3.5. Системы штрихового кодирования товаров

С развитием производства и увеличением товарооборота возникла проблема поиска универсальных средств маркировки, которые бы позволили определять движение товаров на пути от производителя к потребителю. Предполагалось, что маркировка должна быть простой и доступной для нанесения на упаковку, нести необходимый минимум информации, другими словами, давать возможность идентифицировать товар. Вместе с тем указанная маркировка должна легко и безошибочно читаться с помощью относительно простых, надежных и недорогих технических средств, доступных для приобретения предприятиями. Сочетание подобных средств с вычислительной техникой, ее неограниченными возможностями по накоплению, обработке и передаче информации позволило бы выйти на качественно новый уровень автоматической идентификации товарив.
Таким универсальным средством маркировки, которая характеризует потребительские свойства товара и несет информацию о его производителе, стала небольшая полоска на упаковке, представляет собой чередование темных и светлых штрихов разной ширины, под которыми расположены цифры, иногда цифры и буквы - так называемый «штриховой код» .
Возвращаясь к вопросу ввода информации в ЭВМ, следует отметить, что самый простой способ введения реализуется с помощью клавиатуры, однако он не совсем совершенен. Даже высококвалифицированный оператор ЭВМ физически не может достаточно быстро и безошибочно ввести информацию в машину. По данным статистики, оператор делает в среднем одну ошибку на 300 знакив.
Совершенно иные результаты дает автоматизированное считывание информации, которую отражают штриховые коды. При этом скорость, по сравнению с ручным вводом, возрастает в десятки, а вероятность - в сотни разив.
Впервые штриховое кодирование стало применяться в США в 60-е годы для идентификации железнодорожных вагонов. В 1973 г. универсальный код UPC (Universal Product Code) получил распространение в промышленности и торговле. В 1977 г. штриховой код появляется в Европе. Этот год стал датой рождения Европейской системы кодирования товаров EAN (European Artiсle Numbering).
Ассоциация EAN в 1987 г. выделила СССР десять трехзначных кодов - с 460 по 469. В конце 1990 г. 14 предприятий, расположенных на территории бывшего СССР, решили объединить свои усилия и создали внешнеэкономическую ассоциацию ЮНИСКАН.
Одним из основных направлений работы ассоциации ЮНИСКАН является оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, транспортным и другим организациям по внедрению систем автоматической идентификации и штрихового кодування.
Ассоциация ЮНИСКАН как член EAN выдает предприятиям регистрационные номера в системе EAN и ведет соответствующие банки данных. Для предприятий Украины первоначально было выделено код 465, а позже 482. В Украине создана подобную организацию СКАН, которая пока не является членом EAN. Поэтому по общей договоренности регистрационные номера предприятиям Украины издает ассоциация ЮНИСКАН.
Штриховое кодирование в странах дальнего зарубежья широко используется в коммерческой деятельности, оптовой и розничной торговле, сфере услуг. В США 90% товаров, которые производятся, несут на упаковке штриховой код, в Германии - 80%, во Франции - около 70%. Использование информации, полученной считыванием штриховых кодов, - сегодня одна из самых привлекательных технологий автоматической идентификации. Это объясняется низкой стоимостью, а также возможностью нанесения и считывания кода практически из любого предмета.
Рассмотрим разновидности кодов, которые применяются в различных сферах человеческой деятельности:
- Коды семьи 2 из 5 (ITF)
- Код Codabar;
- Код 39;
- Код 93;
- Код 128;
- Коды семьи UPC (UPC-A, UPC-E);
- Коды семьи EAN (EAN-8, EAN-13);
- Код JAN (Japan Artiсle Numbering)
- Код NCB (багатокомирковий код)
- Коды повышенной плотности (мозаичный, PDF-417).
Каждый код имеет свою область применения, правила нанесения и использования. Наибольшее распространение получили коды семьи EAN.
Штриховое кодирование представляет собой систему сбора данных (цифр, букв, других знаков), записанных в виде штрихов и пробелов. Носителем закодированной информации является относительная ширина темных и светлых полосок. Основная единица информации штрихового кода - знак. Знак состоит из штрихов и пробелов (узкий из них принято называть модулем. Например, в системе EAN-13 знак состоит из семи модулей).
Каждому типу товара присваивается номер, чаще всего из 13 цифр (рис. 3.1) (EAN-13). Никакой другой товар, который вращается в международной торговле, не может иметь такой же номер. Итак, что же означают эти 13 цифр? Для ответа на этот вопрос рассмотрим рисунок.
Первые две цифры (40) - так называемые «флаги» - присваиваются странам входящих в EAN, штаб-квартира которой находится в Брюсселе. Следующие пять цифр (12345) присваиваются национальными ведомствами предприятию, которое производит или реализует продукт. И еще пять цифр (98765) присваиваются товара непосредственно самим предприятием с учетом его потребительских свойств, размеров, цвета, упаковки. И последняя цифра (2) - контрольная - используется для проверки правильности считывания штрихового кода специальным устройством - сканером. Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится три знака, а для кода предприятия - чотири.
Флаги стран приведены в табл. 3.8.
Коды EAN могут отображать только цифровую информацию, что ограничивает область их применения в основном сферой торговли. В производстве, медицине, почтово-пакункових отправлениях, библиотечном деле применяются другие типы штриховых кодов, в которых сохраняется общий принцип: чередование темных и светлых полосок различной ширины, но конкретная система кодирования для каждого кода индивидуальна. Какую же пользу должны владельцы торговых точек при внедрении штрихового кодирования и оснащении магазинов электронно-регистрирующими аппаратами?
Во-первых, это увеличение продаж, а следовательно, прибыли на 1-1,5%. Это зависит от информированности владельца цены. Лучшая информация позволяет заключить более выгодным соглашения. Во-вторых, уменьшение на 2-5% обслуживающего персонала. Это важный чинник.
При использовании этой системы нет необходимости выполнять ручную работу, подсчитывать количество заказов и прибыль. Еще один наиболее важный фактор - уменьшение «усадки». Этот термин используется вместо слова «кража». Случаи краж уменьшаются на 10-30% благодаря более легкому идентификации товарив.
Обычно возврат капитала при использовании штриховых кодов достигает 30%. Это означает, что на каждые вложенные $ 100 будет получено $ 130 прибыли. Следовательно, расходы на штриховое кодирование и оснащение торговых предприятий электронно-кассовой техникой является необходимым и прибыльным делом.
3.4. Новые межгосударственные классификаторы 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ создания автоматизированных информационных систем ЗА РУБЕЖОМ