3.3.3. Влияние тарифов и квот на себестоимость импортируемой продукции
Введения тарифа повышает расходы страны-экспортера, снижает ее доходы и тем самым уменьшает объемы экспорта в страну, ввела тариф. Поэтому предложение на внутреннем рынке страны-импортера снижается (рис. 3.10, а, О1), вследствие чего повышаются цены на продукцию, однако при этом продолжают расти и производственные затраты (рис. 3.10, в, С1).Уменьшение объемов импорта продукции в конкретную страну обусловливает повышение ее предложения на мировом рынке, в результате чего снижается уровень мировых цен (рис. 3.10, а, Ц2). Если эластичность спроса и предложения одинакова на внутреннем рынке, то расходы, связанные с введением тарифа, распределяются поровну между производителями сельскохозяйственной продукции и ее потребителями. При более высокой эластичности предложения по сравнению с эластичностью спроса большую часть расходов по возмещению тарифа несут производители, а при высокой эластичности спроса по сравнению с эластичностью предложения большую часть тарифа платят потребители продукции отрасли в виде надбавок к ее цини.
Введение квоты на импортируемую продукцию (рис. 3.10, б, г) также ограничивает предложение продукции на внутреннем рынке и делает ее абсолютно неэластичным (ПР1). При этом цена повышается с Ц0 в С1, а на мировом рынке она снижается до Ц2. Большое значение при введении в качестве тарифа, так и квоты имеет удельный вес страны-импортера продукции на мировом рынке. Если она значительная, то введение тарифа или квоты существенно повлияет на снижение мировой цены, при незначительном удельном весе это влияние будет также незначним.
На рис. 3.11 изображен экономический эффект от введения тарифа и квоты на внутреннем рынке страны-импортера. К международной торговле страна производила продукции в размере О0 при цене на нее Ц0. После импорта продукции предложение ее выросла на внутреннем рынке до О1, а цена снизилась до Ц1. Однако при такой цене продукцию собственного сельского хозяйства стали покупать в объеме О2, а остальное количество спроса начала удовлетворяться за счет импортируемой продукции (О2О1). Итак, выгода от международной торговли, в этом случае от импорта, очевидна