3.1. Систематизация методов международной торговли.

Мировая практика свидетельствует, что производственные фирмы или предприятия, с целью реализации своей продукции на международном рынке, могут выбирать различные методы организации внешнеторговой деятельности. Такой выбор зависит от многих факторов, в частности: масштабов производства фирмы и характера выпускаемой продукции; особых черт региональных рынков, на которых реализуется продукция; глубины участия предприятия в международном разделении труда; специфического метода реализации товаров или услуг на внешнем рынке, что является традиционным для этой товарной группы или был избран руководством данного предприятия и т.д.. Поэтому под методом международной торговли следует понимать организационную форму и порядок осуществления внешнеторговой операции.
Все многочисленные методы организации внешнеторговой деятельности объединяются в две большие группы (рис. 3.1).
Первую из этих групп (прямой метод) образуют те формы, которые реализуются самими компаниями и предприятиями, которые обычно имеют достаточный уровень финансовых активов для создания и содержания собственного внешнеторгового аппарата, состоящего из специализированных служб и органов, исполняющих организационные, кредитно-расчетные, транспортные , рекламные, аналитические и другие внешнеторговые функции. Такие компании реализуют свою продукцию на зарубежных рынках через созданные там филиалы и дочерние фирмы, которые на мировом рынке имеют статус оптовых или розничных предприятий, а их функциональные задачи, права и обязанности определяются по договоренности с учредителями. Среди преимуществ организации внешней торговли напрямик следует выделить следующие:
- Возможность экономии финансовых ресурсов за счет сокращения расходов на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижение риска и зависимости результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетентности посреднической организации;
- Использование преимуществ непосредственного контакта с потребителями и возможность получения информации о состоянии и тенденциях развития рынка путем организации маркетинговой деятельности на зарубежном ринку.
В то же время применение этого метода торговли подразумевает наличие высокой коммерческой квалификации персонала и торгового опыта кампании в целом. В противном случае финансовые затраты предприятия не только не сократятся, но могут значительно возрасти. Кроме того, международная торговля по сравнению с внутренней является более рискованной, что обусловлено различиями экономических, правовых и социальных условий в разных странах, их традициями и обычаями, а также большими расстояниями между торговыми партнерами. В результате для проведения международных торговых операций бывает целесообразно привлекать посередникив.
Ко второй группе методов (косвенная торговля, или косвенный метод) входит:
- Торговля через посредников (торговые компании и другие посреднические фирмы)
- Торговля через организованные товарные рынки, т.е. через международные товарные биржи, тендеры (торги), аукционы и выставки (ярмарки).
Торговля через посредников используется, как правило, средними и малыми предприятиями, в которых также относятся различного типа общества, для осуществления внешнеэкономической деятельности в своей управленческой структуре создают так называемый встроенный экспортный отдел. Такой отдел состоит из двух-трех сотрудников, которые занимаются подготовкой внешнеторговых контрактов, таможенной, кредитной и другой необходимой документацией, а сами сделки купли-продажи товаров осуществляется через торговых посередникив.
Как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг распределение может осуществляться непосредственно между производителем и потребителем (прямая торговля), либо через одно или несколько внешнеторговых предприятий, выступающих торговым посредником (косвенная торговля, торговля через посредников). При торговле через посредников принято говорить о прямой экспорт и прямой импорт. Общепринятым решающим критерием при этом является тот факт, что при прямом экспорте / импорте внутренний (национальный) торговый посредник не участвует в сделке купли-продажи (рис. 3.2, метод А).
При прямом экспорте национальный производитель поставляет продукцию непосредственно иностранному посреднику, а при импорте, наоборот, получает свои товары непосредственно от иностранного посредника (поставщика) (рис. 3.2, методы Б, В).
Косвенным считается экспорт, при котором производитель пользуется услугами только национального посредника (основной критерий), или как национального, так и зарубежных посредников (рис. 3.2, метод Г). И наоборот, если импортер при ввозе товара пользуется услугами национального посредника или национального и зарубежного посредников вместе, то такой импорт принято называть косвенным (рис. 3.2, метод Д).
Если же поставка товара происходит не непосредственно между экспортером и импортером в стране, производящей товар, или в стране, приобретающий товар, а через транзитного торговца в третьей стране, то такая торговля называется транзитной (рис. 3.2, метод Е).
