Укрепление Национальной независимости и самостоятельной внешней политики стран Латинской Америки

Несмотря на все усилия, империалистам США не удалось подавить освободительной движение народов стран Латинской Америки, воспрепятствовать развитию самостоятельного внешнеполитического курса латиноамериканских государств. С середины 50-х годов начался новый подъем антиимпериалистической борьбы в Латинской Америке. Этому способствовала благоприятная международная обстановка - укрепление мировой системы социализма, крах колониально господства империализма. Во главе освободительной борьбы стоял рабочий класс, численность и организованность которого значительно возросли. Распространялись выступления крестьян, требовавших решения аграрного вопроса, росла политическая активность студенчества и интеллигенции.
В результате массовых выступлений во второй половине 50-х годов ни были свергнуты диктаторские проамериканские режимы в Перу, Колумбии и Венесуэла. Огромное воздействие на развитие освободительной борьбы в западном полушарии оказали победа революции на Кубе. Была опровергнута навязываемая амери-. Канск идеологами «теория географического детерминизма», Согласно которой близость к США предопределяет экономическую, политическую и военную зависимость латиноамериканских стран от США.
Развитие освободительного движения способствовало укреплению самостоятельного курса во внешней и внутренней политике ряда латиноамериканских стран. В 1961 г. под давлением масс в Бразилии было сформировано правительство президента Ж-Гуларта, принявшее меры для ограничения хищнической деятельности иностранных монополий и развития Национальной промышленности. Однако прогрессивные тенденции, проявившиеся в его деятельности, натолкнулись на противодействие внутренней реакции и американского капитала. В 1964 г. при прямой поддержке США реакционеры сверглы Гуларта и установили военную диктатуру. В 1964 г. правительство Панамы обратилось в ООН с жалобой на вооруженную агрессию США в связи с кровавой расправой американских войск над Панамским-ми демонстрантами, Выступивший против произвола американского империализма. Панама отказалась подписи навязываемый соединенными Штатами новый договор о Панамским каналом, поскольку он предусматривал сохранение американских военных баз в зоне канала.
В Боливии правительство генерала Кандии, пришедшее к власти в 1969 г., национализировало собственность «Боливия ойл компани», установило 25-процентный налог на прибыли горнорудных компаний США, объявило об осуществлении аграрной реформы, направленной против помещиков-латифундистов, служивших опорой американского капитала в стране. Попытка восстановить господство проимпериалистической олигархии, предпринятая в октябре 1970 г. при содействие США, провалилась. Созданное при поддержке демократических сил новое правительство. Во главе с генералом X. Торресом продолжило прогрессивные преобразования и проводило антиимпериалистическую внешнюю политику. Однако в 1971 г. оно было свергнута реакционными проимпериалисгическимы силами.
Правительство генерала Альварадо в Перу, образованной в 1968 г. в результате военного переворота, осуществившего экспроприацию земель крупных помещиков и ряда иностранных компаний, национализировало собственность американской «Интернэшнл петролеум компани» и настояло на отъезд из страны военной миссии США. Правительство приняло и другие меры, направленные на преодоление отсталости, завоевание экономической независимости и ликвидацию засилья монополий США. Перу стала на путь осуществления самостоятельной внешней политики, отвечающей ее национальным интересам.
Свидетельством роста самостоятельных тенденций во внешней политике государств Латинской Америки явилась победа, которую, преодолевать сопротивление внутренней и международной реакции, получили на президентско выборах в Чили в октябре 1970 г. социалист С. Альенде, кандидат фронта Народного единства, включавшего коммунистов. Правительство С. Альенде провозгласил широкую программу социальных преобразований, которая предусматривал национализацию природных богатств, банков, промышленных предприятий, принадлежащих иностранным компаниям и местной олигархии, демократическую аграрную реформу. Оно предприняло шаги, направленные на аннулирование договоров и соглашений, Которые ущемляют суверенитет страны, стало решительно поддерживать борьбу угнетенных народов против империалистической агрессии, разоблачать использование ОАГ как орудие империализма США, отстаивать сотрудничество стран Латинской Америки на основе укрепления самостоятельной внешней политики.
