5.6.4. Особенности внешнеэкономических связей

В структуре экспортно-импортных операций Италия мало чем отличалась от других стран Европейского Союза, на которые приходится 60,6% импорта и около 57,2% экспорта страны (1999). При этом основными партнерами в ЕС были Германия (19,2%), Франция (12,6%), Великобритания (6,1% всего объема внешней торговли). Доля США при этом составляла всего 5%. В мировом рейтинге внешней торговли страна занимает шестое место, а вот за экспортом услуг - пятое. В течение пяти лет (1996-2000) объемы экспорта (оцененные в итальянских лирах) выросли в 1,3 раза, импорта в 1,5 разив.
Особенности международной специализации страны достаточно четко может проиллюстрировать структура внешней торговли товарами (см. табл. 5.7), которая отличается от той, что существовала в нач. 90-х годов и стала результатом глубокого реформирования национальной экономики. Если сопоставить долю импорта и экспорта в 2000-м году, можно сделать вывод, что в рамках международного разделения труда Италия имела приоритеты в ввезенные химических товаров, электротоваров и инструментов, продуктов питания, минерального сырья и транспортного оборудования. Однако в ряде отраслей, экспорт преобладал над импортом, в частности в торговле кожаными изделиями, машинами и оборудованием, текстилем, обувью и одягом.

Отличительной особенностью внешней торговли Италии от многих других постиндустриальных стран мира является наличие положительного сальдо торгового баланса, хотя таковым он стал лишь в конце 90-х рокив.
Вместе с тем, страна, как отмечалось ранее даже сейчас довольно большим внешним должником, однако одновременно Италия выступает достаточно мощным европейским донором экономической помощи - около 1,3 млрд. дол. (1997), которая в основном она ориентирована на страны Средиземноморья.
5.6.3. Отраслевая структура хозяйства Италии 5.7. Скандинавская модель развития