На сегодня в международном бизнесе, особенно среди индустриально развитых стран, преобладают различные формы прямого экспорта как в сфере реализации средств производства, так и торговли потребительскими товарами. При этом в реализации машин, оборудования и оборудования наблюдается тенденция к его значительному расширению. Это объясняется тем, что непосредственный контакт с потребителем имеет значительные преимущества и часто стимулирует повышение качества и своевременную модернизацию изделий. Затраты на реализацию и прибыли являются решающими в принятии решения о применении прямой торговли и прямого экспорта. Нередко и сам потребитель (покупатель) стремится к прямому экспорта с целью экономии затрат. С другой стороны, прямой экспорт требует адекватного информационного обеспечения, знание внешнего рынка и создания собственного экспортного отдела, а также инфраструктуры услуг торговых посредников для технического обслуживания товаров и получения актуальной рыночной информации. Кроме того, прямое экспорта приводит к увеличению платежного срока сравнению с реализацией товара внешнеторговом предприятию на внутреннем рынке, что замораживает капитал и увеличивает кредитный ризик.
Устойчивая тенденция к организации прямых операций наблюдается и при импорте. Прямой импорт имеет неоспоримые преимущества по ввозу сырья и полуфабрикатов вследствие возможности распределения больших объемов товаров путем непосредственного контакта с поставщиком. Кроме того, прямой импорт обусловливает экономию затрат вследствие отсутствия платежей на содержание импортного торговца внутри страны. Но, с другой стороны, повышаются риск и потребность в капитале так же, как и при прямом експорти.
При косвенном экспорте осуществляется продажа товара национальным производителем национальном внешнем торговцу. Тем самым экспортная деятельность производителя ограничивается подготовкой товара к экспорту, а дальнейшее деление всех расходов и риска осуществляется промежуточными торговцами, особенно в сфере транспортировки и поиска заказчика. Вследствие этого доходы производителя уменьшаются по сравнению с прямым экспортом. Особенно выгодным косвенный экспорт является для малых и средних предприятий, поскольку они, как правило, не могут создать собственную сеть сбыта на внешнем рынке вследствие ограниченности финансовых ресурсов и через поставки на отдельные внешние рынки незначительных по объемам партий товарив.
При косвенном экспорте производитель имеет возможность полностью сконцентрироваться на производстве продукции и не тяготиться финансовыми проблемами, которые возникают при осуществлении функций оптовой торговли и складирования, которые в данном случае берут на себя специализированные внешнеторговые фирмы. При правильном выборе экспортной фирмы-посредника повышается вероятность создания положительного имиджа собственного товара и фирмы за счет славнозвисности и рыночных позиций посередника.
Внешнеторговые предприятия специализируются, как правило, на определенных товарных группах и региональных рынках и имеют собственные сети сбыта товара. Однако следует учитывать и то, что внешнеторговое предприятие может в достаточной степени заниматься проблемами и интересами, особенно долгосрочным, конкретного косвенного экспортера. Отсутствие непосредственного контакта с потребителями может скрыть реальный механизм и особенности сбыта, а вследствие неверной оценки развития внешнего рынка привести к производству продукции, пользующейся недостаточным спросом на ринку.
Несмотря на преимущества прямого импорта, значение и необходимость косвенного импорта не следует недооценивать. Невозможно обойтись без импорта через внешнеторговые фирмы, если спрос на определенный товар незначительный или существует лишь определенное время. Кроме того, при значительных объемах импорта из многих стран получения импортных товаров требует меньших затрат, чем содержание баз (складов) для импортных товаров. Преимуществом косвенного импорта можно считать возможность проверки товара на складе импортера и подготовки его к потреблению (смешивание, сортировка, резка и т.д.).
Транзитная торговля как поставка товара не непосредственно от экспортера к импортеру, а через посредника (транзитного торговца) в третьей стране, несколько видов (рис. 3.3).
При активной транзитной торговли товары из-за границы переправляются (перепродаются) местными торговцами в третью страну. При пассивной торговли зарубежный транзитный торговец продает товары, произведенные в других странах, национальным предприятиям или товары, произведенные на национальной территории другой страны, продает в третьи страны (рис. 3.4).
Если транзитный продавец на таможенном складе или в свободном порту переработку, пересортицы или переупаковки товара и т.д., то такая транзитная торговля называется смешанной. В случае сохранения целостности товара и только его перепродажи принято говорить о простой транзитную торгивлю.
