Советский Союз и развитые капиталистические страны

Торжество принципов мирного сосуществования.
В документах XXIV съезда КПСС подчеркивается, что Советский Союз вместе с другими странами социализма свой курс на отпор империалистической агрессии неизменно сочетал с конструктивной линией на урегулирование назревшем проблем мировой политики, поддержание нормальных, а при возможности и хороших отношений с капиталистическим государствами. «Как и прежде, говорится в отчетно приложит ЦК партии съезд, - мы последовательно отстаивалы ленинский принцип мирного сосуществования государств, независимо от их общественного строя. Ныне Этот принцип превратился в реальную силу международного развития ».
Борьба социалистических государств за расширение сотрудничества со странами капитализма на основе принципа мирного сосуществования проходила в трудных условиях в связи с постоянным, открытым и скрытым, противодействие наиболее агрессивных сил империализма политике разрядки напряженности в мире. Ход Международных отношений в последние годы дал новые доказательства реакционной, агрессивной природы империализма и его внешней политики. В империалистических государствах усилилась роль военно-промышленного комплекса в определение внешнеполитического курса. Военно-промышленный комплекс выступает за продолжение империалистической политики «холодной войны» против стран социалистического содружества, усиление грабежа и эксплуатации развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки, поддержание постоянной напряженности в мире, разжигание гонки вооружений. В капиталистических странах усиливается рост милитаризма, несущего в себе угрозу мировой войны. Военные расходы стран - участниц агрессивного Североатлантического блока постоянно растут: по блоку в целом на 6-7% в год, а в европейских странах-членах НАТО на 15% и более.
Советская политика мирного сосуществования основывается на прочной материальной базе мирового социадиетического содружества, пользуется поддержкой широких народных масс. Сложившееся в мире соотношение сил в пользу социализма вынуждает империалистические круги признать мирное Сосуществование как единственно реальную форму взаимоотношений с СССР и второго социалистического странами. «Утверждение принципов мирного сосуществования государств с раз-Лличным социальным строем, - говорится в постановлении Апрельский (1975 г.) Пленума ЦК КПСС, - противостоит политике агрессии и диктата, служит важным стимулом сплочение миролюбивых сил, способствует участие в процессе разрядки реалистически мыслящих кругов буржуазных государств ».
Взаимоотношения Советского Союза и ФРГ. Крупным вкладом в упрочение принципов мирного сосуществования, в разрядку напряженности в Европе появились положительные сдвиги в отношениях СССР достойной европейских стран социализма с Западной Германией. 12 августа 1970 г. в Москве Был подписан договор между СССР и ФРГ, Который провозглашает основной целью политики СССР и Западной Германии поддержание международного мира и разрядки напряженности, неприменение силы при разрешении спорных вопросов. Ключевым пунктом договора является признание нерушимымы сейчас и в будущем территориальной целостности и границ всех государств Европы, включая западную границу Польши по Одеру - Нейсе и границу между ГДР и Западной Германией.
7 декабря 1970 г. между ПНР и ФРГ Был подписан в Варшаве договор «Об основах нормализации отношений», Который подтверждает западную границу Польши по Одеру - Нейсе. Обе стороны обязались сейчас и в будущем НЕ предъявлять территориальных требований одна к другой.
Договоры появились логическим Завершением последовательной борьбы стран социалистического содружества за закрепление итогов второй мировой войны, упрочение позиций социализма и безопасности в Европе. Договоры получили высокую оценку XXIV съезда КПСС, съездов коммунистических и рабочих партий других странах социализма. Они ни были с одобрения встречены и населением Западной Германии. Но реваншистские и милитаристские круги ФРГ, интересы которых представляют реакционные партии ХДС / ХСС и неофашистская НДП, встретил договоры враждебно. Они обрушились на правительство В. Брандта, ставшее на путь реализма во внешней политике. Правящии круги стран НАТО официально одобрили Подписание договоров, но их ратификации бундестагом требовали отложить до тех пор, пока СССР, США, Англия и Франция не достигнут соглашения по Западному Берлину.
