7.1. Общая характеристика

После развала в 1991 году СССР, прекращения деятельности СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) и образование пятнадцати суверенных государств возникла вполне понятна необходимость координации экономических, политических, а в некоторых случаях и военных усилий бывших республик Советского Союза. Вследствие этого 8 декабря 1991 г. в Республике Беларусь было подписано Соглашение между Беларусью, Российской Федерацией и Украиной, которые объявили не только о прекращении действия договора об учреждении СССР, основателями создание которого они были в 1922 году, но и о создании СНГ (Содружества Независимых государств). 21 декабря 1991 в г. Алма-Ата (Республика Казахстан) был подписан Протокол к выше названной соглашения, который расширил членство в этой организации за счет участия в ней Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении. В 1993 году к нему присоединилась Грузия. Таким образом, современный состав государств СНГ насчитывает 12 независимых стран, находящихся на разных стадиях реформирования собственной экономики и соответствующей емкости хозяйственного потенциала. Такая модель интеграционной группировки получила название разноуровневой и разноскоростной учитывая реальные темпы экономического роста. По данным проф. Н.Зиядуллаева (Россия) на страны этой группы приходится 16,3% площади суши Земли, 5% численности населения планеты, 25% - запасов природных ресурсов, 10% - промышленного производства, 12% - научно-технического потенциала и 10% - ресурсоутворюючих товаров. В этих странах производится около 10% мировой электроэнергии (2003). Вместе с этим, позиции СНГ в мировой экономике не выглядят достаточно сильными, а интеграционные связи существенно отличаются по масштабности от аналогичных в НАФТА или глубиной в ЕС (см. табл. 7.1).
Как следует из таблицы, страны СНГ, несмотря на большой потенциал выглядят довольно «скромно» в глобальной экономике. Если в производстве ВВП на них приходится лишь 3% мирового, то в потреблении энергии - 12%, что позволяет сделать вывод о нерациональной структуре энергопотребления, перегруженность экономики энергозатратными производствами и технологическую отсталость в производстве товаров и послуг.
При исследовании показателей технологических достижений страны СНГ не могут считаться не только лидерами, но и теми, которым следует относить к потенциальным участникам мировой технологической конкуренции, однако, качество рабочей силы, наличие значительных достижений в авиационной, космической технике, в т.ч. в ВПК и в других научных сферах позволяет рассматривать этот мегарегион как одну из мощных миграционных зон, где большое значение будет иметь проблема «утечки ума» из приоритетных отраслей национальных економик.
Вместе с тем, проблема социального расслоения населения выглядит довольно сложной в СНГ, а низкий уровень доходов граждан также подталкивает их к вынужденной миграции. По показателю ИЧР, страны этой группы также пока не могут считаться мировыми лидерами (см. табл. 7.2), ведь расположение в пределах от 53-го места (Беларусь) до 113-го (Таджикистан) позволяют относить их к государствам со средним уровнем развития. Впрочем, даже и здесь четко выделяется группа лидеров (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан), занимающих верхние строчки в этой группе. В долгосрочной перспективе именно эти страны могут занять достойное место в числе развитых государств мира. Довольно важным показателем является уровень бедности населения, который определяется в государствах по-разному, хотя в основу международных сравнений традиционно возлагаются расчеты удельного веса лиц с доходом менее 2 долл.. США в день. При этом самый высокий уровень бедности присущ Туркмении, Молдавии и Армении. Вторым индикатором развития может выступать среднемесячный уровень заработной платы. В середине 90-х годов он был самой низкой в Таджикистане (около 8 долл.. В месяц). Приведенный уровень бедности в Грузии и Белоруссии также не является адекватным состояния их экономического развития включая ИЧР, ведь может сложиться ложное представление об отнесении этих стран в глобальных лидеров с высоким уровнем социальных гарантий.
На протяжении всего периода своего существования как независимых государств страны СНГ прошли довольно сложный путь развития, который условно можно разделить на четыре этапа:
И. Начало осуществления системных реформ (1991-1994 гг) - характеризовался разрывом установившихся связей, сырьевой кризисом, созданием рыночных институтов, которые оказались неэффективными в переходной экономике. Имело место наращивание падение производства, возникновения безработицы, усиление инфляции.
II. Применение антикризисных мер (1995-1997). Этот этап отличался решительной борьбой правительств стран СНГ с инфляцией; усилением финансовой дисциплины; кризисом неплатежей; значительным ростом платы за квартиру и коммунально-бытовые услуги. Этому периоду были присущи усиления диспропорциональности в развитии экономики и формирование различных моделей хозяйства основном неолиберального направления. Именно тогда произошло смещение инвестиционной активности в двух направлениях:
в жизнеобеспечивающие отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, фармацевтическую и легкую промышленность
в экспортные секторы национальных экономик, прежде всего в нефте-газодобывающей комплекс и другие сырьевые галузи.