Даже в условиях еще сохранявшегося решающего влияния США на внешнюю политику большинства латиноамериканских стран неуклонно рос отпор маневрам Ншпингтона. В 1962 г. члены ОАГ, подчиняясь диктату США, поддержалы решение «о несовместимости» социалистического строя Кубы с Межамериканской системой, .1 шюследствиы в разрыв экономических и дипломатических отношений с ней. Только Мексика не согласилась в Этими решениями и Вопреки сильнейшему нажитое со стороны США сохранила отношения с революционной Кубой.
США Усиленно добивались принятия в ОАГ решения, которое санкционировало бы коллективные военные акции стран - участниц Этой агрессивной группировки против социалистической Кубы. Соединенные Штаты рассчитывал использовать такое решение для вовлечения латиноамериканских стран в военные действия против острова Свободы и осуществления с их участием тех планов американской военщины, Которые ни были сорваны в октябре 1961 г. решительным действиями Советского Союза. Но внесенные в 1967 г. предложения о совместных военных акциях против Кубы не получили одобрения большинства ОАГ.
В последующие годы антикубинская политика ОАГ, инспирированная США, стала вызывать все большую критику со стороны латиноамериканских стран. На совещание министров иностранных дел летом 1970 г. делегат Перу предложили начать «конструктивный, дружественный и основанный на уважении диалог с Кубой». По отмену санкций против Кубы высказались делегаты Колумбии и ряда других странах. Практическим шагом в реализации ЭТИХ предложений явилось восста-;: новление в ноябре 1970 г. правительством Чили дипло-'матически, консульские, торговых и культурных отношений с Кубой.
': .. Неудачей закончились неоднократные попытки американской дипломатии создать Объединенные Вооруженные силы для вмешательства во внутренние дела стран Латинской Америки под предлогом совместное борьбы с «подрывной деятельностью». В 1966 г. на секретном совещания Командующий сухопутнымы силами группы государств - членов ОАГ Представители США упорно стремились навязать второй участникам совещания решение о создание Межамериканский полицейских сил. Но Эти предложения ни были отвергнуты Аргентиной, Чили, Мексикой и Уругваем. Принятая компромиссная рекомендация призывал Лишь к «более тесным связям» между военными штабами. Аналогичное совещание, созванное по инициативе США в 1969 г., уклонилось от обсуждения инспирированного Пентагоном предложения об обновлении системы обороны ОАГ в целях координации усилий против партизан. На сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ, проходившей в июне - июле 1970 г. в Вашингтоне, государственный секретарь США призвала латиноамериканские страны заключит «пакт борьбы против терроризма», а некоторые из наиболее верных сателлитов США предложили даже учред для Этой цели «карательный аппарат общеконтинентального над- гасударственного характера ». Новая, явно агрессивная вылазка США и их союзников была отвергнута делегатами Мексики, Чили, Уругвая, Перу, Боливии, причем делегат Боливии назвал предлагавшийся аппарат «Межамериканской гильотиной».
Все возрастающее сопротивление оказывают латиноамериканские государства политике США в экономических вопросах. Они добиваются, с одной стороны, развития торговых и экономических связей вне Межамериканской системы, в том числе с социалистических странами, с другой - пересмотра экономических отношений в рамках Этой системы в национальных интересах Своих стран. На своем совещания в 1967 г. президенты латиноамериканских стран потребовал от президента США Джонсона устранения тарифных барьеров и изменения кабальных условий экономической помощи. *: Но он отклонил все их требования.
В 1969 г. латиноамериканские страны на совещание в Винья-дель-Мар (Чили) выработалы 46 пунктов по улучшению Межамериканский отношений. «Декларация Винья-дель-Мар» требует невмешательства в суверенные права членов ОАГ, полной свободы в распоряжении своими ресурсами и развития экономического сотрудничества без военных и политических условий. Сдвиги во внешней политике государств Латинской Америки проявились и в выступлениях за мирное Сосуществование с социалистических странами, за разоружение, ликвидацию колониализма, в более широком сотрудничестве с неприсоединившимися государствами Азии и Африки и поддержке миролюбивых антиимпериалистических предложений в ООН. По инициативе Мексики
Пыл подписан большинством стран континента договор об объявлении Латинской Америки безъядерной зоной. Все это свидетельствовало о кризисе латиноамериканской политики США.
