Борьба социалистических государств за упрочение всеобщего мира и безопасности народов

Советский Союз и другие страны социалистического содружества согласованны выступают на мировой арене по всем Коренным внешнеполитическим проблемам, Которые затрагивают их интересы или непосредственно влияют на международную обстановку в Европе, Азии и других районах земного шара. Своей неустанной последовательной борьбой за мирное решение сложных Международных вопросов, в защиту жизненных интересов больших и малых народов, против агрессивной политики империализма СССР и другие социалистические государства завоевавшего Огромный авторитет в мире.
Влияние стран социализма на Дипломатическое решение Международных проблем неуклонно росло по мере усиления их экономической и оборонной мощи. Особо важное значение имели успехи Советского Союза в развитии ракетно-ядерного потенциала, ставшего основой военного могущества всего социалистического содружества.
Благодаря дальнейшему укреплению единства действий социалистических государств в области внешней политики, их военному могущества «появились реальные возможности решать важнейшие проблемы современности по-новому, в интересах мира, демократии и социализма» *. Такой вывод сделало в ноябре 1960 г. Московское Совещание представителей коммунистических и рабочих партий. Его обоснованность подтверждена всем ходом общественного развития и Международных отношений.
Среди многих Международных проблем, за решение которых Советский Союз и другие страны социализма выступали в переговорах с империалистическим государствами единым фронтом, наиболее важными являются: мирное урегулирование с Германией; разоружение; запрещение ядерных испытаний; создание безъядерных зон в Европе; создание общеевропейской системы коллективной безопасности; ликвидации позорной колониальной системы империализма и предоставление свободы и независимости всем народам Азии и Африки; ликвидация очагов военной опасности, Возникший в результате агрессивных действий империалистов в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, и некоторые другие.
В едином фронте стран социализма особое место Занимает Советский Союз, обладающий огромным влиянием в Международных отношениях. Постоянно возрастает роль и влияние в решении Международных проблем других странах социализма. Им принадлежит инициатива в выдвижение ряда конкретных предложений, направленных на создание стабильной обстановки мира и безопасности; в Европе и других районах земного шара.
В 50-х годах большой Дипломатический резонанс во всем мире вызвавшего предложение Польской Народной Республики от 2 октября 1957 г. в создание в Центральной Европе безъядерной зоны на территориях ФРГ, ГДР, ПНР и ЧССР. Этот план предусматривал отказ обоих германских государств, Польши и Чехословакии от производства, ввоза и размещения на своих территориях ядерного оружия, от установки оборудования и устройств, обслуживающих это оружие; запрещение иностранным войскам, расположенным на территориях ФРГ, ГДР и ПНР, иметь ядерное оружие и передавать его, а также установки для его обслуживания странам, входящим в безатомную зону. СССР, США, Англия и Франция Должны ни были гарантировать, что ядерное оружие не будет здесь применено.
Польский проект, Названный по имени министра иностранных дел ПНР «планом Рапацки», в случае его принятия создал бы серьезное препятствие на пути оснащения бундесвера атомным оружием.
Советский Союз и другие социалистические страны поддержалы инициативу Польши. В феврале 1958 г. Советское правительство со своей стороны предложили, Чтобы великие державы обязались уважать статус безатомной зоны и не передавать своего ядерного оружия государствам Этой зоны.
Против создания безатомной зоны выступили прежде всего правящии круги США и ФРГ. В результате п-ссия совета НАТО в декабре 1957 г. отвергли предложение ПНР, признал его «опасным» для «Атлантического единства».
В начале 1964 г., когда западные державы Пытались протащить план создания многосторонни ядерных сил НАТО с участием в них боннских реваншистов, народная Польша после консультации с другими странами социализма предложили план «замораживания» ядерных вооружений в Центральной Европе. Всем странам, располагавшим в этом районе вооруженнымы силами, запрещалось производить, ввозит, продавать и принимать от другой стране в данном районе ядерное оружие. Но и эта польская инициатива, продиктованная заботой о мире и безопасности всех народов, вновь не нашли поддержки Атлантического политиков и стратегов.
Большую настойчивость в деле упрочения мира в Европе проявили социалистические страны, расположенные па Балканах. В сентябре 1957 г. Румыния предложили всем Балканский странам подписи Пакт Мира, но натолкнулась на решительный отказ Греции и Турции.
Болгария, Румыния, Албания и Югославия поддержалы советское предложение о превращении Балкан и Адриатики в зону, свободную от ракетного и ядерного оружия. К сожалению, добиться реализации этого предложения тоже не удалось из-за препятствий со стороны Греции, Турции достойной враждебных мира сил.
Советский Союз и Германская Демократическая Республика, поддержанные Польшей и второго социалистического странами, внесли в 1959 г. предложение о прекращение района Балтики и Северной Европы в зону мира, свободную от ракетного и ядерного вооружения. Па пути его осуществления вновь встали натовские агрессивные круги. Особую враждебность к этому предложению проявили правящии круги ФРГ.
