5.2. Современные экономические теории европейской интеграции

С середины ХХ в. теория региональной интеграции приобретает довольно широкое распространение в мировой системе социально-экономических наук, однако наиболее значимой она становится в Европе, уже в 60-е - 70-е годы прошлого века значительно продвинулась вперед благодаря интеграции рынков и интеграции политики. До 90-х годов в теории европейской интеграции, как ее тогда стали называть, получили большое распространение четыре основные модели, которые имели опытно-правовую регламентацию:
экономический федерализм;
экономическая интеграция европейского типа;
региональная интеграция;
международно-правовое регулювання.
Особенностью европейской интеграции является то, что между теоретическим обоснованием ее основных положений и практическим внедрением существует небольшое расстояние, измеряемое 15-20-ю годами больших дискуссий и быстрых экономических и организационных изменений. Подтверждением этому может служить стремительный переход от зоны преференциальной торговли, а затем уже и зоны свободной торговли, который был заложен в 50-60-е гг к экономическому союзу, сформировавшийся в начале. 90-х. Таким образом была реализована теория А.Купера и Б.Массела по формированию таможенного союза, с которой четко следовала интеграционная теория снижения трансакционных издержек Х.Джонсона при отделении частных и общественных затрат. Попытка определения эффекта европейской интеграции сделал в 70-е годы голландец Я.Тинберген, который проводил различие между "негативной" и "позитивной" интеграцией. Именно по последней вытекала идея по этапности устранения таможенных барьеров и принятия соответствующих законов и создания институтов (наднациональных структур), которые затем трансформировалась в основные постулаты теории европейского институциализму. Под "отрицательной интеграцией" названный выше исследователь понимал простое устранение барьеров на пути трансграничного перемещения товаров, услуг и факторов производства, что в итоге вело, по его мнению, к снижению цен, повышению качества товаров и услуг, а значит и к росту эффективности национальных экономик. Хотя с другой стороны, перечень вышеприведенных мероприятий можно трактовать как принципиально новый уровень обострения конкуренции. "Позитивную интеграцию" Я.Тинберген понимал как процесс принятия наднациональных законов и создание соответствующих институтов, что существенно увеличивало мобильность факторов виробництва.
Заслуживает внимания также теория Б.Балассы, который четко устанавливает единство интеграции вообще и европейской частности, а также этапы странового конвергенции в пределах интеграционного формирования, хотя сам автор в известной работе "Теория экономической интеграции" (1961 г.) называет их стадиями и определяет последовательность объединительных действий следующим образом:
создание зоны свободной торговли;
таможенный союз;
общий рынок;
экономический союз;
полная экономическая интеграция.
Как уже отмечалось выше, страны Европейского Союза прошли все этапы своего развития и сейчас оказались перед дилеммой: дальнейшее расширение состава ЕС или углубления внутренней интеграции, т.е. экстенсивный или интенсивный путь развития этого крупнейшего в мире группировки. Это заставило многих ученых из стран ЕС теоретически определить новые пути совершенствования внутреннего механизма функционирования этой организации, которая все больше напоминала модель централизованного планирования и регулирования межстрановых пропорций, а также заняться обоснованием целесообразных границ расширения Евросоюза из-за высоких темпов роста флоридизации населения в Старой Европи.Module . Основные постулаты первого направления развития теории евроинтеграции достаточно четко изложены в труде англичанина Али М.Эль-Агра (El-Agraa Ali M. The European Union. History, institutions, economics and policies. - L., 1998), который четко выделяет более высокие , по его мнению, формы экономической интеграции, а именно: 1) увеличение мобильности факторов производства путем устранения барьеров, мешающих трансграничной торговли, 2) координация денежно-кредитной и налоговой политики (в ряде других работ указываются направления: инвестиционный, монетарный, фискальный), 3) формирование общих общих целей, которые настроены на достижение полной занятости, ускоренного экономического роста, конвергенции в распределении доходов и т.п.. Пять лет, прошедшие с того времени наглядно продемонстрировали: в Европейском Союзе проблема гармонизации фискальной и монетарной моделей находится пока на дискуссионных уровне через достаточно разные ступени социально-экономического развития и в окончательной их гармонизации в рамках Европейского монетарного союза (EMU) еще далеко.
"Взрывного" расширение ЕС, пророкувалося ведущими специалистами Института стратегических исследований в Милане (Италия) Паолой Савона и Жаном Карло еще в 1995 году, исполнилось в 2004 году, когда ЕС в течение одного дня - первого мая, существенно увеличил свои границы выйдя на первое место среди глобальных конкурентов США и Японии по площади, численности населения и ВВП, однако значительно снизив относительный показатель этого макроэкономического индикатора с $ 22000 (ППС, 2003) до $ 19900 (ППС, май 2004-го года, экспертные данные). Турбокапитализм, как называют его вышеназванные авторы, за XXI века. значительно усилит динамику движения капитала, а затем развиваться в двух направлениях: расширение геоэкономического пространства и надстройка новых этажей интеграции. Подтверждением первого тезиса могла бы служить цитата из общего произведения вышеупомянутых итальянцев:
"После истощения ресурсов дешевой рабочей силы Восточной Европы благодаря ее интеграции в европейское экономическое пространство, а также росту ее благосостояния, а значит и заработной платы трудящихся, Европа будет вынуждена обратиться к странам юга Средиземного моря."
(П.Савоно, Ж.Карло. Геоэкономика. Господство экономического пространства. - М.: Ad. Marginen, 1997. - С. 22-23).
В другом месте книги авторы четко прогнозируют: для того чтобы сохранить относительно устойчивые темпы экономического роста Европейский Союз в 2020 году должен выйти на украинском-русский кордон.
XXI века было ознаменовано мощным "взрывом" новых теорий евроинтеграции. Среди них на первое место вышла проблема политической интеграции, которую можно охарактеризовать как такую, которая существенно усилит существующую институциональную модель ЕС. Однако среди многих новейших экономических интеграционных теорий на первый план постепенно стала теория внутреннего регионализма (М.Китинг, Дж.Логлин, Р.Хадсон, А.Вильямс и другие), целью которой было обоснование создания гомогенного европейского экономического пространства, в котором удастся уменьшить социально-экономические диспропорции за счет усиленного влияния наднациональных европейских структур. Сюда же были добавлены принципы, которые затем стали нормой европейской региональной политики: субсидиарность (делегирование в регион той суммы полномочий, которые он может эффективно выполнять), комплиментарности (структурные фонды ЕС могут поддержать проект, если в регионе будут также изысканы средства в размер 25-75% (в зависимости от уровня развития страны) для его финансирования), программированности, определения депрессивности тощо.
Таким образом, сразу после создания экономического и политического союза стран-участниц должна развиваться процесс региональной европейского единства (ее второе название - региональный союз или "Европа регионов"). См.. рис. 5.1.

5.1.1. Цели и задачи Европейского Союза 5.3 Экономическая модель Германии