5.1. Страны Европейского Союза в системе мирохозяйственных связей
История европейской интеграции началась сразу после Второй Мировой войны, а именно в 1946 году, когда премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступил со своей исторической речью в Цюрихе (Швейцария) о необходимости создания "Соединенных Штатов Европы", первым шагом к которому должно было послужить партнерство между Францией и Германией, пожизненными противниками во всех вийнах.Следующим событием, которое можно рассматривать как подготовительный этап создания интеграционной группировки был американский план Маршалла (1947 г.), целью которого был комплекс мер по возрождению хозяйства включая американскую помощь. В соответствии с этим 16 стран послевоенной Европы получили из США около 13 млрд. дол. в виде финансирования мероприятий экономического и технического спрямування.
В 1948 году был основан таможенный союз между тремя "малыми" странами Западной Европы - Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Этот опыт оказался весьма полезным в дальнейшем и привело к распространению интеграционных идей в других странах континенту.
Чрезвычайно высокие темпы экономического роста в 1947-1950 гг привели к тому, что возникла необходимость усилить эффект "компенсационного роста" новыми объединительными моделями двух-и многосторонних отношений. Создателями этого процесса стали две французские политики - Жан Моне и Робер Шуман и немец Конрад Аденауэр. 9 мая 1950 (ровно через пять лет после завершения последней войны в Европе) была обнародована "Декларация Шумана" (ее автор занимавший тогда пост министра иностранных дел Французской Республики), в которой предлагалось двум ведущим странам - Франции и Германии объединить свои усилия по контролю за производством угля и стали, а затем и военной промышленности, которая была крупнейшим потребителем последнего вида продукции. Идея создания наднациональной структуры, которая бы имела значительные полномочия принадлежала Ж.Моно и была горячо поддержана канцлером ФРГ - К.Аденауэром. А уже через год - 18 апреля 1951 года в Париже шесть стран (Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция и ФРГ) подписывают соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), после ратификации которого, в 1952 году указанная выше Соглашение вступило в силу. Тогда же было начато создание Европейского оборонительного сообщества, а со временем - Европейского сообщества по атомной энергии. 25 марта 1957 в Риме состоялось подписание Договора о Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и ЕВРОАТОМ, которые в современной научной литературе посвященной истории европейской интеграции называют "Римским договором". Они приобрели силу 1 января 1958 року.
За 50-х - 60-х гг процесс европейской интеграции приобретает новые обороты в т.ч. по расширению ЕЭС, решение о котором было принято в декабре 1969 г. в г. Гаага (Нидерланды). Вследствие этого, уже в 1973 году вместо "шестерки" - возникла "девятка", за счет присоединения Дании, Ирландии и Великобритании, в 1981 году этого союза вступила Греция. Национальный референдум 1994-го года. в Норвегии отклонил ее членство в ЕС, однако уже в 1995 году в Европейский Союз присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.
В течение 90-х годов активно шел процесс совершенствования договорных основ функционирования Европейского Союза. 11 декабря 1991 состоялось подписание Маастрихтского соглашения о создании ЕС, которая вступила в силу 1 ноября 1993 года, именно с этого периода Европейские сообщества получили современное название - Европейский Союз. В 1997 году этот документ был усовершенствован, а новое соглашение получило название - Амстердамский договор, который четко определял свободное трудоустройство и права граждан, свободу передвижения, предоставление большего веса ЕС на международной арене тощо.
Возможности дальнейшего расширения Евросоюза были четко задекларированы в Копенгагенских критериях на вступление (1993), которые впоследствии получили название политических. Чуть позже были приняты и экономические критерии для стран-заявителей, которые называются Маастрихтскими. Таким образом был создан фундаментальные основы будущего расширения этого крупнейшего в мире интеграционного формування.