Соглашения в транзитной торговле часто обусловлены политическими причинами (разорваны дипломатические отношения, таможенные меры политического характера - эмбарго, экономический бойкот и т.д.), вследствие чего установление прямых связей неможливе.
Транзитными товарами традиционно являются искусственные, подготовленные для хранения на складе (хлопок, табак, продукты питания и т.д.). Согласно конъюнктурой рынка они продаются транзитным торговцем. Благодаря реализации транзитных грузов внешнеторговые фирмы или экспортные дома имеют возможность пополнить свой ассортимент и получить дополнительные прибутки.
Торговля через организованные товарные рынки также относится к косвенной торговли, но посредниками между экспортерами (производителями, посредническими фирмами) и импортерами (потребителями, другими посредническими фирмами) являются организованные товарные рынки - международные товарные биржи, международные тендеры (торги), международные аукционы и международные выставки (ярмарки). Это специально созданные (организованные) рынки определенных товаров, где в заранее определенное время реализуют свои торговые интересы продавцы, формируя предложение товара, и покупатели, представляя спрос на неи.
Организованный рынок - это рынок, который функционирует по предварительно установленным правилам, которые записаны в тех или иных нормативных актах.
Важным условием функционирования организованного рынка является количество его участников. Он не состоится, если количество этих участников не достигнет определенной величины. Любом организованном рынке присущи следующие черты:
- Концентрация спроса и предложения во времени и пространстве;
- Существование организации (органа), который руководит работой рынка;
наличие утвержденных правил торговли, расчетов и поставки товаров или других активов;
- Регулирование работы рынка со стороны государства и / или общественных организаций.
Организованные товарные рынки можно классифицировать в зависимости от формы торговли, происхождения и уровня организованности (рис. 3.5).
По форме торговли организованные рынки делятся: на оптовые, где реализуются крупные партии товаров; розничные, целью которых является реализации единичных товаров (некоторые виды аукционов); биржевые. По критерию происхождения организованы товарные рынки могут быть самоорганизованными (созданными по инициативе самих участников процесса торговли) и централизованными, то есть созданными по инициативе государства. По степени организованности в малоорганизованих можно отнести такие рынки, на которых правила торговли регулируют не все стадии и аспекты этого процесса. Хорошо организованными считаются такие рынки, на которых правила торговли регулируют все основные элементы и стадии процесса торговли, а высокоорганизованными - рынки, на которых торговые правила регламентируют абсолютно все стороны и стадии процесса купли-продажи. Роль и значение организованных рынков состоит в том, что они в современных условиях определяют весь рыночный процес.
Под торгово-посредническими понимают операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера независимым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения или отдельного доручення.
Торговое посредничество является очень широким понятием. Оно охватывает значительный круг услуг по поиску иностранного контрагента, подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-экспедиторских операций и страхование товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей, проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на внешние рынки , осуществление технического обслуживания и других операций. Виды и характер торгово-посреднических операций оговариваются функциями, которые выполняют посредники. Сегодня посреднические функции значительно расширились, что связано с возрастанием роли торгово-посреднического звена в международной торговле. Расширилось и предоставления различных видов услуг, среди которых следует выделить:
- Операции по организации сбыта - поиск контрагентов, подписание соглашений от имени продавца, предоставлению гарантий оплаты товара покупателем, проведение рекламных кампаний и исследования рынков;
- Транспортно-экспедиторские операции, операции по транспортировке и страхованию грузов;
- Финансирование торговых операций;
предоставление технических услуг, осуществления послепродажного технического обслуживания;
- Сбор, обработка и предоставление информации о состоянии и тенденциях развития региональных товарных ринкив.
Посредники осуществляют операции на рынках средств производства, сырья, недвижимости, товаров, услуг, ценных бумаг, интеллектуальной собственности. Согласно этому и виды операций соответствуют объектам посреднической деятельности и типа рынка и его особенностям. Субъектами торгового посредничества являются физические и юридические лица, которые могут быть независимыми, частично зависимые зависимыми. Зависимость определяется территориальным, ценовым и другими видами ограничений действий посредника со стороны заказчика. Основные виды торгового посредничества и их характеристика представлены в табл. 3.1.

3. МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 3.2. Торговля через торгово- посреднические фирмы.