Курс США на установление мирового господства. Империалистическая политика « холодной войны»
После окончания второй мировой войны США стали самой сильной державой капиталистического мира не только в экономическом, но и в военно отношении. «Экономический, а вслед за ним политический и военный центр империализма переместился из Европы в США» 1, - подчеркивается в Программе КПСС.По годы войны американские монополии баснословные нажились на военных поставках своей армии, а также армий союзников США. Их среднегодовые прибыли (к вычетам налогов) возросли с 6,2 млрд. долларов в 1936-1940 гг. до 21,5 млрд. долларов в 1941-1945 гг. Удельный вес США в промышленном производстве капиталистического мира вырос с 41,4% в 1937 г. до 62% в 1947 г., а удельный вес экспорта соответственно с 14,2% до 32,5%. В первые Послевоенные годы США имели почти 70% золотого запаса капиталистического мира. Резко возросли американские капиталовложения за рубежом: с 11,4 млрд. долларов в 1939 г. до 32,8 млрд. долларов в 1950 г.
«Американский монополистических капитал, разбухший на дрожжах военных прибылей и гонки вооружений, - подчеркивается в Программе КПСС, - захватили важнейшие источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала, создал своеобразную колониальную империю, стал Самым крупным мировым эксплуататором».
Вторая мировая война Добавьте новый толчок росту государственно-монополистических капитализма и милитаризма в США, что привело к дальнейшему усилению агрессивности американского империализма, его авантюризме во внешнеполитической области. Американский монополистических капитал стал оплотом международной реакции в ее борьбе с силами социализма и демократии. Этому способствовали и правящии круги Англии, Франции достойной капиталистических государств, напуганные изменения соотношения сил в мире в пользу социализма.
Захватив в Свои руки решающие позиции в экономической, политической, военной и идеологической областях в капиталистических мире, США после окончания войны выступили с притязания на Мировое господство. С программой завоевания мирового господства американский империализм не раз Выступал и раньше, но после второй мировой войны его претензии на мировую гегемонию стали особенно откровенными.
Главное препятствие на пути США к мировому господству представляет Советский Союз - оплот мира и свободы народов. Поэтому американский империализм и направили основные усилия в своей международной политике на объединение всех реакционных сил мира под лозунгами антикоммунизма для борьбы против СССР. Внешнеполитическая стратегия США была направлена также на подавление национально-освободительного движения народов колоний и полуколоний, революционного и демократического движения в развитых капиталистических странах. В ЭТИХ революционных движениях американский империализм видел прямую угрозу господству всего мирового капитализма и своим Гегемонистский планам. Стремясь любымы путями сохранить существование капитализма в Европе, Азии и других районах земного шара, США, с одной стороны, оказывалы всестороннюю помощь реакционными силам капиталистических стран в их борьбе против трудящихся, за сохранение эксплуататорско строя и, с другой стороны, проводили курс на экономическое и политическое подчинение ЭТИХ стран своем влиянию.
Вдохновитель ЭТИХ опасных для судеб всех народов устремлений США являлись американские монополисты. В октябре 1945 г. на конференции Национальной Ассоциации промышленников США, состоявшейся в небольшом курортном городке Абсекон, представитель крупнейших монополий обсудили способы «воздействия (ила на экономическую и политическую эволюцию мира» и высказались за расширение американской экспансии. Бернард Барух, один из крупнейших американских банкиров , советник президента Г. Трумэна, Выражая мнение многих представителей крупного капитала, говорил: «Благодаря могущества Своих вооруженных сил, своему превосходству в области экономики, своим ресурсам и моральной силе.!. Америка в состоянии утвердить свое руководство над миром».
Внешняя политика правительства Трумэна отражали интересы крупного капитала. 19 декабря 1945 г. в своем послание Конгрессу президент Трумэна писал, что победа в войне возложила на США «бремя постоянной ответственности за руководство миром» и что они «Полны решимость сохранить свою роль руководителя всех наций».