3 сентября 1971 г. после длительных переговоров Представители четырех государств подписавшего соглашение по Западному Берлину. США, Англия и Франция признали, что западные секторы Берлина «не являются составной частью федеративное Республики Германии и не" будут управляться ею и впредь ». Президенту, канцлеру, бундестага и бундесрата с их комитетами и фракции, а также государственными учреждениям ФРГ запрещено осуществление в Западном Берлине конституционных или должностных актов. Тем Самым поло конец незаконным притязания западногерманского капитала на Западный Берлин как якобы составную часть ФРГ. Советский Союз добился от Западных государств отказа от их первоначальных требований распространить соглашение на весь Берлин, включая и его восточную часть, являющуюся столицей ГДР. СССР Получил право на учреждение своего генерального консульства в Западном Берлине1.
Подписание четырехстороннего соглашения явилось результатом согласованных усилий СССР и ГДР, правительства которых постоянно консультировались. Соглашение укрепляет суверенитет ГДР, препятствует использованию Западного Берлина для создания напряженности и кризисных ситуаций в Европе.
Фракция ХДС / ХСС в бундестаге стремилась сорвать ратификации договоров СССР и ПНР с ФРГ. Но в мае 1972 г. догаворы ни были ратифицированы, а 3 июня вступили в силу. Одновременно с этим вступили в силу четырехстороннее соглашение по Западному Берлину и первый Межгосударственный договор ГДР и ФРГ в транзитном сообщении гражданских лиц и грузов между ФРГ и Западным Берлином через территорию ГДР.
В декабре 1972 г. Был подписан, а в мае 1973 г., несмотря на ожесточенной противодействие фракции ХДС / ХСС в бундестаге, ратифицирован Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. Оба государства договорились установить нормальные добрососедские отношения на основе равноправия, подтвердилы «нерушимости существующей 1между ними границы на сегодня и на будущее» и обязались «безоговорочно уважать территориальную целостность друг друга». В договоре говорится также, что «ни одно из двух государств не может представлять другое в международной сфере или действовать от его имени». В марте 1974 г. ФРГ и ГДР достигли соглашения об обмене дипломатическими представительствами.
Важное значение для оздоровления обстановки в Центральной Европе имело Подписание в декабре 1973 г. Договора о нормализации отношений между ЧССР и ФРГ. В договоре подчеркивается, что Мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 г. было навязано Чехословакии гитлеровской Германией под угрозой применения силы и признается ничтожным. Обе стороны подтвердилы неприкосновенность Своих общих границ ныне и в будущем, обязались взаимно уважать территориальную целостность друг друга, никогда не предъявлять территориальных претензий, а все споры решать мирнымы средствами.
СССР стремится способствовать укреплению реалистического тенденций во внешней политике ФРГ. Немалую роль в этом сыграла встреча в Крыму (август 1971 г.) между Л.И.Брежневым и В.Брандт, а также визит Л. И. Брежнева в Бонн в мае 1973 г. Во время официально визит Л. И. Брежнева в Бонн по приглашение канцлера ФРГ В. Брандта ни были подписаны новые важные соглашения, поставившие советско-западногерманские отношения на более прочную правовую основу. Наибольшее значение имеет соглашение между СССР и ФРГ о развитии экономического, промышленного и технического сотрудничества. Подписано также соглашение о культурном сотрудничестве между двумя странами. В ходе переговоров ни были рассмотрены и важнейшие международные проблемы.
Политбюро ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет министров СССР отметили, что «визит Генерального секретаря ЦК КПСС в Федеративную Республику Германии закрепляет поворот в отношениях с государством, с которым мы еще в недавнем прошлом почти по всем крупным Международным вопросам стояли на противоположных полюсах, поворот к новым, нормальным для мирного времени отношениям и взаимовыгодна сотрудничеству между Советским-Союзом и федеративное Республикой Германии ».
