4.3. Особенности внешнеэкономических связей

Современная Япония високодиверсификовану структуру внешнеэкономических связей, которые не ограничиваются только внешней торговлей, хотя последняя играет существенную роль в воспроизводстве ВВП. Значительной степени современные особенности внешнеэкономических отношений страны обусловлены пятью основными факторами, которые доминировали в этом государстве на протяжении 60-80-х годов ХХ в.:
Стремительное наращивание экспорта продукции трудоемкого машиностроения и других обрабатывающих отраслей (период 70-х - 80-х гг.)
Постепенный переход к импортозамещению тех товаров и услуг, которые могли производиться в стране (Эти меры привели к так называемым торговых войн, например автомобильных, в 70-х-80-х годах между Японией и США, дисбаланс во внешней торговле между которыми в отдельные годы приводил к тому, что японских легковых машин экспортировалось в США 2 млн., а американских в Японию - 20 тыс.).
Создание мощных экспортных компаний с диверсифицированной структурой внешней торговли, в основе которой лежала протекционистская политика правительства относительно стимулирования производства и поставки автомобилей, бытовой техники, а затем и компьютеров на мировые рынки. С этой целью выше упоминавшиеся компании получали льготные кредиты от банков под гарантии Министерства финансов Японии, резко ее дистанциювало от других развитых стран мира, законодательство которых запрещало подобного рода конкурентную експансию.
Содействие развитию энергосберегающих и материалосберегающих технологий, которое привело к рационализации структуры импорта. Наращивание темпов роста ВВП в связи с этим в Японии был выше темпов роста цен на энергоносители и другие виды ресурсив.
Определение со стороны Японии внешнеэкономического географического приоритета для себя - Азиатско-Тихоокеанский региона, который является емким рынком сбыта и уникальным источником сырья, однако, уже в 80-е годы районы сбыта существенно расширились до всего глобального пространства. Именно в этот период началось переноса производственной базы за границу, где имел место стремительный процесс наращивания выпуска продукции по японским лицензиями.
Объемы современного экспорта Японии достаточно впечатляющими - 413 млрд. дол. (Франко-борт, 1999), что превышает ВВП многих европейских стран. Основной продукцией, вывозимого являются транспортные средства, полупроводниковые приборы, офисная техника, автомобили, химикаты, рыба и рыбопродукты. Крупнейшими партнерами по экспорту являются США - 31%, Тайвань - 7%, Китай - 5,5%, Южная Корея - 5,4%, Гонконг - 5,2%.
Японский импорт в 1999 году составил 306 млрд. дол. (СИФ) и состоял в основном из топлива, различных руд, продуктов питания, химикатов, тканей, определенных видов машин и оборудования (например гражданских самолетов, в стране не выпускаются). Основными партнерами по импорту являются теми же страны, что и по экспорту: США - 22%, Китай - 14%, Южная Корея - 5,1%, Австралия - 4,2%, Тайвань - 4,1%.
Однако, не только структура внешней торговли определяет особенности современной Японии. В значительной мере это отражают прямые иностранные инвестиции, поступающие из страны за рубеж (см. рис. 4.1).

Достаточно интересным выглядит также структура взаимных инвестиций между Японией и США. Так, если в 1970 г. общий объем ПИИ США в Японии составлял 1,5 млрд. дол., То уже в 2000 г. его уровень вырос до 55,6 млрд. дол., При этом за два последних десятилетия он увеличился почти в 9 раз. Встречная миграция была более впечатляющей: с 1980 по 2000 г. японские капиталовложения в американскую экономику выросли в 39 раз (с 4,2 млрд. до 163,2 млрд.).
Другие приоритеты инвестиций определяются следующим образом: 24% направляется в страны Азии, 15% - в страны Западной Европы, 9% - в Латинскую Америку (для сравнения: на США приходится 42% ПИИ Японии).
4.2. Отраслевая структура хозяйства 4.4. Эволюция экономических моделей