Свою экспансионистскую программу США решившего осуществить с помощью политики «с позиции силы». Эта политика основывалась на так называемом «атомном превосходстве» США, постоянном наращивание военной мощи, создания широкой сети американских военных баз на чужих территориях, и прежде всего Вблизи границ СССР достойной социалистических стран. Чтобы замаскировать Подлинный цели политики «с позиции силы», обмануть мировую общественность и усыпить ее бдительность, правящии круги США рекламировалы эту политику как «оборонительную», направленную якобы на пресечение угрозы «коммунистической агрессии», которой в действительности Никогда не было. Под прикрытием Этой демагогии правящии круги США стали отходы от сотрудничества с СССР, сложившегося в годы войны против гитлеровской Германии и сыгравшего положительную роль в достижении победы над врагом.
Зная о трудностях СССР в восстановлении народного хозяйства, пострадавшего от фашистских агрессоров, правительство США предъявило Советскому Союзу явно завышенные требования в компенсации за ранее предоставленной военное и иное имущество по ленд-лизу. В 1947 г. США в одностороннем порядке аннулировалы ЭТИХ правительств, отличавшихся в то время особой реакционностью.
предоставляем Греции 300 млн. долларов и Турции 100 млн. долларов, правящии круги США вовсе не думали об оказания действительное помощи этим двум недостаточно развитым в экономическом отношении странам. Речь шла о том, Чтобы помочь монархофашистским Правящий кругам Греции подавить демократические силы страны, Которые с оружием в руках боролись за свободу своего народа , а турецкой реакции - укрепить Свои позиции в стране. Американская «помощь» была предоставлена обоим государствам в основном в виде вооружения. Одновременно Греция и Турция превращались в военно-стратегические плацдармы США, расположенные вдоль южных границ СССР и стран народной демократии Юго-Восточной Европы . Видный американский обозреватель У. Липпман так писал о «доктрине Трумэна»: «Мы выбрали Грецию и Турцию НЕ спустя * что они особенно нуждаются в помощи, и не потому, что они являются блестящими образцами демократии, но потому, что они представляют собой стратегические ворота, ведущие в Черное море и к сердцу Советского Союза ».
« Доктрина Трумэна »была рассчитана и на то, Чтобы использовать Грецию и Турцию для наступления на Нефтяные источники Ближнего Востока, где господствовали английский капитал. Американский журнал« Тайм »писал, что, когда Трумэна говорил о Греции и Турции, «все шептались об океане нефти Южнее ЭТИХ стран».
Провозглашение «доктрины Трумэна» свидетельствовало о стремлении США к дальнейшему обострения международной обстановки и усилению политики «холодной войны» против СССР и стран народной демократии . Агрессивный характер «доктрины» Был разоблачен в выступлении советского представителя в Совете Безопасности ООН 7 апреля 1947 г., в беседе И. В. Сталина с видным деятелем республиканской партии США Г. Стассен 9 апреля 1947 г. Советское правительство подчеркнуло свое желание развивать сотрудничество со всеми странами независимо от их социального строя.
В условиях когда Правящий кругам США не удалось скрыть подлинную сущность «доктрины Трумэна», они выступили с новой, более замаскированной программой осуществления Своих экспансионистским планов. Такой программой стал «план Маршалла». Этот план Был назван по имени его автора - генерала Д. Маршалла, занявшего в январе 1947 г. пост государственно секретаря США. Вначале Этот план мыслилось распространить на всю Европу. Чтобы легче было навязать его Франции и Италии, США потребовал от буржуазии ЭТИХ стран удаления из правительств коммунистов, что и было осуществлено в мае 1947 г.
Первые контуры плана ни были намечены Маршаллом 5 июня 1947 г. в выступлении перед Бывший студентами Гарвардского университета, среды которых было много промышленников и финансистов. Нарисовав картину разрухи, в которой пребывала Европа после войны , государственный секретарь США заявила, что Европа не в состоянии сама восстановить экономику, укрепить существующие институты. Это, по его словам, может привести к «волнение». «Помощь» со стороны США изображалась «единственным спасения» для Европы.