Рядом с тем, что практически во всех странах СНГ существуют значительные проблемы в различных отраслях производства, машиностроения оказалось уязвимым из всех, которое даже и сейчас не достигло уровней выпуска продукции 1990-го года. Уже в конце 1997 года в странах Содружества наметилась тенденция к росту зарплаты, вследствие введения жестких монетарных мер (которые потом постоянно критиковались) относительно стабильными стали национальные валюты, появились возможности проведения их конвертации, хотя повышенный спрос на свободно конвертируемые валюты, прежде всего на доллары США , установил неэквивалентный обмен между ним и национальными денежными единицами СНГ, оказался завышенным в 2-3 раза (Вот почему в статистике существует такая большая расхождение между показателями ВВП по валютному курсу и паритетом покупательной способности).
III. «Русская» кризис экономики (1998-1999 гг) была проявлением тихоокеанской кризиса и привела к значительному снижению покупательной способности населения, скатывание на предыдущие трансформационные позиции в странах, где наметилось экономический рост, банковского кризиса, многочисленных банкротств и существенного сокращения импорта. Значительно снизились золотовалютные резервы государств СНГ, а интервенции национальных банков Содружества наличность и безналичных средств на внутренние валютные рынки не привели к утолению ажиотажного спроса на свободно конвертируемую валюту. Время эта кризис имел и позитивные последствия: увеличился экспорт из стран СНГ за рубеж мира (прежде всего в ЕС и США), создались условия для развития национального товаропроизводителя, который начал доминировать на внутренних продовольственных рынках создало надлежащие условия для подъема экономики в последующий период . Большинство предприятий-экспортеров научились умело защищать свои интересы во время антидемпинговых расследований в США, Канаде, странах ЕС, от чего страдали в нач. 90-х рокив.
IV. Подъем производства (2000-2005 гг) характеризовался значительным улучшением мировой конъюнктуры спроса особенно на нефть, природный газ, продукцию металлургического комплекса и, частично, на продовольствие. В это время происходит мощный выход компаний СНГ на конкурентные рынки ЕС и США, уменьшение удельного веса взаимной торговли, создаются благоприятные условия для улучшения инвестиционного климата в них. Например, объем торговли России со странами Содружества снизился с 138 млрд. дол. в 1991 г. до 26 млрд. в 2002. Удельный вес СНГ во внешнеторговом обороте России упала с 55 до 20%. Зато наращивания торговли с ЕС шло опережающими темпами.
Существенно изменилась структура и направления инвестиций в рамках Содружества. В 2003-м году в экономику России из стран СНГ (В.Комаров, 2004) поступило инвестиций на сумму 890 млн. дол., В то время как из дальнего зарубежья - 29,7 млрд. долл., то есть в 33 раза больше. Инвестиции России в экономику СНГ составили 544 млн. долл.. или вдвое меньше чем страны Содружества вложили в Россию и это и в то время, когда РФ инвестировала в дальнее зарубежье 23,3 млрд. дол., то есть в 43 раза больше, чем в страны СНД.
2004 год оказался рекордным по экономическому росту постсоветских государств. По данным Статистического комитета СНГ рост ВВП в них (в%) составлял:
в Украине - 12;
в Беларуси - 11;
в Таджикистане - 10,6;
в Азербайджане - 10,2;
в Армении - 10,1;
в Казахстане - 9,4;
в Грузии - 8,4;
в Молдове - 7,3;
в Кыргызстане - 7,1.
(Данные по Узбекистану и Туркмении не обнародовались).
Современная модель СНГ характеризуется наличием многосторонних интересов, которые далеко не всегда гармонизируются в пределах того экономического пространства, они образуют. Очевидности вытекает из Устава СНГ (1993 г.), в котором определяются принципы взаимоотношений в рамках этой организации (государственный суверенитет, равенство участников, право на самоопределение, признание территориальной целостности и нерушимости государственных границ и т.п.) и правила функционирования Содружества (взаимодействие, координация, достижения консенсуса при принятии решений, возможность ассоциированного членства т.д.), однако не предусмотрены специфические санкции (как это есть в ЕС) за нарушение соглашений, устава, домовленостей.
Высшим органом СНГ выступает Совет глав государств, а исполнительные функции реализует Совет глав правительств. На другой орган - Исполнительный секретариат СНГ возложено организационно-технические функции.
Как отмечалось ранее, в начале создания Содружества в основу ее функционирования было принято реализацию идеи разноуровневой и разноскоростной экономической интеграции постсоветского пространства. Основным инструментом усиления объединительных функций СНГ считалось создание межгосударственных объединений, впрочем дальнейшее развитие этой группировки обнаружил довольно противоречивые тенденции сближения стран-участниц, в хронологическом порядке они выглядели следующим образом:
Сентябрь 1993 - заключен Договор о создании Экономического союза (Украина воздержалась от его подписания)
Апрель 1994 г. - Соглашение о создании зоны свободной торговли между всеми участниками СНГ; в это же время началась реализация Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подготовлено Соглашение о создании общего научно-технологического пространства. Большое значение имело также формирование Межгосударственного Банка СНГ, уставный капитал которого сейчас составляет около 1 млрд. дол.;
Январь 1995 - Соглашение о создании Таможенного союза, к которому со временем вошли Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан;
Апрель 1997 - Договор о Союзе Беларуси и России, десятилетие которого отмечать в 2007 году, однако значительных сдвигов по созданию совместного монетарного союза не говоря уже о новой политическую модель организации единого государства пока не заложен;
декабрь 1999 г. - заключен Договор о создании Союзного государства России и Беларуси;
Октябрь 2000 - Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Именно на него возложена миссия замены Таможенного Союза;
сентябрь 2003 г. - Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое подписали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Украина. Однако в этом документе ряд государств, прежде всего Украина, оставили за собой право частичной ревизии отдельных пунктов. Заключенное соглашение достаточно четко регламентирует основные направления организации нового экономического пространства, важнейшими из которых являются:
создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала (в Евросоюзе это называется - четыре свободы)
гармонизация законодательства государств-участников;
формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий;
гармонизация макроэкономической политики.
