Фальсификация буржуазными идеологами и маоистамы Ленинский принципов Пролетарский интернационализма и мирного сосуществования
Как уже было сказано, одним из главных принципов советской внешней политики является Пролетарский Интернационализм, лежащих в основе сотрудничества СССР с другими странами социализма. Непоколебимая верность этому принципу снискавшего внешней политике СССР Огромный авторитет среды революционных сил мира. Последовательное осуществление принципа Пролетарский интернационализма во внешней политике Советского Союза достойной социалистических государств - гарантия неуклонно упрочения позиций каждого из них и всего мирового социализма на международной арене. В верности принципам Пролетарский интернационализма - неизбежность краха любых агрессивных происков империализма, направленных на сокрушении или ослабление социализма.НЕ удивительно поэтому, что буржуазия стремится извратить самое содержание интернационалистской внешней политики Советского Союза.
Такие идеологи антикоммунизма, как Б. Майснер "(ФРГ), 3. Бжезинский (США), Р. Арон (Франция), X. Сетон-Уотсон (Англия), И ИМ подобные помощь Советского государства братских социалистических странам, сотрудничество с ними, основанное на Ленинский принципах Пролетарский интернационализма, изображают как «советскую агрессию», «экспорт революции», как проявление «русского великодержавного шовинизма». Именно в таком клеветнически духе изображалась ими помощь Советского Союза народам Венгрии, Кубы и Чехословакии в защите их социалистических завоеваний.Module . коммунистические и рабочие партии решительно разоблачают фальсификации буржуазных политиков и идеологов. Они высоко оценивают советскую военную и иную помощь братского странам, отвечающую Коренным жизненным интересам их народов. Генеральный секретарь ЦК КПЧ Густав Гусак так говорил на XIV съезде КПЧ в помощи СССР достойной братских стран социализма Чехословакии в августе 1968 г.: «... эта Интернациональная помощь нашей стране предотвратила гражданскую войну и контрреволюции и таким образом ни были защищены завоевания социализма».
Особую ставку буржуазные идеологи делают на разжигание националистическим тенденций во внешней политике отдельных социалистических государств. Этому служила и доктрина «наведения мостов», провозглашенная в 1964 г. президентом США Л. Джонсоном. Он говорил: «Мы будем продолжать строить мосты через пропасть, которая отделяет нас от Восточной Европы. Это будут мосты возрастающе торговли, идей, визитов и гуманитарное помощи ». Президент США откровенно признавали, что целью доктрины, направленной против европейских стран социализма, является стремление ВЫЗВАТЬ в ЭТИХ странах проявление« большей независимости »,« дать больше просторная »игре« Национальной гордости »и т. п. Внешнеполитическая пропаганда США рекламировала доктрину как проявление якобы бескорыстие Вашингтона, его желания «помочь» Восточноевропейский странам. Но реакционная сущность доктрины «наведения мостов» очевидна. Она была рассчитана на разжигание националистическим тенденций в политике стран социализма, ослабление единства социалистического содружества. Как и другие внешнеполитические доктрины США, она потерпела крах .
Враги социализма не раз Пытались противопостав принципы Пролетарский интернационализма принципам независимости, суверенитета и равноправия социалистических государств. Этой цели служит и реакционная теория «ограниченного суверенитета». Буржуазные идеологи утверждают, будто Советский Союз навязывает другой стране социализма политику «ограниченного суверенитета». Но жизнь опровергает эту ложь, которую, кстати сказать, вместе с буржуазными идеологами Усиленно распространяют и маоисты. Только в мире социализма существуют Неограниченные возможности для подлинно суверенного развития каждого государства, независимо от размеров территории и численности его населения. Отвергая утверждения буржуазных идеологов и маоистов в существующей будто бы несовместимости Пролетарский интернационализма и суверенитета стран социализма, Л. И. Брежнев говорил: «Жизнь показывает, что в рамках социалистического содружества каждая из стран получает самые благоприятные возможности для укрепления своего суверенитета, независимости и пользуется в то же время всеми преимуществами, Которые дает взаимопомощь и Товарищеская поддержка »*.
Ограниченный суверенитет существует только в капиталистических мире. Известно, что США грубо вмешиваются во внутренние дела второго государств, навязывают им свою волю в решении внешнеполитических и внутренних проблем.
Против принципов Пролетарский интернационализма выступают и оппортунисты всех мастей, изменившие делу социализма. В 1968 г. такие «теоретики» антисоциалистического сил Чехословакии, как Я-Шедивы, И. Сынек и некоторые другие, Пытались «доказать», что внешняя политика ЧССР должна якобы «делать акцент больше на национальное, чем на интернациональное ». Это означало, по существу, призыв к обособлению ЧССР от братских социалистических стран, что могло бы привести к неизбежной утрате ею своей независимости и революционных завоеваний.
