8.1. Типы баз данных на мировом рынке информации и способы доступа к ним

Информационная деятельность является отраслью общественного производства, связанной с подготовкой и предоставлением информационных услуг и продуктов, удовлетворяющих определенную группу общественных потребностей. Она относится к одному из элементов политической, социальной и экономической инфраструктуры суспильства.
В отдельных случаях информационная деятельность осуществляется специализированными организациями, а в других является одним из направлений деятельности организаций другого профилю.
Становление информационного рынка и информационного компонента рыночной инфраструктуры началось во второй половине 50-х годов. Современный информационный рынок является очень динамичным и его можно разделить на три взаимодействующие области: информация; электронные сделки, электронная комуникация.
На мировом рынке информации можно выделить следующие основные сектори.
1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), который охватывает:
- Биржевую и финансовую информацию о котировках ценных бумаг, валютные курсы, процентные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;
- Экономическую и статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную - в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также научно-исследовательскими компаниями;
- Коммерческую информацию относительно компаний, фирм, корпораций, профиля их работы и продукции, цен, финансового состояния, связей, соглашений, руководителей и т.д.;
- Деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.
2. Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточников), который охватывает:
- Профессиональную информацию (специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и др..)
- Научно-техническую информацию (документальную, библиографическую и реферативный, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности)
- Доступ к первоисточникам (организация доступа к источникам информации через библиотеки и специализированные службы, возможность приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в виде полноразмерных и микрокопий).
3. Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе средств телекоммуникации), который охватывает:
- Новости и литературу - информацию служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
- Потребительскую и развлекательную информацию, которая ориентирована на домашнее, а не на служебное пользование (местные новости, прогноз погоды, расписание движения транспорта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену, покупке и продаже, справочники гостиниц и ресторанов, информация по обмену валюты, аренда машин, дач и т.п.).
Динамику развития рынка информации можно охарактеризовать показателями количества баз данных, их объема, количества организаций, которые генерируют базы данных и организаций - поставщиков баз данных и услуг на их основе. Динамику этих показателей приведены в табл. 8.1 [12, с.7].
Записи, содержащиеся в базе данных, бывают разного типа и могут значительно отличаться по объему (от 200 до 2000 слов). Из основных типов записей можно выделить библиографические описания, рефераты, новости, биографические данные, названия химических соединений, данные о свойствах материалов и веществ, динамические ряды статистических данных, компьютерные программы, изображения и т.п.. Основой увеличения совокупного объема баз данных начиная с середины 80-х годов была коммерческая и справочная информация.
Число генераторов и поставщиков баз данных росла более низкими темпами (15 и 14 раз соответственно) из-за того, что многие из них одновременно готовили и представляли несколько баз данных (в среднем 2,6 и 5,5 в 1992 г.). Крупнейшие поставщики услуг на основе баз данных - ЦОБД (например, «Dialog») - предоставляют доступ к сотням баз даних.
Совокупный объем баз данных с 1975 по 1992 гг увеличился в 87 раз с 52 до 4527 млн. записей, количество баз данных - с 301 до 7907, количество организаций-поставщиков баз данных и услуг на их основе - с 105 до 1438.
Базы данных создают основу современного информационного рынка. Возможны различные классификации баз данных, например, по форме представления данных. Данные в базе данных могут быть представлены в форме слов, цифр, изображений или звуков, следовательно, базы данных могут разделяться на текстовые, цифровые, изобразительные и звуковые. Такое разделение в свою очередь влияет на структуру базы данных и программное обеспечение, которое используется для обработки и поиска информации.
В свою очередь среди текстовых и числовых баз данных также можно выделить несколько подклассов. Текстовые базы данных могут быть разделены на библиографические, базы данных патентной информации, справочники, словари, полнотекстовые базы и др.. Числовые базы данных могут быть разделены на базы данных по результатам сделок, базы количественных данных, базы свойств и характеристик. Базы данных изображений и звуков появились на рынке как общедоступные лишь в середине 80-х годов и ориентировались прежде всего на персональные компьютеры.
Несмотря на то, что фактически все базы данных могут быть отнесены к одному из указанных типов и многие из них одновременно являются членами нескольких типов потому, содержащие информацию различного вида, необходимо выделить как самостоятельные типы баз данных электронные услуги и програми.