Первой подала заявку на вступление в ЕЭС - Турция - в 1987 году, в 1990 году - аналогичное желание выразили Кипр и Мальта, в 1994 г. - Венгрия и Польша, в 1995 г. - Румыния, Словакия, Болгария, Эстония, Латвия, Литва , а в 1996 г. - Чехия и Словения. За 1997-2003 гг происходил быстрый процесс адаптации их экономик к системным требованиям Евросоюза и имплементации европейского законодательства к национальному (т.е. введение правил и норм в действующие законы, а также наблюдение за «европейским» механизмом их функционирования). Однако проходил в странах-Заявители по-разному, а следовательно различными были и результаты. В результате на Копенгагенском, а затем и Афинском саммитах (2002-2003 гг) было принято беспрецедентное решение о расширении ЕС сразу на десять новых (наиболее успешных в плане соответствии с вышеупомянутых требований) стран. 1 мая 2004 членами Евросоюза стали 10 европейских государств: Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения. Ожидается, что в 2007 году в Европейский Союз присоединятся еще и Румыния и Болгария, а также, возможно, что некоторые балканские страны (ЕС ведет переговоры со всеми странами бывшей Югославии и с Албанией). Требует решения также проблема будущего членства Турции, самой падала заявку на вступление, однако несоответствие критериям, прежде всего копенгагенским (политическим) отодвигает ожидаемое вступление на более поздний период.
Вследствие активного процесса расширения в 2004-м году Европейский Союз стал большой и мощной интеграционной организацией в мире, с численностью жителей - 455 млн. (2003 г.) США - 276, Япония - 127), большой площадью в 3,9 млн. км2 (США - 9,1, Япония - 0,4), ВВП - 9,1 трлн. долл. по ППС (США - 8,9, Япония - 3,1). Основные страновые и глобальные сравнения представлены в табл. 5.1 состоянию на нач. 2000 г., т.е. накануне процесса розширення.
Как следует из таблицы, страны Европейского Союза имеют достаточно различные макроэкономические показатели, однако среди них отчетливо выделяется "авангардная четверка" - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Тяготеет к группе Испания с разрывом в общем ВВП отношении Италии в 1,8 раза. Среди постсоциалистических стран аппликантов 2000-го года наибольшего суммарного показателя ВВП достигли Польша, Чехия, Венгрия. Аналогичное отставание по линии Венгрия - Словакия составило 2 рази.
Начиная с 2002 года все основные показатели Евросоюза рассчитываются в евро, за ними же проводятся сравнения с другими странами как правило по рыночному курсу валют. По состоянию на начало 2004 года в странах ЕС-12, то есть тех, которые входят в Европейский монетарного союза (ЕС-15, за исключением Великобритании, Дании, Швеции) по расчетам Евростата производился суммарный ВВП в размере 7616 млрд. евро, в ЕС-15 - 9875 евро, в США - 11560 млрд. евро, Японии - 4359 млрд. евро. Из этого следовало, что даже увеличение численности населения стран ЕС, вряд ли изменит соотношение в Евросоюзе. Если взять средний показатель ВВП на душу населения по модели ЕС-15 по состоянию на 1.01.2004 года за 100%, то аналогичный в США составляет 153,4%, Японии - 133,0%, Люксембурге - 204,3%, Ирландии - 142 , 7%, ФРГ - 105,2%, Великобритании - 115,0%, Франции - 102,2%, Италии - 91,3%. Однако более масштабное отставание имеют такие страны как Испания - 73,3%, Греция - 56,8%, Португалия - 52,8%. Реально это означает, что европейские "новобранцы", которым присущи более низкие показатели ВВП (30-60%) будут достаточно длительный период конвергенции с аутсайдерами ЕС-15. Положительной для ЕС чертой объединенной экономической системы может служить международная торговля, где четко прослеживаются преимущества евроинтеграции прежде всего на уровне снижения трансакционных витрат.
В 90-е годы страны Евросоюза продолжили укреплять свое положение на мировых рынках. В 1997 году экспорт пятнадцати в 2,7 раза превышал американский (37,9% мирового). Удельный вес стран в экспорте капитала в форме прямых иностранных инвестиций возросла до 25% (1991-1993), хотя западноевропейские ТНК по масштабам зарубежных инвестиций уступали американским корпорациям. Вместе с тем, на страновом уровне этот процесс не был равномерным. Удельный вес ФРГ в прямых иностранных инвестициях существенно возрастала, а Великобритании и Франции уменьшалась. Однако по объему прямых иностранных инвестиций Великобритания до сих пор опережает другие западноевропейские краини.
В течение 90-х годов в странах Евросоюза происходило быстрое изменение пропорций между стоимостью продукции зарубежных дочерних предприятий и величиной ВВП, в пользу зарубежного производства. По данным В. К. Ломакина (Россия) почти 20% ВВП Великобритании, Бельгии и Нидерландов были перемещены за границу. Основными рынками для инвестиций выступают США, где страны-члены ЕС приходится около
ГЛАВА 5. СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА | 5.1.1. Цели и задачи Европейского Союза |