Хотя Маршалл в своем первом выступлении и не раскрыл до конца истинные причины американской «помощи» Европе, но уже было ясно, что с помощью «плана Маршалла» США намеревались, с одной стороны, укрепить позиции европейского капитализма, спасти его от краха, а с другой - использовать его ослабление для упрочения позиции американского капитализма в Европе, для завоевания мирового господства. Широкие поставки товаров в Европу Должны ни были по замыслу Правящий кругов США ослабит кризисные явления в американской экономике, Которые после окончания войны давали себя знать.
США стремились использовать предоставление « помощи »для разгрома рабочего движения, прежде всего во Франции и Италии, где оно достигло особенно большого размахом. Инициаторы« плана Маршалла »рассчитывал вовлечь в него и европейские страны народной демократии, Чтобы оторву их от союза с СССР и способствовать возрождению в ЭТИХ странах капитализма .
В военно-стратегического отношении «план Маршалла» рассматривался как наиболее удобное в тех условиях средство возрождения западногерманского милитаризма, вовлечения западноевропейского стран в гонку вооружений, принуждения их предоставить Свои территолистической системы, вести совместную борьбу против мирового социализма достойной революционных сил. Страны империализма стремятся ныне Объединить Свои силы для борьбы против СССР и других странах социализма вокруг своего наиболее мощного в экономическом и Военно отношении центра. Таким центром являются США.
Англия, Франция и другие крупные империалистические государство не отказались от Своих захватнических целей на мировой арене. Каждая из ЭТИХ стран рассчитывал использовать военные союзы, созданные под эгидой американского империализма, и для осуществления Своих собственных планов, Которые отличались от планов США и Других партнеров по блокам. Стремление к объединению в военных блоках не означает ликвидации противоречий между империалистическим странами.
Первый военный союз в послевоенной Европе возник по инициативе и под руководством Англии. 17 марта 1948 г. в Брюсселе Представители Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга подписавшего пакт, оформив военный блок ЭТИХ государств под названием «Западный союз». Хотя в преамбуле договора и говорилось, что он направлен на то, Чтобы не допустит новой агрессии со стороны Германии, в действительности договор носили явно антисоветских характер. Английский министр иностранных дел лейборист Э.. Бевин, Выступая в палате общин в январе 1948 г., выдвинул идею подписания многостороннего пакта западноевропейского стран, к которому должна неизбежно, по его мнение, Присоединиться в будущем и Германия.
Брюссельский договор требовал от его участников оказывать друг другу военную и иную помощь в случае вовлечения кого-либо из них в военные действия или в случае создания ситуации, представляющих «опасность для экономической устойчивости».
Вскоре после подписания пакта ни были созданы руководящие политические и военные органы Западного союза: консультативный совет, военный комитет и военный штаб. Началась разработка общего стратегического плана Западного союза.
Все это свидетельствовало об открытом отходе Англии и Франции от обязательств, принятых по двустоцопним договорам с СССР, Которые ни были подписаны и годы второй мировой войны. Создание Западного сою-: »а углубляло раскол Европы, начатый« плану Маршалла ». Это подчеркивалось и в ноте Советского пра-нительства США, Англии и Франции от 6 марта 1948 г., и в заявление МИД СССР, опубликования 29 января 1949 г.
Расчет Англии сохранить и укрепить свое лидерство в Западном союзе оказался несбыточным. правящии круги США встретил создание Западного союза с неудовольствия. Но, Чтобы не портить отношения с Англией, они решившего поддержать Этот пакт. В то же время в начале июля 1948 г. правительство США начало переговоры со странами - участниц Западного союза и Канадой в создание военного блока - Североатлантического союза, в котором Должны ни были объединиться большинство империалистических государств Европы и Америки.