Единство действий СССР достойной социалистических государств в области внешней политики проявилось в работе политического консультативного комитета. На ого заседаниях обсуждаются важные вопросы Международных отношений, и все решения по ним принимаются только после согласования позиций союзных государств. На первом совещания ПКК в январе 1956 г. в Праге была принята Декларация, в которой восемь социалистических стран Европы проявили свое единодушие в оценке обстановки в Европе и во всем мире и Прель ложил ускорить создание эффективной системы европейской безопасности, заключил соответствующее согла шение вначале между частью государств Европы, включая СССР, Англию и Францию, а также США.
На втором совещания ПКК в мае 1958 г. в Москве его участники наметилы совместные меры для ослабления напряженности в мире. Они решительно осудили стремление империалистических государств во главе с США продолжать политику «с позиции силы» и высказались за созыв предложенный СССР совещания глап правительств стран Востока и Запада с широкой повесткой дня. Совещание предложили также заключит Пакт о ненападении между странами - участниц Варшавский Договора и НАТО. Европа, подчеркивалось в принятое совещания Декларации, «может и должна стать зоной мира, спокойствия и безопасности».
На совещаниях ПКК в Варшаве в январе 1965 г. обсуждалось положение, сложившееся в связи с тем, что страны НАТО продолжали Настаивать на создание многосторонни ядерных сил блока, а это означало бы предоставление ядерного оружия западногерманским реваншистам. Страны НАТО "ни были предупреждены, что в случае создания ими многосторонни ядерных сил государства Варшавский Договора примут Соответствующие защитные меры.
Исключительно большое значение Имеют решения Бухарестскому совещания ПКК, состоявшегося в июле 1966 г. Оно приняло декларацию об укреплению мира и безопасности в Европе и Заявление в связи с агрессией США во Вьетнаме.
Учитывая напряженную обстановку в Европе, чреватую опасностью военного взрыва, страны социализма призвали все европейские государства развивать друг с другом добрососедские отношения на основе принципов мирного сосуществования, содействовать ослаблению напряженности путем одновременного роспуска военных союзов - НАТО и Организации Варшавский Договора. В качестве первоочередных мер предлагалось договориться о ликвидации иностранных военных баз, выводе иностранных войск с чужих территорий, сокращении вооруженных сил обоих германских государств, недопущениы ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме, создание в Европе безъядерных зон, признан тмыблемосты существующих границ, в том числе игра-'• Ицы между ФРГ и ГДР, в качестве основы прочного щра в Европе. Для обсуждения вопросов безопасности налаживания сотрудничества в Европе социалистами-• иьские страны предложили созвать общеевропейское со-жчцание. Положения Декларации об укреплению мира и безопасности в Европе легли в основу борьбы социалистических стран за коллективную безопасность в Европе.
Предложения стран социализма об обеспечении евро-пНьк'кой безопасности нашли полную поддержку конференции коммунистических и рабочих партий Европы, гпетоявшейея в Карловых Варах (ЧССР) в апреле ИИ) 7 г.
Совещание ПКК в Софии в марте 1968 г. обсудили ионрос в нераспространениы ядерного оружия. Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, СССР и Чехословакия приняли заявление, в котором говорилось, что они поддерживают проект внесения Советским Союзом Договора о нераспространениы ядерного оружия и Готовы его подписать.
На совещание в Софии Был принят документ, осуж-дапший расширение агрессии американского империализма во Вьетнаме и выражавшей братскую солидарность г героическим вьетнамских народом. Документ подтверждало решимость стран Варшавский Договора окачивать помощь вьетнамских народа "до тех пор, пока Демократическая Республика Вьетнам, вьетнамских народ будут нуждаться в ней для победоносно отражения империалистических нападения». Была поддержана инициатива ДРВ начать переговоры с США о прекращение войны и выводе американских войск из Вьетнама.
Состоявшееся в марте 1969 г. Совещание ПКК в Будапеште уделило основное внимание вопросам укрепления общеевропейской безопасности. Совещание приняло «Обращение ко всем европейским странам», в котором была подтверждена бухарестская программа упрочения мира в Европе, принятая в 1966 г. проявляет гибкость, страны социализма выразилы готовность рассмотреть Любые другие предложения, Которые могли бы ускорить созыв общеевропейского совещания.
Многие проблемы, обсуждавшиеся политического кон »сультативным комитетом государств - участников Вар» шавского Договора, из-за противодействия стран импе »риализма не получили в то время практического осуществления. Тем не менее последовательная борьба СССГ достойной социалистических стран за упрочение всеобщего мира и расширение сотрудничества всех государств не завис от их общественного строя на основе принципов мирного сосуществования оказали огромное влияние на ход Международных отношений, способствовал; роста прогрессивных тенденций в мировой политике, изо ляции наиболее агрессивных кругов империализма.
