4.4.1. Факторы экономического успеха Японии в послевоенный период. Динамика развития японской модели (1945-1995 гг )

После поражения во Второй мировой войне и американской оккупации 1945 года, Япония оказалась в крайне тяжелом экономическом положении. Выпуск промышленной продукции в этом году отвечал 20-ти процентном довоенном уровню, страна высокий уровень инфляции, существовала прямая разделе продукции. Кроме этого существовала и ментальная кризис, ухудшала социальное и духовное состояние японцев той пори.
Большинство современных японоведов связывают начало системных реформ с действием двух людей: генерал Макартур - командующий американских оккупационных войск и Д.Доджа - управляющего Детройським банком, возглавивший группу предпринимателей и менеджеров, разработали программу выхода из кризиса. Основной целью этого документа стало проведение мероприятий, направленных на демилитаризацию и демократизацию Японии, а также решительный переход от тоталитарной командно-административной экономики к либеральной модели розвитку.
Реформы начались с того, что на протяжении 1947-1948 гг были распущены дзанбацу - закрытые вертикально интегрированные концерны военно-промышленного комплекса. В этот же период активно проходил процесс разукрупнения промышленных и торговых компаний, чьи акции были пущены в свободную продажу. Принято антимонопольное законодательство запретило картельные соглашения, рыночную дискриминацию, открыло доступ к кредитным ресурсив.
Вторым шагом экономических изменений была аграрная реформа, конец засилью феодальных отношений в сельском хозяйстве. Ее суть заключалась, прежде всего, в выкупе государством помещичьих земель и продажа ее крестьянам, которые теперь выступали как арендаторами, так и владельцами земель. Это способствовало наращиванию товарного производства и перехода от по сути его натуральной формы к фермерскому хозяйству, основу которого составляли товарно-денежные видносини.
Бюджетная реформа 1950 была направлена на достижение бездефицитности бюджета и либерализации внешней торговли, также отменялся контроль за ценами. Одновременно с этим активно шел процесс государственного регулирования экономики, прежде всего на индикативной основе. Если первый план возрождения хозяйства (1949-1952 гг) имел целью достижения довоенного уровня экономического и социального развития (это было сделано уже в 1953 г.), то первый экономический план, который был принят в 1955 году четко определил национальные отраслевые приоритеты: черная металлургия, энергетика, химическая промышленность, судостроение, судоходство. Высокие темпы наращивания производства очень быстро привели к усилению амбициозности дальнейших планов и прогнозов. Так, план 1960 г. "Удвоение национального дохода" предусматривал, что этот показатель должен увеличиться в 2 раза за десять лет, однако реально был выполнен уже в 1967 году (т.е. за 7 лет). Развитие японской экономики проходил наиболее активно в 70-80-е годы, обеспечивая ежегодное десятипроцентное роста ВВП, но в нач. 90-х годов эти темпы замедлились. Стало очевидным, что устоявшиеся механизмы и инструменты экономического регулирования уже не соответствуют технологическим изменениям в глобальном хозяйстве, произошедших в последнее часом.
В декабре 1995 году Кабинет Министров Японии принимает новую экономическую программу "Социально-экономический план структурных реформ - сильная экономика и свободное от проблем жизни народа". Однако несмотря на высокие амбициозные цели, в ней декларировались, ее не удалось в полной мере реализовать (о чем пойдет речь в разделе 4.4.2).
При описании феномена "японского чуда" в японоведения всегда четко определяют лицо во времени и этапность в реализации основных задач. Так, в течение 60-70 гг., Японское экономическое чудо, которое стало известно под названием «страна восходящему Солнцу», в основном определяли экстенсивные факторы роста:
быстрые темпы наращивания инвестиций, которые обусловили строительный бум и техническую модернизацию производства;
стремительное развитие базовых отраслей способствовало высоким темпам экономического роста в машиностроении;
ориентация производства на импортируемое сырье в необработанном виде (нефть, уголь, руды черных и цветных металлов)
стремительное наращивание экспорта товаров, диверсификация их ассортимента, экспансия на товарные рынки США и стран АТР;
большая лицензионная и патентная работа;
сбалансированный бюджет, низкие расходы на оборону;
рост нормы накопления с 12% (в довоенное время) до 32,5% (в период 1960-1984 гг)
низкая (до 80-х гг.) заработная плата рабочих и служащих и сравнительно высокая продолжительность рабочего часу.
Эти и некоторые другие факторы обусловили чрезвычайно быстрые темпы экономического роста. Так, по данным В.Кудрова (2000) в период с 1995 по 1970 гг среднегодовые темпы экономического роста составляли около 11%, что с одной стороны привело к решительного прорыва в экономике, с другой - супериндустриализация хозяйства вызвала значительные экологические осложнения (Япония в этот период считалась опасной для жизни страной мира), почти полная занятость населения обусловила дефицит трудовых ресурсов в отдельных отраслях, "тихоокеанский феномен" Гиперконцентрация производства стал главной причиной формирования восточных и северных депрессивных зон, нефтяной кризис 70-х годов спровоцировал падение спроса на японские изделия (прежде всего автомобили), экспансия американского рынка привела к возникновению "автомобильных войн" с этим государством, внешнеторговый баланс которой был нарушен назавжди.
Следующий период (1975-1995 гг) следовало бы назвать этапом интенсификации хозяйства, так как его характеризовали уже новые приоритеты социально-экономического развития Японии, которые были обусловлены действием других чем в предыдущие годы факторов:
рост качества рабочей силы, исходящую от последствий проведения школьных и вузовских реформ и усилением практической направленности обучения формирование принципиально нового социально-ментального явления "фирменного патриотизма" (По результатам проведенного в нач. 90-х годов в США и в Японии опроса только 12 % американских рабочих сообщили, что постоянно думают об общих проблемах развития своего предприятия и пытаются помочь ему, а японское показатель составлял - 61%) (В.Кудров, 2000).
кооперация государства и бизнеса, создание мощных кейрецу, в основе которых лежала не только вертикальная интеграция с соответственно низкими трансакционными издержками, но и значительная поддержка японского экспорта со стороны Министерства финансов, которое предоставляло соответствующие гарантии его финансового обеспечения через многочисленные японские банки, на этом же этапе произошел переход от административно-финансового регулирования экономики к косвенного государственного вмешательства (контроль денежной массы, поддержка устойчивого курса национальной валюты, удержание инфляции в небольших размерах и т.п.).
усиление роли научно-технического прогресса, увеличение финансирования со стороны государства фундаментальных научных и технологических исследований в результате чего было изменено традиционно негативное технологический баланс страны на положительный (нач. 90-х гг), когда Япония впервые начала экспортировать технологий более чем импортировать. В этот период были созданы около 20 технополисов и всемирно научное город - Цукуба (здесь опять же напрашиваются соответствующие параллели из Академгородка бывшего СССР).
изменение отраслей и территориальной структуры производства, которая четко определила приоритетные секторы национальной экономики, когда вместо автомобилестроения, электроники и станкостроение на первые места вышли высокие технологии (оптикоелектроника, производство новых материалов, полупроводников, биотехнологии). Время быстрыми темпами росли сервисные сферы (наука, образование, культура, банковско-финансовая отрасль и т.д.).
масштабное наращивание инвестиций (прямых и портфельных) в страны Юго-Восточной Азии, США, а чуть позже и в перспективные отрасли государств Латинской Америки, а также в Австралию, Новую Зеландию и в страны ЕС.
4.4. Эволюция экономических моделей 4.4.2. Причины и последствия японской кризиса 90- х гг.