внешнеторговых грузов является покрытие убытков, которые могут возникнуть вследствие частичной утраты, повреждения или полной потери товаров при доставке их от грузоотправителя до грузополучателя. Услугами страхования пользуются также и перевозчики - для возмещения потерь из-за аварии на транспорте. По договору транспортного страхования груза страховая организация обязуется за определенную плату (страховую премию) при наступлении указанных в договоре опасностей или случаев, которые испытывает груз, возместить страхователю (владельцу груза), в пользу которого заключен договор, причиненный збиток.Объектом транспортного страхования может быть как сам груз, так и имущественные интересы, юридически связанные с перевозкой груза (например, ожидаемая прибыль и комиссия, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой). Страхователем может быть собственник груза, залогодержатель, перевозчик. Страховые компании осуществляют страхование грузов, перевозимых автомобильным, железнодорожным, речным, морским, авиационным транспортом, а также находящихся в промежуточном складском хранении. На страхование принимаются грузы любой группы: промышленные; продовольственные, произведения искусства и антиквариат; изделия из драгоценных металлов и камней, денежные знаки и ценные бумаги тощо.
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. В заявлении должны быть указаны: информация о грузе (вид, вес, число мест, вид упаковки), вид транспорта, способ перевозки (поштучно, в пакетах, в контейнерах), время отправки груза, перевозочные документы, страховая сумма груза, условия страхования. При заключении договора страхования в нем указываются "события" и "опасности", при наступлении которых убытки возмещаются страхователю. Договор страхования груза считается заключенным с момента, когда страховая организация выдала за своей подписью документ - страховой полис, а страхователь оплатил страховую премию. Страховой полис должен быть выписан на условиях, которые точно соответствуют условиям страхования, указанным в акредитиви.
Правилами транспортного страхования грузов при международных перевозках предусматривается три вида условий страхования:
1. "С ответственностью за все риски". Это условие страхования наиболее полная. Возмещению подлежат:
- Все убытки от повреждения или полной потери всего или части застрахованного груза;
- Все необходимые и целесообразные расходы на спасение и сохранение груза и по предотвращению последующим его ушкодженням.
Не возмещаются убытки вследствие:
- Любых военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также вследствие забастовок, конфискации, реквизиции, ареста;
- Прямого или косвенного влияния атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляющихся материалов;
- Умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
- Влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;
- Упаковка грузов с нарушением стандартов и отправки грузов в поврежденном состоянии;
- Пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика самовоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и предметов;
- Недостачи груза при целостности внешней упаковки;
- Повреждения груза червями, грызунами, комахами.
Страхование этих рисков осуществляется отдельно шляхом
уплаты дополнительного внеску.
Полис "С ответственностью за все риски" обеспечивает покрытие "убытков по общей аварии". Под аварией обычно принято понимать любое событие, которое может произойти с судном в море: столкновения судов, пожар или взрыв на судне, посадка судна на мель, выброс на берег т.д.. Морское право придает слову "авария" другое значение, т.е. рассматривает не сам случай аварии, а убытки и расходы, причиненные этим случаем в ходе осуществления морского предприятия. "Авария" в страховом деле - частичная утрата или повреждение, а "общая авария" - частичная утрата или повреждение основного груза судна вызвано действиями капитана (в угрожающей ситуации) для спасения всего судна.
Морское право разделяет убытки, возникшие во время морской перевозки, на убытки общей аварии и отдельной (частичной) аварии - все, что не причисляют к общей аварии. Авария называется "общей" потому, что убытки, возникшие распределяются между всеми участниками морского предприятия: судном, грузом и фрахтом пропорционально их вартости.
Убытки по общей аварии - убытки, понесенные вследствие произведенных намеренных, целесообразных и чрезвычайных расходов с целью спасения судна, фрахта и грузов, перевозимых на судне, от общей для них опасности. Преднамеренные затраты - это затраты не случайны, а обоснованные сознательными действиями капитана или других ответственных лиц. Во разумными затратами понимают умышленные расходы, оправданы обстоятельствами. Чрезвычайными расходами считаются расходы, не связанные с эксплуатационными расходами перевозчика по договору перевозки. Преднамеренные, целесообразны и чрезвычайные убытки должны вытекать из интересов спасения всего морского предприятия (судно, фрахт и груз) от опасности, что ему загрожуе.