В мае 1974 г. канцлер ФРГ В. Брандт ушел в отставку. Его преемником на посту главы правительства стал Видный деятель СДПГ Г. Шмидт. Новый канцлер ФРГ заявила, что курс на развитие отношений с СССР и европейскими странами социализма будет продолжаться. В октябре 1974 г. состоялся официальный визит Г. Шмидта в Москву. В ходе переговоров была достигнута договоренность о проведении регулярных консультаций по важным вопросам двусторонней отношений, а также по Международным проблемам, представляющим общий интерес. Тем Самым сделан новый шаг по пути углубления сотрудничества между СССР и ФРГ в политической области. Подписано новое соглашение о экономическом сотрудничестве, которое предусматривает осуществление проектов, представляющих Взаимные интерес, развитие между соответствующим организациями и предприятиями промышленной кооперации, сотрудничество в производстве сырьевых материалов и энергии.
С момента подписания советско-западногерманского договора 1970 г. произошло заметное оживление торгово-экономических отношений между СССР и ФРГ. С 1973 г. Западная Германия заняла первое место среды стран капитализма по объему торгового оборота с СССР. В 1970 г. он составлял 544 млн. рублей, в 1973 г. - 1210 млн. рублей, а в 1975 г. - уже 2 700 млн. рублей. Торговые сделки с СССР имели к л концу 1974 г. 1500 западногерманских фирм. Начиная с 1973 г. в ФРГ стал поступать советский природный газ. Соответствующие три соглашения предусматривают поставку в ФРГ в течение 20 лет примерно 174 млрд. куб. м газа. Концерн «Манесмана» поставляет Советскому Союзу для строительства газопроводов трубы большого диаметра на основе кредита. Достигнута договоренность об участии ряда крупнейших фирм ФРГ в строительстве в районе Курска металлургического комбината. Это - Крупнейшая сделка в истории советско-западногерманских экономических отношений.
Обе стороны подписавшего соглашения о воздушном сообщении, об учреждении генеральных консульств СССР в Гамбурге, а ФРГ в Ленинграде, а также военных атташатов при посольствах СССР в Бонне и ФРГ в Москве.
Таким образом, за сравнительно короткое время СССР и другие европейские страны социализма в результате согласованных действий в германском вопросе добились решения многих жизненно важных проблем. Дело мира и безопасности в Европе значительно упрочилось. Рухнула «доктрина Халыптейна». ГДР в 1976 г. имела Дипломатические отношения почти со 121 государством мира. В январе 1974 г. ФРГ ратифициро-'вала договор о нераспространениы ядерного оружия.
Но милитаристско-реваншистские круги Западной Германии еще обладают сильными позициями и не отрешились от Своих опасных для мира в Европе планов. Значительное давление на политику правительства оказывает военно-промышленный комплекс. Коалиционное правительство СДПГ - СвДП продолжает выступать за укрепление агрессивного блока НАТО, сохранение в Западной Европе американских войск, за наращивание ударной мощи бундесвера. В 1975 г. прямые и косвенные военные расходы ФРГ превысил 47 млрд. марок и появились самыми крупными военными ассигнования среды стран НАТО после США.
В Западной Германии насчитывается около 90 реваншистских «землячество» и «союзов». Их деятельность субсидируется государственное казной. На сборищах и Востоку ЭТИХ реваншистских организаций выдвигаются требования пересмотра европейских границ, борьбы «Ла единую Германию», за ликвидацию договоров ФРГ г социалистического странами.
Против политики коалиционного правительства СДПГ-СвДП в отношении европейских стран социализма активно выступает оппозиционная ХДС / ХСС. Ее лидеры ратуют за развитие сотрудничества ФРГ с маоистским руководством Китая на антисоветское основе. В 70-е годы Пекин посетили лидер ХДС Г. Коль, лидер ХСС Ф.-Й. Штраус и другие видные деятели ХДС / ХСС. Крайне реакционные круги ФРГ, Используя в качестве предлога экономические трудности и неурядицы, Которые постигла Западную Германию в 1974 - 1975 гг., Выступили с откровеннымы притязания на установление в стране власти наиболее реакционных сил буржуазии. Все это создает опасность для упрочения реалистический тенденций во внешней политике ФРГ.