Чужда марксизма-ленинизму и Пролетарский интернационализ и маоистская трактовка теории« опоры на собственные силы ». Народы социалистических стран Должны действительно, прежде всего своими силами строить у себя социализм, но в тесно сотрудничестве с братскими странами, Используя опыт друг друга. Мао исты вкладывают в тезис« опоры на собственные силы »антимарксистское содержание: обособлению социалистических стран в Своих национальных рамках, пренебрежение опытом второго государств, строящими социализм, и даже враждебной отношение к ним. Они стремятся тем Самым идейно «обосновать» необходимость разрыва братского союза стран социализма.
идеологическим нападкам маоистов подвергаются Совет Экономической взаимопомощи и оборонительная Организация Варшавский Договора, в деятельности котасканного, но теперь несколько подновленного тезиса о «Коварство Москвы». Учитывая, что Разрядка действительно происходит и в этом несомненная заслуга СССР, они тщатся доказать, будто из-за СССР Разрядка не может быть прочной, поскольку-де он продолжает сохранять мощные Вооруженные силы . Да и сам процесс разрядки, по словам американского политолог Э.. Гудмэн, нужен СССР якобы Лишь для обеспечения военного превосходства над США и их союзниками по блокам.
В период «холодной войны» буржуазные идеологи утверждали, что СССР стремится поставить Запад на колени , но с помощью обратных действий - сохранения напряженности в мире. При этом замалчивается тот бесспорный факт, что именно СССР и раньше и теперь настойчивей добивается разоружения, а Запад не идет на это.
3. Бжезинский выдвинул новый вариант «сдерживания» СССР в условиях его «равенства с США в военно отношении» с помощью использования «угрозы со стороны Китая». Эту же идею пропагандируют журналист антисоветчик Дж. Олеоп и другие реакционные идеологи США. Маоисты злобным нападками на СССР, его политику ослабления международной напряженности поддерживают надежды идеологов антикоммунизма на возврат к временам «холодной войны». «У всех ЭТИХ приверженцев« холодной войны », - подчеркивал Л. И. Брежнев, - есть общая платформа - противодействие шагам на пути к миру, развитию международного сотрудничества. И мы Должны сохранять бдительность в отношении их происков »1.
КПСС и Советское правительство разоблачают враждебную народам сущность империализма, его агрессивный характер и чудовищные преступления против народов мира. Марксистско-ленинская идеология и политика мира, равноправны сотрудничества и взаимного уважения народов и государств являются важным фактором укрепления влияния нашей Родины в Международных делах, служат интересам мирового социализма.
В марксистско-ленинском исследовании Международных конф-шктов рассмотрению их в определенной системе Международных щьпошений придается первостепенное теоретико-методологическое качения. В. И. Ленин в своем анализе Международных конфликтов, 'н- обенно войн, стремился выявить систему Международных отноше-ПНК, в которой либо возникал тот или иной конфликт и его фаза!. труженной борьбы, либо сама система создавалась как результат войны.
Возникновение, развитие и разрешение международного конф-шкта непосредственно или опосредованно зависят от прошлого и иькущего состояния системы и структуры Международных отношений, процесса ее развития. Существует и обратное воздействие меж-!, ународных конфликтов, иногда длительное и серьезное, на глобальном и региональных уровнях, в других случаях непродолжительной и неглубокое, на систему, структуру и процесс развития Международных отношений или на то или иные ее подсистемы и Отдельные структурные узлы. Эффект Этой обратной связи зависит от природы, характера, масштабов и конкретного развития международного конфликта, круга его участников, их интересов и целей. Однако вряд ли тот или иной международный конфликт обычного характера на локальном или регионального уровне мог бы вдруг решающим образом воздействовать на систему Международных отношений в целом.
Разумеется, теоретически всегда сохраняется опасность эскалации любых на первый взгляд незначительных по своим Международным последствиям Международных конфликтов в некоего чрезвычайного общемирового состояния. Развитие конфликтов в уровня глобального столкновения двух систем, очевидно, в самом деле могло бы иметь весьма Серьезные последствия для человечества. Но сама эта эскалации была бы скорее следствием политики империализма как стороны в глобальном конфликте, чем автоматически развитием такого конфликта самого по себе, в силу логики «автономного »процесса. Внешняя политика стран социализма противостоит такому развитию.
Система Международных отношений может рассматриваться наукой и в теоретическом, и в операциональном планах в широком и узком смысле. В широком смысле - это система экономических, социальных, политических, идеологических, научно-технических , культурных, моральных, социально-психологических, военно-стратегических и Иных отношений между государствами, нациями, общественным, религиозными и второго организациями внутри) сударства, группами государств, международными организация-межправительственного и общественного характера. В узком смле - это система межгосударственных политических отношен включая и отношения соответствующих межгосударственных обты динений и межправительственных организаций.
Государства и Межгосударственный организации являются глаь ными элементами системы Международных отношений, и соответп венно Межгосударственный отношения - Важнейшая часть ее струн туры. Это вызывается также и тем, что, пройдя через механизм государства и стал тем Самым продуктом его политической деятель ности, любое решение и действие в сфере Международных отношений относящиеся к экономическим, научно-техническим, идеологиче * кем, правовым, военным или иным проблемам, становятся полит ческими, тем более если они касаются собственно политичес проблем. Это происходит и потому, что в самой структуре междун родных отношений политические отношения обладают приматом н; экономическими, научно-техническими, идеологическими, военный и иными отношениями, хотя, в свою очередь, все они воздействуя на политические отношения.
