Отношения СССР с Афганистаном , Ираном и Турцией
В отношениях со своими непосредственным соседями-Афганистаном, Ираном и Турцией - Советский Союз постоянно руководствовался принципами мирного сосуществования. Однако только отношения с Афганистаном носили стабильный добрососедский характер. Даже в разгар «холодной войны» Афганистан отказался от Вступление в агрессивные группировки и придерживался принципа позитивного нейтралитета.В августе 1965 г. Был продлен на 10 лет срок действия Договора о нейтралитете и взаимно ненападении между СССР и Афганистаном, подписанного в 1931 г.
Советский Союз оказывал большую помощь Афганистана. В 1955 г. ему Был предоставлен долгосрочной кредит на сумму 100 млн. долларов. При содействие Советского Союза велось строительство 59 крупных объектов, многие из них уже действовали.
В 1967 г. состоялся визит в Кабул Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного. В ходе советско-афганской переговоров было выражейб взаимное глубокое удовлетворение пройСхбДящйМ укреплению дружественных отношений между обеимы странами и подчеркнуто значение ЭТИХ отношений как важного фактора мира в этом районе Азиатского континента и во всем мире. Были согласованы мероприятия по дальнейшему развитию экономических отношений между двумя странами.
В 50-е годы правящии круги Турции на неоднократные предложения Советского Союза о восстановлении добрососедских отношений, принципы которых ни были заложены В. И. Лениным и основателем турецкого государства Кемалем Ататюрком, отвечали неизменным отказом. Турция продолжал проводит враждебную СССР политику, активно участвовал в агрессивных авантюрах Вашингтона и Лондона на Ближнем Востоке. На ее территории находились американские базы и войска. Экономика Турции все больше попадала под иностранный контроль.
Этот антинациональный курс как во внутренней, так и во внешней политике вызывали недовольство турецкого народа, Национальной буржуазии, интересы которой ни были ущемлены засильем иностранного капитала. В мае 1960 г. армия под руководством патриотически настроенных офицеров свергла правительство президента Байяр и премьер-министра Мендереса. Переворот происходило под лозунгом возвращения к принципам Ата-тюрка. Прежние руководители, обвиненные в нарушениях конституции, продажности и коррупции, были казнены. Но возвращения к принципам Ататюрка не произошло. Намечавшиеся вначале социально-экономические реформы осуществлены не были. Турция осталась членом НАТО и СЕНТО.
Но ход событий на Ближнем и Среднем Востоке вынуждал турецкие правящии круги искать пути к осуществлению более самостоятельной внешней политики. Первыми шагами в этом направлении было расширение экономических контактов с Советским Союзом и второго социалистического странами. Затем последовал обмен визитов политических деятелей.
В результате советско-турецких переговоров была достигнута договоренность о расширении товарооборота, в закупках турецкой стороной в Советском Союзе машин, оборудования, а советской стороной в Турции-товаров ее национального Производства. Советско-турецкие отношения стали меняться в сторону большего взаимопонимания и сотрудничества.
По ряду вопросов международной политики Турция, несмотря на свое членство в НАТО и СЕНТО, стала занимать самостоятельную позицию. Она отказалась от требования США послать войска во Вьетнам, выступили за мирное решение вьетнамских вопроса. Турция возражала против создания многосторонни ядерных сил НАТО, подписавшего договор о запрещение ядерных испытаний и о нераспространениы ядерного оружия.
В 60-х годах Произошел перелом и в советско-иранских отношениях. Хотя Иран и не играл столь активной роли в осуществлении агрессивной англо-американской политики в районах Ближнего и Среднего Востока, как это делала Турция, и не допустили создания на своей территории американских военных баз, советско-иранские отношения по вине Правящий кругов Ирана в течение 50 -х годов НЕ ни были дружественными.
Экономическое положение Ирана продолжали оставаться тяжелым. Прибыли, Которые выкачивалы Нефтяные монополии из экономики Ирана, превосходилы «помощь», получаемую от империалистических государств. Финансовое положение страны ухудшалось также и в связи с непомернымы военными расходами, навязаннымы членством в СЕНТО.
В стране росло возмущение политикой империалистических государств в отношении Ирана. Создавшаяся обстановка вынудила правящии круги Ирана пойти на осуществление Некоторых социально-экономических реформ.
Под влиянием внешней и внутриполитической обстановки правящии круги Ирана пошли на установление более дружественных отношений с Советским Союзом и второго социалистического странами. После обмена визитом руководящей политических деятелей СССР и Ирана в 1966 г. было подписано советско-иранской соглашение об экономическом сотрудничестве. Советский Союз обязался оказать помощь Ирана в строительстве металлургического и машиностроительного заводов, а также в сооружении трансиранского газопровода для экспорта газа в СССР.
Расширилось сотрудничество как Турции, так и Ирама с Болгарией, Венгрией, Польшей, Югославией, стали налаживаться контакты с развивающимися странами.
Социально -экономические преобразования в арабском странах и укрепление их отношений с СССР | Агрессия Израиля против арабского государств в 1967 г. и позиция СССР |