Отношения СССР со странами Латинской Америки
Советский Союз всегда поддерживала и поддерж-иает освободительную борьбу народов и усилия правительств стран Латинской Америки, направленные на укрепление суверенитета и независимости. Благодаря интернационалистской политике СССР ни были сорваны попытки вооруженной агрессии США против революционной Кубы. В 1965 г. по требованию Советского Союза Совет Безопасности ООН рассматривал вопрос об агрессии США против Доминиканской Республики. В ходе дискуссии представитель СССР разоблачил интервенционистскую политику США. 5 июня 1965 г. правительство СССР призвало осудит агрессию Соединенных Штатов против Доминиканской Республики как нарушение Устава ООН. Когда под предлогом противодействия «подрывной деятельности» Кубы США Пытались добиться признания за ними «права» на вмешательство во внутренние дела Республики Куба, Советский Союз в заявление ТАСС предупредил, что замыслы такого рода «направленый против национальных интересов всех стран Латинской Америки».
Советский Союз последовательно Выступал и выступает за развитие всесторонних деловых отношений со всеми латиноамериканскимы странами. Совместное участие в антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны содействовало установлению дипломатических отношений между СССР и 13 государствами Латинской Америки. Однако под нажимом США в период «холодной войны» против стран социализма правительства Бразилии, Чили, Колумбии разорвалы отношения с СССР, некоторые страны поддерживала их
Лишь формально.
Неуклонный рост могущества и влияния социалистических стран на мировой арене, поддержка Советским Союзом освободительной борьбы и усилий развивающихся государств по упрочению независимости, его настойчивая борьба за мир, а также обострение противоречий между США и Латинской Америкой привели правящии круги латиноамериканских стран к выводу о необходимости расширения политических и экономических контактов с СССР. В течение 1961 -1970 гг. Дипломатические отношения с СССР установили или восстановили Бразилия, Чили, Колумбия, Перу, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Коста-Рика и Гайана. Торговые отношения с СССР поддерживала Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили и ряд других стран. Советский Союз поставляли в латинскую Америку машины и оборудование, а закупали там шерсть, кожи, хлопок, кофе, какао-бобы и другие товары, необходимые для нашей промышленности и народного потребления. Взаимовыгодные торговые отношения получили заметное развитие в 60-е годы. Отмечая их значение для латиноамериканских стран, президент Боливии говорил в июле 1970 г.: «Благодаря продаже олова в СССР нам почти удалось покончить с зависимостью от иностранных бирж. Теперь мы имеем возможность заключать торговые соглашения на более выгодных условиях. Сотрудничество с СССР позволяет Боливии успешно развивать национальную металлургию-важную отрасль Национальной экономики ». Ряд шагов сделан и в развитии культурных связей.
Несмотря на противодействие США и происки внутренней реакции, с конца 50-х годов стали устанавливаться прямые контакты между государственными деятелей, а также парламентами СССР и латиноамериканских стран. В 1959 г. Первый заместитель Председатель Совета министров СССР А. И. Микоян посетил Мексику, а в 1960 г. на Празднование 150-летия независимости Аргентины присутствовало советская делегация во главе с Первым заместителем председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным. В 1961 г. делегация Верховного Совета СССР побывалы в Мексике, Бразилии и Эквадоре, в 1963 г. - в Аргентине, в 1969 г. - в Колумбии и Венесуэле.
В свою очередь в СССР с официальными визитом ни были вице-президенты Бразилии (1961 г.), Эквадора (1961 г.) и Уругвая (1969 г.); Парламентские делегацией Бразилии (1961 г.), Чили (1965 г.) и Мексики (1967 г.), а также министры торговли и иностранных дел, делегация деловых кругов и специалистов каьк перечисленных нише, так и ряда других странах. Все Эти встречи содейст-шжалы укреплению взаимопонимания и расширению сотрудничества, установлению обстановки, способствующих развитию деловых контактов. В результате Был заключен ряд конкретных соглашений по торгово-экономическим и финансовым вопросам.
Верный принципам ленинской внешней политики, ". ССР неизменно поддерживала освободительную борьбу пародов и усилия государств Латинской Америки по упрочению Национальной независимости. Характеризуя связи нашей страны с Этими государствами, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Значительное развитие за последнее время получило наше сотрудничество со многими странами Латинской Америки. Несомненно, это - следствие укрепления их самостоятельности, происшедшей там серьезных антиимпериалистических и демократических сдвигов »
Экспансия США в Латинской Америке Программа мира , принятая XXIV съезда КПСС , и ее влияние на международные отношения