4.4.3. Японская модель в условиях глобализации мирового хозяйства

В период 80-х - 90-х годов существенно усилились процессы глобализации мирового хозяйства обусловлены прежде всего высоким уровнем информатизации, постиндустриализации развитых стран и индустриализацией развивающихся стран старением нации в странах-лидерах, дальнейшим ростом открытости национальных экономик и т.п.. Вследствие этого японская национальная хозяйственная модель и две организационно-управленческие модели кейрецу, о которой шла речь ранее, и относительно новой формы организации производства - Кьога сюдан, оказались неготовыми к работе в глобальной конкурентной среде, предполагает существование большой численности продавцов и покупателей, свободное ценообразование на основные виды продукции, проведения аукционов и свободное соперничество между товаропроизводителями и продавцами послуг.
Модель кейруцу сейчас выглядит как целостная, органически связана предпринимательская структура, в которой долгосрочные и стабильные отношения между головной фирмой и ее субподрядчиками приносят большие экономические преимущества всем участникам. Однако ценовые преимущества, которые предоставляет головная фирма своим партнерам по закупке у них (а не в других фирмах по низкой цене) отдельных комплектующих, свидетельствуют скорее всего о нерыночной поведение, чего нет в развитых европейских и североамериканских странах. Вместе с тем, низкие трансакционные издержки, которые существуют в рамках этого вертикально-интегрированного предприятия делали его до недавнего времени высококонкурентных в постиндустриальном свити.
Кьога сюдан, представляет собой объединение крупных и крупнейших компаний, которые формируются вокруг большого траст-банка, нескольких страховых, промышленных, транспортных фирм, компаний, специализирующихся на операциях с недвижимостью и ценными бумагами, универсальных торговых компаний (сого сьося), что имеют собственные универмаги. Именно они образуют ядро элитного Президентского клуба, который занят разработкой общей (средне-и долгосрочной) стратегии развития. С целью поддержания постоянства своего объединения еще в 60 - е годы ХХ ст. был введен новый принцип - взаимного владения акциями. На этом этапе удалось обойти местное законодательство, запрещающее более пятипроцентный владение акциями другой компании, однако ограничений Кьога сюдан оно не имело. Вследствие этого имела место дальнейшая монополизация рынка, неконкурентная и нерыночная поведение фирм, заключения внутренних договоров, согласование цен и т.д.. Основная цель этого объединения базировалась на достижении общего благополучия в середине группировки. Глобализационные процессы проявили не только нерыночный характер подобного образования, но и то, даже когда Кьога сюдан и кейрецу требовали значительных инвестиций в т.ч. иностранных, возможности привлечь такие не було.
В начале XXI века. в двух этих моделях происходили значительные изменения. Так, в вертикально интегрированной структуре кейрецу растворились контурные основы при которых часть субподрядчиков оказалась за пределами группы, а отношения остальных предприятий и главной фирмы все больше напоминали характер сетевых отношений. Значительные изменения произошли и в Кьога сюдан. Это в первую очередь относится к слиянию банков, которые ранее входили в состав различных групп, объединения крупнейших промышленных и страховых компаний, координация усилий банков и компаний, относящихся к крупнейших групп с целью поглощения независимых аналогичных структур, покупка акций японских компаний иностранными инвесторами (примером может служить покупка контрольного пакета акций "Ниссан дзидося" компанией "Рено" (Франция), а также приток американских инвестиций в крупнейших страховых компаний в соответствии с целями финансовой реформы 1997 г. "Большой взрыв".
Значительно расширяет свои границы автомобильная промышленность. "Мицубиси Мотор" заключила контракт с "Вольво АБ" и "Рено СА" о совместном производстве грузовиков, вступила в альянс с "Даймлер-Крайслер". В последние годы большинство из японских фирм закрывают свои заводы в своей стране и переводят в Европы, США и стран АТР. последнее время 13 японских компаний прошли процедуру листинга на Нью-Йоркской фондовой бирже и еще 15 корпораций проходят эту процедуру сейчас. Целая группа компаний, среди которых "Фудзи", "Команцу" и другие начали продажу своих акций в Нью-Йорке. Приведенные факты красноречиво говорят о том, что Япония открывает свою экономику, однако делает это весьма осторожно и поступово.
Не менее значительной для Японии проблема глобализации рынков трудовых ресурсов. По данным Фонда развития ООН население страны в течение ближайших ' пятидесяти лет будет иметь тенденцию к сокращению. Так, в 2025 г. численность жителей страны составит 121 млн., а в 2050 г. - 105 млн. (в 2000-м году в этом государстве проживало 127 млн.). улучшить эту ситуацию можно было за счет ежегодного привлечения не менее 600 тыс. мигрантов из других стран. состоянию на начало 2000-го года в Японии работало 1,5 млн. иностранцев, что составляло по данным И.Лебедевои 1,23% населения страны. Понятно, что для того чтобы обеспечить минимальные темпы прироста ВВП надо будет привлекать ежегодно в дальнейшем еще дополнительно 100 тыс. мигрантив.