Сведения о базах данных различного типа приведены в табл. 8.2 [12, с.9].
Тип или форма базы данных для пользователя имеет менее важное значение, чем ее тематика, однако специфика поискового запроса может потребовать работы с базой данных определенного типа или определенной формы. Тематику баз данных, которые доступны на мировом рынке, приведены в табл. 8.3 [12, с.12].
Базы данных деловой и коммерческой информации являются абсолютными лидерами на рынке, второе место занимают базы данных научно-технической информации. Несмотря на прогнозы второй половины 80-х годов доля баз данных НТИ не уменьшилась и остается практически постоянной, так же как и доля баз данных деловой информации, относительно которого ожидалось значительное збильшення.
В табл. 8.4 приведены данные о распределении мирового рынка баз данных в зависимости от способа доступа к ним и / или носителей, використовуються.
Диалоговый поиск является доминирующим (65% в 1992 г.) способом использования баз данных и его применение растет, так же как и доля баз данных на компакт-дисках, тогда как доля баз данных на дискетах остается неизменной, а базы данных на магнитных лентах и их обработка в пакетном режиме зменшуються.
Рынок электронных сделок включает системы реализации различных хозяйственных операций через сети передачи данных (резервирование билетов и городов в гостиницах, заказ, покупка и обмен товаров и услуг, банковские и расчетные операции, операции по торговле биржевыми товарами и ценными бумагами, валютные операции). Отличительной чертой данного сектора является то, что пользователи непосредственно вступают в имущественные отношения (при этом они имеют определенные обязанности и несут ответственность) с контрагентами. Этот рынок рассматривается как один из самых перспективных секторов, где услуги доступа к базе данных, объединены с услугами телекоммуникаций, имеют перспективы стать по настоящему масовими.
На рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы современных средств связи и человеческого общения: сети передачи данных, системы электронной почты и системы, которые объединяют владельцев микроЭВМ по предоставлению усовершенствованных услуг связи (телеконференции, электронные сетевые доски объявлений, бюллетени и т.д.).
Основными поставщиками информационных услуг выступают центры - генераторы баз данных (ЦГБД), центры обработки информации на основе баз данных (ЦОБД), шлюзовые информационные службы, службы передачи данных и телекоммуникации, а также информационные брокеры и другие структуры, ориентированные на обслуживание конечных пользователей. Следует отметить, что структура информационного рынка постоянно и динамично меняется, при этом создаются как новые элементы (например, локальные ЦОБД), так и новые связи и отношения между существующими участниками ринку.
ЦГБД готовят базы данных прежде всего по их содержанию и ответственности за подбор материала (поскольку базы данных могут готовить другие специализированные организации, работающие на контрактной основе с ЦГБД). Большая часть ЦГБД предлагает свои базы данных на рынке другим специализированным организациям - центрам обработки баз данных (ЦОБД) и другим поставщиками информационных услуг на условиях аренды или лицензування.
ЦГБД могут быть классифицированы прежде по статусу и типу собственности, на основе которой они функционируют: государственной, частной / коммерческой, негосударственной / коммерческой, смешанной (табл. 8.5 [12, с.14]).
С развитием ЦГБД различного типа росло и количество баз данных, которые готовились в каждой группе: коммерческие с 82 в 1977 г. до 5224 в 1992 г., некоммерческие и государственные соответствии с 82 до 633 и с 204 до 1039.
Центры обработки баз данных осуществляют обработку баз данных на основе добавления стоимости и предоставляют платные услуги. Прежде всего они организуют диалоговый доступ к большим базам данных, а иногда также и / или пакетный поиск для неопределенного круга користувачив.
ЦОБД добавляют стоимость баз данных за счет подготовки (загрузка) баз данных и предоставления их в виде, пригодном для эффективной работы пользователя, поиска и обработки информации, а также предоставление собственных, специфических послуг.
В середине 80-х годов, когда количество ЦОБД уже была значительной и пользователь столкнулся с трудностями взаимодействия с десятками ЦОБД для доступа к конкретным базам данных, появились специализированные (в основном коммерческие) службы - так называемые шлюзовые службы. Они обеспечивают подключение пользователей к тысячам баз данных, предоставляемых различными ЦОБД.
8. ЗАРУБЕЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ОБРАБОТКИ БАЗ ДАННЫХ 8.2. Организация доступа и работы с цобд