Внешняя политика Советского / государства в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.)

Успехи социалистического строительства в СССР служили неопровержимым доказательством превосходства социалистической системы хозяйства над капиталистической.
В Советском Союзе продолжалось быстрое развитие экономики, Был успешно выполнен первый пятилетний план, промышленное производство увеличилось более чем в 2 раза.
В то время как в СССР происходила неуклонный подъем социалистической экономики, в капиталистических странах разразился крупнейший в истории капитализма экономический кризис 1929-1933 гг.
В период кризиса усилились противоречия между капиталистическим странами, обострилась борьба за рынки и сферы влияния. В реакционных капиталистических кругах снова оживились интервенционистские настроения, усилилось стремление помешать социалистического строительству в СССР.
Учитывая сложившуюся международную обстановку, XVI съезд партии (1930 г.) поручили ЦК и впредь «вести твердую и решительную политику мира и укрепления братской связи и солидарности рабочих и трудящихся масс СССР с рабочими и трудящимися капиталистических стран и колоний» 1. Съезд отметили необходимость дальнейшего развития экономических отношений СССР с капиталистическим миром на основе незыблемого сохранения монополии внешней торговли. В то же время он обратил особое внимание на дальнейшее укрепление обороноспособности СССР, мощи и боеспособности Красной Армии.
Выполняя решения XVI съезда партии, Советское правительство своей активной внешнеполитической деятельностью внесло большой вклад в дело мира и обеспечения безопасности нашей Родины. Эта деятельность развертывалась в условиях усилившихся провокаций международной реакции против СССР. 1, В феврале 1930 г. папа Пий XI призвали начать «Крестовый поход» против нашей страны. Одновременно империалистическая пропаганда изображала дело так, оудто в Советском государстве применяется принудительный труд, что позволяет де ему продавать Свои то-м.чры на мировом рынке по пониженным ценам (дем-иииг) и тем Самым углублять мировой экономический кризис, охвативший капиталистический мир.
В обстановке разнузданной антисоветское истерией министр иностранных дел Франции А. Бриан в мае 1930 г. предложили европейским государствам организо-иать «Европейский федеральный союз». Это Был план создания «пан-Европы». Европа должна, писал Бриан, «объединиться для того, Чтобы жить и процветать». Антисоветская сущность плана «пан-Европы» состояла в том, что самое крупное государство Европы - СССР не приглашалось к участием в этом союзе.
Благодаря последовательной миролюбивой политике Советского правительства «Крестовый поход» против СССР, его экономическая и дипломатическая изоляция с помощью плана «пан-Европы» провалились.
Советское правительство, продолжая упорную борьбу за установление дипломатических отношений со странами мира, добилось не только продления на новый срок договоров о нейтралитете и ненападении с Турцией, Германией, Афганистаном, Ираном и Литвой, но и заключения в течение 1932-1933 гг. новых договоров с Финляндией, Латвия, Эстонии, Польшей, Францией и Италией. Все это способствовало укреплению безопасности СССР.
В борьбе за мир и международную безопасность Советское государство большое значение придавали проблеме разоружения. 2 февраля 1932 г. в Женеве открылась международная конференция по разоружению. 18 февраля 1932 г. Советское правительство внесло на рассмотрение конференции проект плана всеобщего и полного разоружения. В случае его отклонения предлагалось обсудить предложения о частично разоружения, Которые ни были Выдвинутые еще в 1928 г. на заседании Подготовительной комиссии.
Однако делегация США, Англии, Франции, Германии, Японии, Италии и других странах отвергли все советские предложения. По их инициативе в декабре 1932 г. была принята резолюция о признании за Германией прав на равенство в вооружение в рамках системы безопасности, одинаковой для всех стран. В результате германские империалисты получили возможность открыто вооружаться. Участники конференции отклонилы советское предложение Превратить конференцию по разоружению в постоянно действующий орган для борьбы с военной опасностью, назвал ее конференцией Мира.
Вся история борьбы советской делегацией в Подготовительной комиссии (1926-1930 гг.) И на конференции по разоружению (1931 -1934 гг.) Убедительно демонстрировала стремление Советского Союза, в противоположность империалистическим государствам, к миру.
В начале 30-х годов резко обострилась международная обстановка на Дальнем Востоке, заметно усилилась внешняя экспансия Японии, что создавал непосредственную угрозу дальневосточным рубежам нашей Родины. Правящии круги Японии видели выход из трясины кризиса в захвате силой оружия чужих территорий. Экспансионистские планы Японии ни были изложены в сек-1 ретного «меморандуме Танака» 1927 г. Он предусматривал поэтапный захват Китая, МНР, советского Дальнего Востока и Сибири, стран Юго-Восточной Азии достойной территорий.
Воспользовавшись покровительством ряда Западных государств и предательским поведением китайского правительства Чан Кай-ши, японские империалисты в сентябре 1931 г. вторглись в Северо-Восточный Китай. НЕ Встретив сопротивления, они захватили Маньчжурию и.: Продвинулись к границам СССР. В марте 1932 г. японцы провозгласившим захваченную ими Маньчжурию государством Маньчжоу-Го, ставшим марионеткой в руках Японии. Затем японские агрессоры вторглись в Северные провинции Китая. При попустительстве Лиги наций и правительства США милитаристская Япония создало очаг войны на Востоке и усилили провокации против СССР и Монгольской Народной Республики.
Советское правительство предприняло ряд дипломатических и военных мер, Чтобы противодействовать агрессивной внешней политике японских империалистов. В октябре 1931 г. оно Опубликовал официальное заявление о невмешательства в маньчжурские события. В то же время Советское правительство подчеркнуло свое уважение к суверенным правам и независимости Китая посудило политику военной оккупации. 31 декабря НШ г. Наркоминдел СССР предложили правительству Японии подписи с Советским Союзом договор о ненападении. В последующие годы он несколько раз напоминал о желательности подписания такого договора, но каждый раз наталкивался на отказ правительства Японии. В декабре 1932 г. Были восстановлены дипломаты-.. 'И-ские отношения между СССР и Китаем, что отвечал Коренным интересам народов обеих стран, укрепляла позиции Китая в борьбе против японских милитаристов.
На КВЖД НЕ прекращались японо-маньчжурские провокации, Которые японские империалисты могли использовать в качестве повода для войны против СССР. Чтобы предотвратить это, Советское правительство вынуждено было продать КВЖД властям Маньчжоу-Го, что в то обстановке было наиболее целесообразным.
Отражая агрессивные происки японских милитаристов на Дальнем Востоке, Советское правительство в течение 1933 г. последовательно выступали против экспансионистским внешнеполитического курса фашистской Германии.
В конце января 1933 г. в Германии усилиями внутренней реакции, получившей поддержку и одобрение империалистических кругов США, Англии и Франции, была установлена кровавая фашистская диктатура во главе с Гитлером. Внешнеполитическая программа фашистов преследовавшим цель установления господства над Европой и миром с помощью тотальной войны. Фашисты особенно афишировалы ту часть программы, которая предусматривал уничтожение СССР и идеологии марксизма-ленинизма во всех странах мира.
В октябре 1933 г. Германия демонстративно ушла с международной конференции по разоружению, а через месяц вышла из Лиги наций и стала интенсивно вооружаться. В центре Европы возник новый, главный очаг войны.
В обстановке, когда опасность нападения на Советский Союз со стороны фашистской Германии и милитаристской Японии значительно приблизилась, а США, Англия и Франция встали на путь потакания агрессорам, Советское правительство настойчив продолжало
политику борьбы против империалистических агрессоров. В феврале 1933 г. оно внесло на Женевской конференции по разоружению проект конвенции об определениях агрессора. Агрессором признавалось государство, которое первым совершит одно из следующих действий: объявит войну второго государству; введет Вооруженные силы на территорию второго государства, хотя бы и без объявления войны; осуществит своими сухопутнымы, морской или воздушными силами бомбардировку территории второго государства или атакует его суда и самолеты ; высадит или введет Свои сухопутные, морские и воздушные силы на территорию второго государства без разрешения его правительства; установить морскую блокаду берегов и портов второго государства. Но конференция по разоружению не приняли совет-(/ л. Ский проект конвенции об определениях агрессора. Советская делегация предложили проект Этой конвенции на Лондонской международной экономической конференции летом 1933 г., но и там он не встретил поддержки. Тогда Конвенцию об определениях агрессора СССР цунами в с Эстонии, Литвой, Латвия, Польшей, Румынией, 'Турцией, Ираном, Афганистаном, Чехословакией, Югославией и Финляндией.
На Лондонской конференции Советский Союз внес также предложение об экономическом ненападении. Предложение предусматривал отказ государств от всех дискриминационных мер в области экономической экспансии (агрессии). Советские предложения на Женевской и Лондонской конференциях ни были продиктованы искренним стремлением к миру, горячим желанием создать прочный барьер на пути агрессии Германии, Японии достойной империалистических стран.
Советское государство продолжали расширить Дипломатические связи с капиталистическим странами. 28 июля 1933 г . ни были установлены Дипломатические отношения с Испанией. Осенью 1933 г. президент США Ф. Рузвельт, Учитывая возросшую экономическую и военную мощь Советского государства, желание американского народа жить в дружбе с советским народом, а также стремление делового мира США к установлению торговых отношений с СССР, приняла решение о признании СССР. 16 ноября 1933 г. между СССР и США
Было подписано соглашение об установление дипломатических отношений.
В течение 1933-1934 гг. Дипломатические отношения с Советским Союзом установили Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария, Албания, Бельгия , Люксембург и Колумбия. Это была вторая полоса дипломатических признаний СССР. Она явилась свидетельством укрепления Международных позиций Советского государства.
В декабре 1933 г., когда фашистская Германия и милитаристская Япония ускоренного стали готовится к войне против СССР, ЦК ВКП (б) приняло решение о развертывания борьбы за коллективную безопасность, за осуществление принципа «Мир недели».
Коммунистическая партия и Советское правительство, последовательно проводя ленинскую внешнюю политику, принимавшим меры к тому, Чтобы не дать империалистам вовлечь Советский Союз в международные конфликты.
Начало дипломатических признаний Советского государства капиталистического странами Агрессия фашистских государств. Борьба СССР за коллективную безопасность в Европе