Изменение парадигмы экономического развития такой постиндустриальной страны как Япония предусматривает разработку новой стратегии социально-экономического развития государства, проблемами которой занимается национальная Совет по экономической стратегии , в ее видении перед государством, находится в завершающей стадии трансформации экономической системы стоят следующие задачи:
усиление доверия к рыночного механизма и проведения дальнейших адаптационных в глобальной конкурентной среды реформ; отмена регламентаций;
разработка новых правил и установления контроля за их соблюдением в таких областях как экология, национальная безопасность, бухгалтерская отчетность, информационная открытость и т.п.;
усовершенствования системы социальной пидтримки.
В следующей модели XXI века. должны коренным образом измениться социально-экономические функции государства за счет ограничения государственного управления и их очистки от несвойственных ему функций регулирования спроса и предложения, изменения роли центра и местных органов управления, повышение эффективности государственных инвестиций, мониторинг эффективности принятия решений тощо.
В условиях глобализации мирохозяйственных отношений Япония будет прилагать усилия по формированию новых интеграционных объединений, целью которых будет, с одной стороны , усиление конкурентного противостояния таким организациям как Европейский Союз и НАФТА, с другой - дальнейшее развитие двух-и многосторонних отношений между странами АТР, экономическая мощь которых постоянно растет. На пользу усиления интеграционных связей в этом регионе мира говорит тот факт, что между членами АСЕАН (Asian Promotion Center on Trad, Investment and Tourism) и Японией, Южной Кореей и Китаем сокращаются дифференциации в экономическом развитии. Новая модель экономических отношений: "АСЕАН плюс 3" (имеются в виду три приведенные выше страны) была обнародована в 2000-м году. Фактически речь идет о беспрецедентном разноуровневое интеграционное объединение, в котором ведущую роль будет играть Япония.
В настоящее время Украина не имеет значительных экономических отношений с Японией, которые характеризовались значительной динамикой и диверсификацией направлений развития внешней торговли. С одной стороны это связано со значительным удалением наших стран, с другой - низким уровнем инвестиционной привлекательности украинского рынка. Положительными моментами является то, что после расширения ЕС Украина могла бы стать важным центром производства японских товаров с целью увеличения их экспорта в страны Евросоюза и государств Ближнего и Среднего Востока. Немаловажным направлением сотрудничества должно стать в течение следующих десяти лет реализация многих исследовательских проектов, в т.ч. совместных. В ХХ в. появились новые возможности привлечения японских фирм, которые специализируются на создании современной транспортной инфраструктуры (строительство дорог, реконструкция столичного аэропорта "Борисполь" и т.д.). Украине также могла бы стать реципиентом технической помощи Японии и получить льготные кредиты крупнейших банков этой краини.
Литература (основная)
Экономика зарубежных стран / А.С.Филипенко и др.. - М.: Просвещение , 2000. - 581 с.
Экономика зарубежных стран / Под ред. Ю. Г. Козака, В. Ковалевского, К. И. Ржепишевский. - М.: ЦУЛ, 2003. - 352 с.
Кудров В . Мировая экономика. Учебник. - М.: БЕК, 2000. - с. 75-92.
Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. Учебник. - СПб.: Изд-во В.Михайлова, 2000. - с. 277-299.
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой. - М.: Флинта, 2000. - с. 318-334.
Мировая экономика. Учебник / Под. Ред. А. Булатова. - М.: Юрист, 1999. - с. 494-512.
Литература (дополнительная)
Ноздрев Н. Структурный кризис финансового сектора Японии / / МЭ и МО. - 2000. - № 1. - с. 54-58.
Юрков С. Японская экономика 90-х годов: уроки антикризовых мэр / / МЭ и МО. - 2000. - № 4. - с. 85-92.
Леонтьева Е . Япония: трудный час / / МЭ и МО. - 1999. - № 8. - с. 99-102.
Леонтьева Е. Япония: сложные задачи / / МЭ и МО. - 1998. - № 8. - с. 121-127.
Дружинин Н.Л. Япония: экономическое чудо. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.
Япония и современный мировой порядок. Монография. - М.: Вост. Литература, 2002. - 206 с.
Леонтьва Е. Япония / / МЭ и МО. - 2001. - № 8. - с. 109-118.
Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. - М.: РОССПЭЖ, 2002. - 208 с.
Агзамходжаев С. Японский опыт развития малого и среднего предпринимательства / / Персонал. - 2001. - № 10.
Баслакова М. Японская экономическая модель / / МЭ и МО. - 2004. - № 1. - с. 98-106.
4.4.2. Причины и последствия японской кризиса 90- х гг. ГЛАВА 5. СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА