5.3.2. Особенности немецкой экономической модели

После второй мировой войны Германия пережила немало осложнений, связанных с демилитаризацией и денацификации ее экономики. Период с 1945 по 1949 гг можно считать самым сложным в экономической истории страны в ХХ в. Понятно, что в конце 40-х годов в стране возникла острая необходимость в разработке новой модели социально-экономического развития, которая с одной стороны совпадала с "планом Маршалла", относительно послевоенного устройства Западной Европы, с другой - максимально учитывала немецкий специфику рыночного хозяйства. Именно такая модель была предложена Людвигом Эрхардом, директору Управления хозяйства объединенных зон оккупации и канцлером ФРГ в 60-е годы. В основу разработки новой концепции, которая в дальнейшем получила название - социального рыночного хозяйства было положено методологию неолиберализма (ордолиберализму), которая базировалась на взглядах немецкой "Фрайбургский школы". Из нее следовало, что будущее благосостояние страны должен базироваться на частной собственности на средства производства, свободной конкуренции и свободного ценообразования (в дальнейшем этот подход не раз уточнялся и менялся), активной роли государства, борьбе с экономическим кризисом, недопущением монополизации и милитаризации экономики. Стратегической целью новой политики Германии было - обеспечение социальной справедливости и высокого уровня социальных гарантий, однако путь реализации основных составляющих новой модели лежал через "шоковую терапию" малопопулярных, но необходимые меры оздоровления экономики, ими оказались:
1. Денежная реформа, в ходе которой рейхсмарки был отменен и каждый немец получил по 40 дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Половина сбережений немцев в банках переоценивалась по курсу 1:10, а вторая по - 1:20, денежные обязательства предприятий перечислялись по курсу 1:10. Также было аннулированы практически все финансовые обязательства учреждений фашистского рейху.
2. Реформа цен. Из-за отмены различных ограничений и административного регулирования цены достигли пика, а затем начали снижаться в соответствии со спросом и предложением на отдельные товары и услуги. Было ликвидировано "черный рынок" продуктов питания, а колебания цен четко гармонизувалася с повышением заработной платы, которая зависела теперь от роста производительности праци.
3. Реформа предпринимательской модели. Основным звеном хозяйства ФРГ в послевоенные годы стал малый и средний бизнес, а за деятельностью монополий вводился надзор со стороны государства, что вызвало недовольство основных послевоенных товаропроизводителей, которые стремились к контролю над немецким ринком.
4. Кредитная и налоговая реформа, которая сделала доступными получения кредитов под невысокий процент представителями бизнеса и отдельными гражданами, а снижение налогового давления способствовало повышению деловой активности.
5. Социальная реформа. Ее главной целью был более или менее равномерное распределение социальных благ в т.ч. бесплатная образование, страховая медицина, долгосрочная помощь по безработице тощо.
Проведенное системное реформирование хозяйства привело к быстрым изменениям в экономике и в середине 50-х годов страна вышла на ведущие позиции в Западной Европе, а затем и одни из первых в мире. Именно с этого периода начинают говорить о "немецкое экономическое чудо".
Однако высокие темпы экономического роста далеко не всегда были присущи ФРГ. В послевоенный период страна четыре раза пережила падение национального производства. Наиболее значительным был кризис 1966-1967 гг, которую принято называть структурной. Если в начале 60-х годов ВВП (в пересчете на современную систему исчисления по рыночному курсу) на одного жителя превышал 120% от среднего по модели ЕС-15 (сюда включались и те страны, которые не входили в то время в «Общего рынка» ), то уже в 1967 году этот индикатор упал до 113%. Фактически это означало, что в конце 60-х страна исчерпала свой ресурс экстенсивного роста, а ее макроэкономическая политика требовала существенных изменений. Таким образом, на смену неолиберальной модели развития пришла неокейнсианская, которая предусматривала внедрение "глобального регулирования", состоявшее из равномерного (хотя и невысокого) экономического роста, полной занятости, стабильности цен и равновесии платежного баланса. Государство взяло на себя также функции антициклического регулирования, прогнозирования и программирования. Такие меры Правительства дали свой эффект в самом начале 70-х годов, когда были восстановлены высокие темпы роста. Однако уже в 1974-1975 гг страна столкнулась с кризисом перепроизводства, когда значительно возросло банкротство компаний, увеличились инфляция и уровень безработицы, говорило о наличии стагфляции, которая отмечалась тогда в большинстве развитых краин.
Наращивание диспропорций и подорожание энергоносителей, связанных с мировым энергетическим кризисом, падение нормы прибыли и обострение международной конкуренции привели к кризису 1980-1982 годов, что вызвало переход к "смягченного" варианта неоконсервативной модели развития, а меры, которые были применены при этом напоминали американский или британский пидходи.
Однако наиболее глубоким кризисом была все-таки кризис начала 90-х годов. Особенность ее заключалась в том, что на циклический кризис (раз в 10-12 лет) наложился процесс присоединения Восточной Германии, большинство предприятий которой не выдержала конкуренции со стороны европейских компаний. Вследствие этого быстро росла безработица, общий уровень которого в землях бывшей ГДР в середине 90-х гг превышал 17%. Негативные последствия объединения преодолеваются все еще за счет привлечения трансфертов государственных финансов из Западной в Восточную Германию. По данным В.П.Колесова и М.Н.Осьмовои только социальные трансферты за период 1991-1998 гг составили в суммарном расчете 1,4 трл. дойчмарок (700 млрд. евро).
5.3.1. Место ФРГ в глобальной и европейской экономике 5.3.3. Современная модель развития