5.4.3. Современная структура хозяйства

Как и все постиндустриальные страны структура производства Франции отражает в целом типичен для Большой семерки состав и соотношение основных отраслей. Так, в конце 90-х годов на сельское хозяйство приходилось 2,3% ВВП, товары, на промышленность - 26,2%, сферу услуг - 71,5%. Подобной этого была и структура занятости. Крупнейшие французские фирмы достаточно известными в мире и Европе, а затем их значение в глобальной экономической модели является важным, однако по объемам торгового оборота, доходности и численностью работающих они уступают американским, немецким и целому ряду британских компаний (см. табл. 5.3).

Как следует из таблицы, позиции французских компаний довольно разными. Так, например, два автомобильных гиганта частный "Пежо-Ситроен" и государственный "Рено" обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства автомобилей и суммарную занятость около 330 тыс. человек. Французская промышленность представлена также европейскими лидерами в области производства скоростного подвижного состава железных дорог (TGF), самолетов (Airbus, Falcon, Mirage), ракет (Arian), ядерной энергетики в которой она имеет передовые технологии, в обработке редкоземельных металлов, робототехнике, биотехнологиях, микроэлектронике .
Для страны характерно высокий уровень концентрации и централизации капитала, при котором ведущие позиции принадлежат десяти финансово-монополистическим группам, при этом государственные и частные корпорации довольно успешно конкурируют как на внешнем так и на внутреннем рынках. Примером такой конкуренции могут служить не только "Пежо" и "Рено", но и французские лидеры электронной и электротехнической промышленности: частная корпорация "Компани женераль дьелектрисити" и государственная "Томпсон". Несколько иначе сложились отношения лидеров авиакосмической промышленности - государственной "Аэроспасьяль" и частной "Дассо". Последняя была просто поглощена первом через довольно нестандартный подход, когда французское правительство объявило о своем намерении передать 45,9% акций «Дассо» компании «Аэроспасьяль".
Усиленная конкуренция с американскими самолетостроительными компаниями привела в нач. 70-х гг создания нового международного консорциума "Эрбас индастри", пакеты акций в котором принадлежит "Аэроспасьяль" (Франция), "Бритиш Аэроспейс" (Великобритания), "Касса" (Испания) и ряда других. Однако наибольшая доля в пакете акций принадлежит первым двом.
Французские фирмы имеют достаточно высокие конкурентные позиции также в химической, химикофармацевничний и пищевой промышленности, на которые приходится значительная доля производства продовольствия в Европе, по объемам которого страна вышла на второе место в мире и первое в ЕС. Одним из лидеров отрасли является компания "Данон", экспансий на деятельность которой в странах ЦВЕ обеспечила ее доминирование на рынках молокопродуктов. Традиционно конкурентными выглядят позиции Франции в винодельческой, коньячной и парфюмерной промисловости.
Вместе с тем, страна имеет достаточно жесткую позицию ЕС по металлургической отрасли, которую французское правительство рассматривает как наиболее "чувственную" звено. Только одна компания "Юзинор-Сасилор" обеспечивает около 70% производства стали и 98% экспорта продукции отрасли. Расширение ЕС, которое имело место в 2004 году не повлияло на ее конкурентные позиции из-за значительного ограничения выпуска метизов в государствах Центральной и Восточной Европи.
Сельское хозяйство. Интенсивный рост механизации и автоматизации течение периода 1960-1990 гг привело к тому, что валовой аграрный продукт страны удвоился, а его среднегодовой прирост превышал 3%, в результате чего удельный вес Франции значительно возросла в мировом сельхозпроизводстве. В середине 90-х годов ее доля в ЕС достигла 23%, при том что численность населения составляла лишь 10%. Сейчас страна обеспечивает почти половину европейского производства вина, 25% говядины, почти 1/6 производства молока и баранины, 1/3 птицы. Страна ежегодно собирает 35% зерновых, выращиваемых в ЕС, 26% сахарной свеклы, 15-16%% овощей и фруктов. Близкими к этому показателю является производство, яиц и свинины. По производству молока и молочных продуктов на душу населения Франция опережает даже США.
Сфера услуг. Эта отрасль традиционно оценивается во Франции по численности занятых в различных сферах. Наибольшей по удельному весу при этом выступают консультативные услуги, состоящие из информационных, рекламных, маркетинговых, инжиниринговых и тому подобное. Кроме этого выделяют также оперативные услуги, подбор персонала, работу с кадрами, обеспечения безопасности граждан. Ведущую роль в структуре отрасли видиграють банковская сфера, транспорт, торговля, туризм.
Крупнейшими банками Франции считаются "Сосьете женераль", "Кредит Лионне", "Банк насьональ де Пари". Они имеют разветвленную сеть отделений и активно работают на мировых рынках банковских услуг. В условиях глобализации мирового хозяйства в экономике страны идет активный процесс слияния финансового капитала с промышленным с образованием так называемых финансово-промышленных групп. В своей основе к ним могут входить как семейные кланы: группы Ротшильдов, Ампен-Шнейдеров, так и конгломераты банков и компаний: "Париба", "Соез".
Франция имеет развитый транспортный комплекс, который представлен прежде всего сверхскоростными железными дорогами "ТЖВ", скорость движения на которых превышает 320 км в час, разветвленную автодорожной систему и мощный авиационный транспорт. Так, известная французская авиационная компания "Эр Франс" имела в 2002 году торговый оборот в размере 12,3 млрд. евро, а численность работающих была около 65 тыс. человек, уступая таким образом на европейском рынке воздушных перевозок только немецкой "Люфтганзы", вместо имея больше ее прибыли. Немаловажно также морской транспорт, однако его позиции выглядят более скромными (25-е место в мире по тоннажа).
Существенные изменения происходят в организации оптовой и розничной торговли Франции. Как и через в западных странах здесь распространены супер и гипермаркеты и торговля по каталогам, сохранились магазины потребительских кооперативов, народные магазины и большие магазины (напоминающие хорошо известны универмаги), однако эффективность "цепочек поставок" в них уступает современным формам организации торгивли.Module . Франция является мировым лидером в области туризма, в котором занято около 500 тыс. человек. Ежегодно страну посетят более 62 млн. туристов, которые приносят ей доход в размере 28 млрд. дол. Удельный вес туризма (включая внутренний) превышает 10% ВВП. Во Франции считают, что эта отрасль является одной из перспективных и может реально повлиять на снижение достаточно высокого для постиндустриальных стран уровня безработицы (более 11%).
5.4.2. Французская модель экономики 5.4.4. Особенности внешнеэкономических связей