Развитие отношений СССР с Францией. Реализацией Программы мира, принятое XXIV съезда КПСС, явились шаги Советского правительства и по дальнейшему углубления советско-французского сотрудничества. Достигнутый ранее прогресс в развитии взаимоотношений между СССР и Францией Был закреплен в результате официально визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Париж по приглашения президента и правительства Франции.
В ходе советско-французских переговоров, проходивших с 25 по 30 октября 1971 г., была отмечена готовность обеих сторон продвигать вперед дело разрядки напряженности и укрепления отношений между СССР и Францией, которыми решений придать еще большую глубину и прочность.
Особое значение имеет Подписанный обеимы странами документ «Принципы сотрудничества между Союзом Советских социалистических Республик и Францией». Политическое сотрудничество обе стороны договорились строить на следующих принципах: взаимность выгод и обязательств каждой из них; превращение советско-французской политики согласия и сотрудничества в постоянный фактор международной жизни; придание двусторонним политическим консультации нового развития с использованием как обычных дипломатических каналов, так и специальных встреч представителей обеих стран; обоюдное стремление сторон к поддержа Нйю Мира, укреплению безопасности в Европе и развитию сотрудничества между всеми европейскими странами на основе признания нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, равенства, независимости и отказа от применения силы; всемерное развитие взаимных экономических и торговых связей, обмен опытом в области промышленности и техники и т. д.х.
Принятие подобных принципов в качестве конструктивной основы для развития взаимоотношений всех социалистических и капиталистических государств способствовало бы упрочению всеобщего мира и безопасности народов.
Взаимная заинтересованность обеих стран в углублении сотрудничества была вновь подтверждена во время встреч Л. И. Брежнева и Ж-Помпиду в Заславле, под Минск, в январе 1973 г., в Рамбуйе в конце июня 1973 г. и в Пицунду в марте 1974 г.
Регулярные советско-французские встречи и переговоры позволяют обсуждать наиболее важные международные проблемы, затрагивающие интересы СССР и Франции, а также проблемы их двусторонний отношений. Особое внимание уделялось положению в Европе, Индокитае и на Ближнем Востоке. В ходе обсуждения ЭТИХ проблем в обеих сторон выявилось совпадение взглядов и интересов по таким вопросам, как достижение разрядки напряженности в Европе, включая подготовку и проведение общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, необходимость восстановления мира в Индокитае и на Ближнем Востоке.
В мае 1974 г., после смерти Ж. Помпиду, президентом Франции стал В. Жискар д'Эстен - лидер Федерации независимых республиканцев, сотрудничавшим с деголлевской партией «Союз демократов в защиту республики» (ЮДР). В правительстве Ж-Помпиду В. Жискар д'Эстен занимал пост министра экономики и финансов. Он Был также председателем французской части постоянно действующей советско-французской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Стал президентом, В. Жискар д'Эстен заявил, что Франция будет продолжать политику укрепления своей независимости, развития сотрудничества с СССР и социалистического странами Европы.
В декабре 1974 г. в Париже и в октябре 1975 г. в Москве состоявшимся новые советско-французские встречи на высшей уровне. В ходе переговоров обе стороны отметили совпадение взглядов по существенным проблемам европейской и ближневосточной политики и Некоторым второй Международным вопросам. Было высказано обоюдное желание укреплять двусторонние связи СССР и Франции.
В 70-е годы значительное развитие получило советско-французское сотрудничество в экономической и научно-технической областях. Существенную роль в этом сыграли соглашение о развитии экономического, технического и промышленного сотрудничества обоих государств, рассчитанное на 10 лет (октябрь 1971 г.), и соглашение об экономическом сотрудничестве на период 1975-1979 гг. (Декабрь 1974 г.).
Расширение всестороннего сотрудничества СССР с развивающимися странами Борьба СССР достойной стран социализма за создание прочной системы безопасности в Европе