4. Куба в содружество социалистических государств. Советско-кубинские отношения
Конец 50-х годов ознаменовался новыми успехами мирового социализма. 1 января 1959 г. победила революция на Кубе. Кубинских народ порвали цепи империалистической эксплуатации. Революционное правительство, возглавляемое Фиделем Кастро, провело аграрную реформу и другие экономические и социальные преобразования в интересах трудящихся, национализировало собственность американских монополий, денонсировало неравноправны двусторонний военный договор с США, Подписанный в 1952 г. реакционными диктатором Баты-стой.
Возникновение на Американском континенте первого социалистического государства означало наступление нового этапа в освободительной борьбе народов Латинской Америки против американского диктата. Оно показало ослабление позиций американского империализма.
После победы революции на Кубе между социалистического странами и Республикой Куба установились отношения братской дружбы и сотрудничества. Признание 10 января 1959 г. революционного правительства Кубы Советским Союзом1, а затем и второго социалистического государствами содействовало укреплению международного положения страны.
Братская помощь СССР достойной социалистических г гран позволила Кубе выдержать натиск американского империализма и преодолеть экономическую блокаду, ор-г.-пгизованную США с целью задушит кубинскую рево-. 'Поцию. Еще в июле 1960 г. Советское правительство предупредило Соединенные Штаты, что если они предпримут агрессивные акции против Республики Куба, то (1ССР окажет ей поддержку. Помощь Советского Сою-м \ сыграла немаловажную роль в провале организованного американской разведкой вторжения на Кубу эмигрантских банд 17 апреля 1961 г. в районе Плайя-Хирон.
Солидарность народов СССР достойной социалистических стран с Кубой была продемонстрирована в октябре 1962 г., когда США Пытались предпринять военную интервенции на Кубу. Советский Союз предупредил тогда США об опасных последствиях их вторжения па Кубу для всеобщего мира. В заявление Советского правительства говорилось, что «если агрессоры развяжут войну, то Советский Союз нанесет самый мощный ответный удар». Решением Совета министров СССР ни были приведены в состояние полной боевой готовности Ракетный войска стратегического назначения, Войска ПВО, а другие виды Вооруженных Сил и рода войск -, в "боевую или повышенную боевую готовность.
Одновременно с этим ни были проведены мероприятия по повышению боевой готовности войск и флотов, входящих в Объединенные Вооруженные Силы стран - участниц Варшавский Договора.
Решительная позиция СССР возымела свое действие, и американскую агрессию удалось предотвратить. В ходе политических переговоров между СССР и США была достигнута договоренность о том, что СССР вы-песета советские ракеты с территории Кубы, доставленные туда в целях обороны Республики Куба, а США обязуются НЕ предпринимать в будущем военного вторжения на Кубу и НЕ способствовать такому вторжения с территории США и других странах. Тем Самым благодаря помощи СССР социалистическая Куба сохранила независимость. Активная политическая и иная поддержка Советским Союзом социалистической Кубы оказывала сдерживающее влияние на агрессоров и в последующие годы, когда США предпринимали новые антикубинские провокации, в том числе экономическую блокаду Республики Куба.
Между Кубой и социалистического странами установились широкие экономические связи. Куба заключила долгосрочные торговые соглашения с СССР, Чехословакией, Польшей, ГДР и второго социалистического государствами. реализует Традиционные товары своего экспорта (сахар-сырец, табак, сигары, спирт и некото-. рые другие) на мировом социалистическом рынке, Куба стала получать Необходимые ей машины и оборудование, промышленные изделия, продовольственные товары и горючее. Страны социализма предоставила Кубе кредиты, направили специалистов и помогают готовить кадры для РАЗЛИчНЫХ отраслей народного хозяйства.
Большое значение для всестороннего развития советско-кубинского сотрудничества сыграли первые Взаимные визиты руководителей обоих государств в Москву и Гавану, состоявшиеся в течение 60-х годов. В Советском Союзе с официальными визитом ни были Первый секретарь ЦК компартии Кубы и премьер-министр Ф. Кастро, Президент республики О. Дортикос и другие руководители партии и правительства. В свою очередь Председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин и другие руководящие деятели КПСС и Советского правительства посетили Республику Куба. Во время визитов обсуждались вопросы международного положения и советско-кубинского сотрудничества.
На страже социалистических завоеваний кубинского народа бдительно стоят его Революционные Вооруженные силы. компартии и правительство Кубы делают все, Чтобы они находились на уровне современных требований, были оснащены новейших оружием и боевой техникой. В этом Кубе помогает Советский Союз. Он оказывает помощь в организации боевой и оперативной подготовки вооруженных сил, в освоение личным составом советского вооружения и военной техники, в создание военных училищ и подготовке офицерских кадров.
Боевое содружество армий стран - участниц Варшавский Договора Советско -китайские отношения. Борьба СССР достойной социалистических стран против великодержавного антисоветских курса маоистов на мировой арене