3.6. Основные направления государственного регулирования экономики в XXI в.

Современную модель экономики США нельзя идентифицировать только на одном уровне, скажем отнести ее к неолиберальной или кейнсианской в первую очередь из-за того, что взгляды американских экономистов и чиновников на роль государства находились в постоянном движении, так же менялась внутренняя и внешняя политика. Однако, в условиях усиления процессов глобализации мирового хозяйства государственное регулирование становится все заметнее. Так, в Экономическом докладе Конгрессу США в 1998 году было сформулировано минимум три ключевые элементы дальнейшей стратегии развития страны: сокращение дефицита бюджета, инвестирования в человеческий капитал, открытие зарубежных ринкив.
С приходом к власти администрации Дж.Буша перечень государственных приоритетов был расширен. К ним присоединились: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, роста реальных доходов населения, бюджетного профицита т.д.. Достаточно амбициозные цели требуют большего чем раньше вмешательства государства в экономику страны, которое нередко трактуется как создание оптимальных условий для развития национального бизнеса на внутреннем и внешнем ривнях.
По мнению российского исследователя экономики США В.Супяна (2002) в течение следующих 10-15 лет государственное регулирование коснется менее шести основных блоков проблем:
1. Дальнейшая стабилизация экономического роста, разработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого роста с учетом экономических и социальных вимог.
Среди бюджетных приоритетов (которые можно отнести к тактических) следует назвать погашения или хотя снижение государственного долга и проведении налоговой реформи.
2. Содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики, проведение мероприятий по ускорению НТР, дальнейшее развитие фундаментальной науки, поддержка информационных технологий.
Федеральные расходы в 2000-м финансовом году на НИОКР составляли 75 млрд. дол. (В 2001 г. они выросли до 78,2 млрд. дол. В т.ч. на фундаментальные исследования было потрачено только по линии Национального Научного Фонда 675 млн. дол.).
3. Всестороннее развитие образования и повышение квалификации рабочей силы, влияет на экономический рост, а также на улучшение уровня жизни американцев, начинается прежде всего с школьного образования. Государственное финансирование только в 1999 г. составил около 98 млрд. дол. Ассигнования же на вузовское образование достигли рекордной величины - 159 млрд. дол. (А если сюда включить частные вклады - и все 246 млрд. дол.). Принятый в 90-е годы ряд федеральных законов и государственных программ предполагает сделать в течение следующих десяти лет доступной высшее образование в США. Только с этой целью в 2000-м финансовом году на гранты Пелла (субсидии на получение высшего образования, возвращаются получателями-студентами после трудоустройства в течение 10-15 лет) было выделено 7,6 млрд. дол. Аналогичная программа существует и для школьного образования - "Цели 2000 г. - образование для Америки".
4. Обеспечение социальной функции государства, которая включает в себя модернизацию действующих программ в области пенсионного и медицинского страхования, пособие по бедности и поддержку семейных цинностей.
Предполагается, что существенно возрастет в период 1996-2050 гг удельный вес расходов в структуре ВВП на две основные программы медицинского страхования: "Медикэр", которая направлена на медицинское обеспечение пожилых американцев, с 2,7% до 8,1% и "Медикейд ", предоставляющее медицинские услуги бедным - с 1,2% до 4,9%.
В целом бюджетные расходы на социальное обеспечение расти с 22,9% расходной части в 2000-м финансовом году до 25,6% - в 2006 г. в первую очередь из-за ожидаемого профицит. Вместе с тем, в соответствии с Законом "О личной ответственности и возможности трудоустройства" (1997 г.) выплаты социальной помощи ограничиваться пятилетним термином.
5. Реализация положительного эффекта от глобализации американской економики.
С позиции экспертов МВФ в сегодняшних мир переживает информационно-технологическую революцию, которая отличается от технологической революции по масштабам распространения в разных странах мира и глубиной воздействия на различные сферы жизни. В связи с этим, перед правительством стоит двуединая задача: поддержка эффективного уровня конкуренции среди отечественных фирм и увеличение открытости и свободы конкуренции на мировом рынке. Монополизация на рынках программных продуктов все больше приводит к возникновению таких прецедентов как проблема "Майкрософта", возглавляемой Биллом Гейтсом, которая по решению суда была разделена на несколько компаний с целью избежания монопольного контроля этой корпорацией рынке программных продуктив.
6. Улучшение окружающей среды, совершенствования экономического регулирования, возможность влияния на климат в связи с глобальным потеплинням.
Основным направлением реализации этой задачи является дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства и проведение комплексных научных исследований, связанных с мониторингом окружающей среды.
3.5.1. Особенности экономических связей между Украиной и США 3.7. Характерные черты функционирования национальной экономики Канады