3.7.1. Эволюция социальной модели Канады

Имея общие с США черты экономики и особенности формирования социально-экономической модели будущего в рамках НАФТА, тем не менее Канада выделяется своей социальной системой, которая во многом является уникальной не только на континенте, но и во всем свити.
Социальные реформы в Канаде начались в период 60-70-х годов. и имели целью существенное усиление участия государства прежде всего в таких секторах этой сферы как социальное обеспечение, здравоохранение, образование. С 1961 г. начала действовать система всеобщего медицинского страхования, а уже с 1971 г. она трансформируется в общее медицинское страхование, которое сделало для широких слоев населения получения лечебных и диагностических услуг более доступным. С 1965 года в стране начала действовать новая общенациональная программа - Канадский план помощи бедным, по которому федеральное правительство взяло на себя покрытие половины расходов регионов на помощь малообеспеченным громадянам.
За 1965-1974 гг - объем ВВП и реальные доходы населения росли достаточно быстрыми темпами, а следовательно увеличивались и поступления в государственный бюджет. К этому следует добавить также массированное наступление профсоюзов, которые традиционно были значительно сильнее чем в США. Названные факторы создали надлежащие условия для реализации обновленной социальной политики в Канаде, в этот период опиралась на фундамент фискального федерализма, приводило не только декларирование дальнейшего социального развития, но и реальное финансирование соответствующих програм.
С середины 70-х годов началось постепенное ухудшение экономического положения: замедлились темпы роста ВВП, ежегодный дефицит бюджета в середине 80-х годов превысил 200 млрд. кан. долл. Стало ясно, что поддержка в таких масштабах социальных гарантий выступать дестабилизирующим фактором дальнейшего развития. Кроме этого имело место дальнейшее наращивание противоречий между федеральным и региональными правительствами Канады. Наиболее рельефно это проявилось в ситуации с франкоязычной провинцией Квебек, которая считала себя обделенного при распределении федеральных средств. Существенное влияние имел также фактор прихода к власти консерваторов (1984-1993). В начале 90-х годов правительство отказалось от "универсальных" программ социального обеспечения, выплаты по которым осуществлялись не по показателю нищеты, а по социально-возрастным критериям, а уже в 1993 г. социальную модель Канады был трансформирован через введение принципа "селективности" по выплаты пособия, по которому масштабы и приоритеты ее предоставление было зминено.
Основные реформы 90-х годов сводились к следующему:
Была изменена федеральная система страхования по безработице. Федеральное правительство страны полностью устранился от финансирования помощи - фонд выплат стал формироваться только за счет взносов работников и работодателей. Вследствие этого число получателей помощи сократилось почти вдвое, хотя по данным Л.Немовои (2003) численность безработных уменьшилась при этом только на 20%.
В 1996 году вместо отдельного перевода средств на различные социальные программы вводился единый блочный трансферт на социальные нужды. Суммы, поступавшие через него были примерно на 4 млрд. дол. ниже те суммы, которые поступали ранише.
Произошло перераспределение полномочий в сфере социальной политики за счет чего "центр ответственности" сместился в провинции. Это не уменьшило трудности распределения и перераспределения бюджета, а соответствующие переговоры закончились в начале 1999 г. подписанием Общего соглашения о социальном Союз (Social Union Framework Agreement), которая четко распределила права и обязанности каждого из урядив.
Произошли значительные изменения в системе здравоохранения, которая тогда представляла совокупность федеральной и десяти провинциальных систем. Так, по данным Канадского института информации, совокупные государственные и частные расходы на медицинское обслуживание составили конце периода рассматриваемой 102,5 млрд. кан. долл. или 10% ВВП. При этом государственные расходы всех уровней составляли около 68%, что в расчете на одного жителя достигало 3300 долл.. Однако качественные и количественные позиции 80-х годов о соотношении между численностью медицинского персонала и численности населения было потеряно. Возник дефицит врачей и медицинских сестер, который был обусловлен прежде всего их оттоком в США, где заработная плата этого персонала была значительно вищою.
Существенные изменения произошли также в системе социального обеспечения. Так, современная пенсионная система состоит сейчас из трех позиций: пенсии по возрасту, пенсии за труд и частные пенсионные плати.
Федеральная программа страхования занятости была введена в 1996 году. Ее главный принцип заключался в том, что занятость является более выгодным делом чем получение помощи. Правила 2000-го года довольно четко декларировали возможности получения выплат: претендент должен отработать не менее 910 часов (22 недели в пересчете на полный рабочий день) перед тем, как после освобождения претендовать на получение помощи. Этим мероприятием было ликвидировано штат «летунов», которые держались на работе не более мисяця.
Сейчас страховые выплаты составляют около 55% среднего заработка канадцев, однако они не могут превышать 413 кан. долл. в неделю (в 1995 г. этот лимит составлял 465 кан. долл.)., а срок выплат не может превышать 45 недель. Существенные изменения претерпели также программы социальной помощи и социальных послуг.
В целом в Канаде и США в нач. XXI в. разрыв между уровнем денежных доходов увеличился до 30-33% против 25%, существовавший в 80-е годы. Вместе с тем, удельный вес расходов на социальные нужды в Канаде росла быстрее, чем в США (см. табл. 3.6).

Вместе с тем, усиление социальной вектора развития в США, миграция квалифицированных работников в эту страну из Канады, достижения оптимальной модели расходов на социальную отрасль в странах Европейского Союза требовать протяжении 2004-2010 гг дальнейшей модернизации социальной модели в Канади.
Литература (основная)
Экономика зарубежных стран / Под ред. проф. А.С.Филипенка. - М.: Просвещение, 1998. - С. 198-223.
Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. - М.: Юрист, 1999. - С. 468-485.
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. проф. В.П.Колесова. - М.: Флинта, 2000. - С. 214-229.
Литература (дополнительная)
Аникин А. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы / / МЭ и МО. - 1998. - № 11. - С. 27-46.
Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей США: методика анализа / / МЭ и МО. - 2002. - № 3. - С. 83-90.
Комлев С. Экономика Канады - радикальные перемены / / МЭ и МО. - 1998. - № 8. - С. 68-74.
Немова Л. Канада: реформы в социальной сфере / / США - Канада. - 2003. - № 4. - С. 3-10.
Сажин Д. Государственная поддержка развития промышленности и технологий США / / МЭ и МО. - 1999. - № 12. - С. 58-61.
3.7. Характерные черты функционирования национальной экономики Канады ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