К общей аварии относятся:
- Убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или оборудования судна, а также убытки от повреждения судна или груза при принятии мер общего спасания, в частности вследствие проникновения воды в трюмы через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
- Убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от совершенного с этой целью затопления судна, загорелось;
- Убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель и снятием такого судна с мели;
- Убытки от повреждения двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на мели, причиненные попыткой снять судно с мели;
- Чрезвычайные расходы, связанные с перегрузкой груза, топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры, с наймом лихтеров и с обратной загрузкой на судно, совершенные при посадке судна на мель;
- Убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные перемещением их на судне, выгрузкой с судна, обратной загрузкой и заключением, а также при хранении в тех случаях, когда сами расходы на выполнение этих операций признаются общей аварией;
- Расходы, произведенные с целью получения помощи как по договору о спасении, так и без него, при условии, что спасательные операции осуществлялись с целью предотвращения опасности для судна, фрахта и груза;
- Ущерб от загрязнения окружающей природной среды, возникшее вследствие общей аварии;
- Потеря фрахта, вызванная потерей груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии, при этом с фрахта исключаются расходы, которые были бы осуществлены перевозчиком груза для его получения, но вследствие пожертвования сделаны не були.
2. "С ответственностью за частичную аварию". При этом условии страховщик возмещает убытки, возникшие по определенным причинам, в частности: убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие действия огня, молнии, бури или другого стихийного бедствия, аварий транспортных средств, провала мостов, взрыва и т.п.; убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза, приеме судном палива.
Все убытки, не подпадающие под общей аварии, признаются отдельной (необщего) аварией. Они не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого возлагается ответственность за их причинения. По договору страхования, заключенному на этих условиях, возмещаются:
- Убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, гибелью или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочки забортной водой, аварией принавантаженни, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или для тушения пожара;
- Убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
- Убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате несчастных случаев при погрузке, выгрузке и приеме судном топлива;
- Убытки, расходы и взносы, вызванные общей аварии;
- Все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасения вантажу.
Не признаются общей аварией:
- Стоимость выброшенного за борт груза самозайнявся, и груза, перевозимого на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;
- Убытки, причиненные (любым образом) во время тушения пожара на борту судна, в результате действия дыма или нагревания;
- Убытки, причиненные обрубыванием обломков или частей судна, снесенных или утерянных в результате несчастного случая к проведению работ с целью избавления от общей опасности;
- Расходы, связанные с перемещением или выгрузкой груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления или мероприятия или в месте хранилища, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или мероприятия при условии, что в течение рейса не произошло никакого несчастного случая или другого чрезвычайного происшествия , связанной с таким повреждением, а также когда такие расходы были осуществлены исключительно с целью перезаключения груза из-за смещения в процессе рейса, если только такое перезаключения не является необходимым ради общей безопасности;
- Затраты на заработную плату и содержание экипажа судна, на топливо и предметы снабжения, осуществленные за период ремонта повреждения судна, даже если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса в случаях, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или мероприятия, при условии, что в течение рейса не случилось никакого несчастного случая, связанного с таким повреждением;
- Любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и т.п.).
3. "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения *". Этим условием предусматривается возмещение убытков от полной гибели всего или части груза в случае аварии транспортных засобив.
Основное отличие между условиями "с ответственностью за частичную аварию" и "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" заключается в том, что за первым условием возмещаются убытки от повреждения или полной утраты всего или части груза, а за второй - только убытки от полной потери всего или части груза. Страховая компания возмещает:
- Убытки от полной потери всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем или другими стихийными бедствиями, гибелью или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочки забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или для тушения пожара;
- Убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
- Все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предотвращению дальнейших его ушкоджень.