Экономические отношения оказывают существенное, в конечно счете решающее воздействие на политические отношения.
Структуру системы Международных отношений иногда слишком категорически, а главное недифференцированно, целиком относят к инвариантным (неизменным) характеристикам системы, Исходя из Некоторых общих положений системного подхода, Выросший на почве технических или естественных наук. Но общие положения системного подхода в этом вопросе отнюдь не столь категоричны даже применительно к техническим или естественным объектам.
импульсы ЭТИХ, Шенен так или иначе - «сверху» от системы, «снизу» от структуры Лных единиц-воспринимаются структурой. Тем Самым струк -, ура может быть формой не только инвариантность, но и вариантность изменения, преобразования системы.
В 'структуре могут параллельно существовать, взаимоперепле-гаться инвариантный и вариантные части. Более того, возможны и юлиструктурность системы, Сосуществование одновременно раз-шчных структур. Только такой подлинно диалектический, а не механистически, отвлеченны от реалий Международных отноше-ций взгляд на вещи помогает нам понятий общую и специфическую инамику рассматриваемое системы, ее структуры, процесса развития степень ее консервативности, инерционности, мэру ее изменчивости и направление преобразования м.
Современная система Международных отношении и присущая ей-труктура находятся в постоянном, весьма сложном, нередко противоречив по характеру процессе перестройки под воздействием РАЗЛИчНЫХ факторов. Видеть Эти факторы, понимать их взаимодействие с системой, структурой и процессом Международных отношений правильно оценивать ход и направления перестройки - это и значит правильно ориентироваться в современной системе Международных отношений и перспективах ее развития.
Принципиально новая в историческом смысле, в соответствие с эпохой система Международных отношений может возникнуть Лишь в итого радикального мирового социально-экономического и политического поворота, как это случилось в 1917 г. после Великой Октябрьской социалистической революции. Процесс же существенного изменения системы на базе социально-экономических и политических изменений происходит и в более узких исторических пределах. Названные конфликт и определяемые ими региональные или локальные конфликты и. преимуществу связаны с чертами инвариантность структуры сие темы, определяются ими. Эти черты к тому же усиливают их зн;; чение в системе. Другие международные конфликты, воплощая I своей природе вариантные черты, придают структуре и самой сие теме Международных отношений вариантные характеристики. Нельзя тем не менее однозначно при всех условиях априорно относить конкретные международные конфликты либо только к инвариант ным, либо только к вариантными чертам структуры системы между народных отношений. В структуре того или иного международного конфликта, в свою очередь «встроенной» в структуру системы Международных отношений, можно обнаружить инвариантный и вариантные особенности, существующие последовательно, параллельно, диалектически переходящие друг в друга при тех или Иных обстоятельствах.
Международные конфликты, будучи, как правило, частями структуры туры системы Международных отношений, в то же время являются? часто не обычными, не «рутиннымы». Они вырастают из узло! противоречий на всех уровнях структуры и сами по себе как бы ста новятся «узлами» структуры системы Международных отношений утрачивая при этом ординарный характер политических отноше ний, приобретая характер особый, «Чрезвычайный», более или меня деформированный в отношении обычного. Это, выражаясь образно, патологических Измененная часть структуры , как правило, гипертрофированная, функционирующая и развивающаяся не по обычными нормам, самоперестраивающаяся в некотором новом направлении. Международный конфликт, условно говоря, «Ненормальная» часть структуры создает, с одной стороны, «свой мир», Замкнутый и даже «закапсулированный», с иными закономерностями функционирования и развития, обращенный преимущественно к собственной внутренней структуре, а с другой - остается весьма чувствительным к внешним взаимосвязи с другими «обычными» и «конфликтными» частями структуры системы Международных отношений. Такое противоречивой место международного конфликта в структуре системы Международных отношений детерминирует и его конкретную роль в Этой структуре. Она более пассивна, если он выступает объектом Известной перестройки структуры с целью адаптации данного международного конфликта к существующей структуре, или более активная, нередко даже весьма активная,. если сам конфликт объективно порождает импульс и особый механизм перестройки структуры, навязывая ей самой ту или иную адаптацию к существующему конфликту.
Эти процессы достаточно общих, но в каждом случае все же нестандартных структурных перемен в системе Международных отношений в связи с международными конфликтами весьма важны для анализа взаимодействий конфликтов, в частности, с процессом разрядки международной напряженности. Взаимодействие развивающейся разрядки как определенного исторического состояния системы Международных отношений, «необычное» для Этой структуры масти - международного конфликта с общей структурой может порожд различные типы «Встречной» адаптации, различные по характеру процессы и их последствия.
Структура системы Международных отношений обладает
Обострение идеологической борьбы в Международных отношениях после второй мировой войны | ОСОБЕННОСТИ Международных КОНФЛИКТОВ 70-80- х ГОДОВ |