Переговоры велись в Вашингтоне. Они проходили в напряженной международной обстановке, вызванной провокационнымы действиями США, Англии и Франции в «Берлинского вопросе». Империалистическая пропаганда развернула кампанию разнузданной клеветы против СССР и стран народной демократии, без всяких оснований обвиняя их во вмешательстве во внутренние дела капиталистических стран, в подготовке нападения на них. Это была идеологическая обработка общественного мнения, подготовка его к Созданию Североатлантического военного блока, направленного своим острые против СССР достойной социалистических государств.
В январе 1949 г., когда в Вашингтоне была завершена разработка проекта Североатлантического договора, госдепартамент США выступили с лицемерным заявлением под названием «Строим мир. Коллективная безопасность в Североатлантическом районе». Преднамеренно искажая внешнюю политику СССР, госдепартамент США бездоказательно обвинял Советское государство в создание угрозы безопасности западным государствам, в нежелание поддерживать мир, в создание «обструкции» в Осуна и т. д. В то же время политика США и их союзников, направленная на создание агрессивного военного блока в Североатлантическом районе, изображалась как стремление обеспечить мир и коллективную безопасность, обуздать «потенциального агрессора», под которым подразумевался Советский Союз , действовать в соответствие с Уставом ООН. Такими демагогическимы вывертамы империализм стремился замаскировать свою экспансионистскую политику.
18 марта 1949 г. Был опубликован текст Североатлантического договора (НАТО), а 4 апреля он Был; подписан в Вашингтоне 12 государствами: США, Кана- , дой, Англией, Францией, Италией, Бельгии, Голландии, Люксембургом, Норвегии, Дании, Исландии и Португалией.
В тексте договора много ссылок, подчеркивающих его якобы оборонительные характер и соответствие принципам «коллективной безопасности». С помощью ЭТИХ ссылок организаторы блока стремились замаскировать агрессивную, крайне реакционную сущность Североатлантического пакта.
Центральное место в договоре Занимает статья 5. Она обязывает всех членов НАТО оказывать друг другу вооруженную и иную поддержку в случае возникновения военного конфликта в Европе или в Северной Америке. Отсутствие определенности в Этой статье, автоматизм военных обязательств участников пакта позволяло любому из них, спровоцировав Вооруженные конфликт, вытянуть в него всех Своих союзников. Статья 6. договора подчеркивает, что предлогом для начала об-;, щих военных действий может служит любой инцидент'' с кораблем или самолетом одного из Атлантический государств.
Об агрессивной сущности Североатлантического договора говорит и статья 3. Она требует от всех участников пакта порознь и сообща усилил свою военную мощь, т. е. наращивать гонку вооружений. Это позволяет США оказывать постоянное давление на своих союзников, вовлекать их в дорогое! оящие и опасные для мира военные приготовления. Статья 2 и 4 под видом совместное охраны существующего общественно-политического строя в странах, подписавших договор, санкционируют прямое вмешательство во внутренние дела ЭТИХ стран, если их Народы выступят против реакций, начнут борьбу свободу и демократию .
Советское правительство еще тогда, когда договор не был подписан, указывал на опасность Североатлантического пакта для судеб мира. Руководствуясь стремлением не допустит возникновения новой мировой войны, угроза которой заложена в политическом и Военно раскола мира, Советское правительство в конце января 1949 г. выступили за Подписание Пакта Мира между СССР и США и осуществление всех необходимых мер но разоружению. Осуществление ЭТИХ предложений могло стать основой для последующего создания системы коллективной безопасности в Европе. Но США отклонилы предложение СССР.
29 января 1949 г. в заявление МИД СССР и 1 апреля в меморандуме Советского правительства в Североатлантическом Пакте была дана исчерпывающая и аргументированная оценка содержания и целей договора. Советское правительство подчеркивал, что, исключив возможность участия в пакте СССР и стран народной демократии, инициаторы Североатлантического договора дали понятий, что «Эти государство не только не
Выход на мировую арену народно -демократических стран Азии | Агрессия американского империализма в Корее |