Предъявляя требование страхового возмещения, страхователь обязан документально доказать свой интерес в застрахованном грузы (имуществе), наличие страхового случая, размер своих претензий согласно убытков. Заявляя претензию, страхователь должен представить в страховую компанию (агентство) комплект претензионных документов:
- Оригинал страхового полиса;
- Оригинал коносамента, чартера или накладной;
- Инвойс (счет-фактуру)
- Документы, подтверждающие наличие страхового случая аварийный сертификат, акт сообщения, акт экспертизы, морской протест, выписка из судового журнала с обязательным указанием причины страхового случая;
- Расчет ущерба, документально обоснованный актами експертизи.
Страхователю необходимо четко придерживаться срока предъявления претензии и прилагаемых к нему. При потере груза страховой полис должен быть представлен перевозчику не позднее трех дней со дня выгрузки груза с транспортного средства. Досмотр груза аварийным комиссаром должен быть проведен в течение десяти дней с момента выгрузки груза. При проведении внешнеторговых операций срок предъявления претензий составляет: 1 год - при экспортных поставках, 6 месяцев - при импортных поставках с момента установления страхового випадку.
Страховая сумма определяется по договоренности сторон в пределах действительной стоимости груза на момент заключения договора страхования или с ее превышением в соответствии с условиями поставки вантажу.
Страховой тариф зависит от вида груза и транспортного средства, его перевозит, маршрута перевозки, избранных рисков и находится в пределах 0,2-1% страховой суммы (табл. 15.1).
Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышающего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий коэффициент поправки.
Ответственность страхователя по договору страхования начинается с момента, когда груз принят для перевозки со склада или места складирования в пункте отправления, если страховой платеж внесен вовремя. Продолжается ответственность при всей перевозки установленному маршруту, включая перегрузки и перевалки, продолжает действовать, если страховщик изменяет пункт назначения при условии постирает * ния об этом страховщика и согласования дополнительной премии и условий страхування.
Прекращается ответственность, когда груз доставлен на склад или конечное место складирования в пункте назначения, или когда срок транзитного хранения преувеличил ЗО дней. Ответственность остается в силе при задержке груза из обстоятельств, которые не зависят от страхователя, или отклонение от маршрута, принудительного разгрузки, переотправки или перегрузки, а также при любом изменении в связи с использованием владельцами транспорта своих прав, вытекающих из договора перевозки. При этом страхователь должен сразу сообщить страховщику для продления договора страхования и установления дополнительной премии.
При наступлении страхового случая, оговоренного настоящим страхованием, обе стороны имеют право аннулировать договор. Расторжение договора должно быть оформлено письменно и направлено другой стороне не позднее одного месяца после завершения переговоров об урегулировании убытков. Если распоряжение предоставляется страхователем, то оно может иметь оговорки о том, что аннулирование договора вступает в силу сразу или позже, но не позднее фактической даты прекращения действия договора страхування.
Страхование заканчивается при передаче права на груз, продан в счет покрытия убытков, возникших в результате страхового случая. Если страхование перевозки любого конкретного груза был заключен до момента расторжения договора страхования в целом, такое страхование остается в силе до истечения срока действия страхового полиса. Во всех остальных случаях договор страхования может быть расторгнут сразу по желанию одной из сторон. Если страхователь расторгает договор после перечисления страхового платежа на расчетный счет страховщика до момента начала срока действия полиса, то страховщик должен вернуть страховой платеж на расчетный счет страхователя за исключением комисийних.
Страхователь имеет право по своему желанию расторгнуть договор в любой момент и потребовать возврата страхового платежа за период, который остается до окончания действия договора страхования за исключением расходов, которые понес страховщик. Если требование страхователя обусловлено нарушением страховщиком условий договора страхования, последний возвращает страхователю оплаченную им страховой платеж полностью. При досрочном расторжении договора страхования по требованию страховщика страхователю полностью возвращаются оплаченные им страховые платежи.
15.2. Страхование валютных рисков |