Основой новосозданной организации может считаться принцип поэтапности интеграционного процесса, что должно привести к разноуровневой и разноскоростной интеграции в рамках ЕЭП. Предполагается, что значительная часть полномочий стран будет делегироваться наднациональным структурам, является вполне допустимым в условиях глобализации мирового хозяйства, хотя этого опасаются национальные государства, которые справедливо считают, что такие действия могут привести к потере их суверенитета. Учитывая, что многие принципов и подходов при создании ЕЭП почти тождественными к документам Европейского Союза можно считать, что новая модель интеграции «промышленно четверки» СНГ будет базироваться на применении экономического прагматизма и ускоренному формированию бизнес-структур (ТНК, финансово-промышленных групп, объединений, совместных предприятий), что в итоге приведет к снижению трансакционных издержек в экономических отношениях между ними. Предполагается, что предстоящее вступление в ВТО также станет возможным лишь через совместные шаги государств-участников, ведь как показали расчеты Министерства экономического развития РФ, государства СНГ ежегодно теряют около 3 млрд. дол. от дискриминации торгово-экономических отношений с третьими краинами.
Сложность дальнейшей интеграции заключается также в полиструктурного характере двух-и многосторонних соглашений, регламентирующих деятельность как отдельных стран, так и СНГ в целом, среди них наиболее важными являются:
Договор о коллективной безопасности (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан)
Восточно-Европейский Союз (Украина - Молдова), что со временем перерос в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова)
Центрально-азиатское сотрудничество (Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).
К этому следует добавить, что несколько стран СНГ (Молдова, Грузия, Киргизия) уже вошли в ВТО и взяли на себя соответствующие обязательства обусловлены членством в нем, а следовательно их дальнейшее участие в Содружестве будет регламентироваться многим пунктам соответствующих соглашений ГАТТ / ВТО . Проведенное российским ученым Н.Зиядуллаевим исследования дальнейших намерений участников Содружества позволило четко определить много диаметрально противоположных интересов этих государств, автор (2004) погрупував следующим образом:
желание найти свой собственный путь (Узбекистан, Украина)
взять на себя роль лидера (Россия, Беларусь, Казахстан)
избежать участия в согласовании договоров (Туркмения)
получить военно-политическую поддержку (Таджикистан)
решить внутренние проблемы (Азербайджан, Армения, Грузия).
Разногласия в намерениях, а также в интересах государств-участников также хорошо иллюстрирует современная структура производства стран СНГ, основанный на выявленные пропорций в составе отдельных отраслей в валовой добавленной стоимости (ВДС) (см. табл. 7.3).
Именно эти соотношения позволяют четко погрупуваты государства по типу современного состояния экономики следующим образом:
И. Страны, приближающиеся к типу постиндустриальных и имеют удельный вес сферы услуг в структуре ВДВ, которая превышает 50%: Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, а также Грузия и Молдова. Последние два государства также имеют высокие показатели услуг, однако отличаются низкой их эффективностью, к тому же в них достаточно низкой является заработная плата. Например, если в четверке лидеров она колебалась в пределах от 103,3 долл. в Украине до 249 долл. в России (на декабрь 2003 г.), то в Грузии она была на уровне 44,4 долл. (2001) и Молдове - 97 долл. (2003, декабрь). Можно предположить, что существенного сближения между уровнями оплаты труда в ближайшее время не видбудеться.
II. Группа индустриализированных стран, в которых удельный вес промышленности доминирует над сельским, рыбным и лесным хозяйством, что достигается за счет развития главным образом добывающих отраслей. В этих государствах удельный вес индустрии как правило равна сфере услуг. В состав этой группы входит Азербайджан (средняя зарплата в декабре 2003 г. там составила 85 долл.) И Туркмения (эта страна последний раз обнародовала данные о средних доходах населения только в 1998 году - 57,2 долл.).
III. Аграрно-индустриальные государства, в которых удельный вес аграрного сектора в структуре ВДВ преобладает над промышленностью. К этой группе стран относятся Армению, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Среднемесячная номинальная заработная плата в них достаточно низкой, от 72 долл. в Армении до 21,9 долл. в Таджикистане (2003).
Современному развитию стран СНГ присущи как общие, так и отличительные черты функционирования их хозяйств, которые можно свести к следующим блоков:
1. СНГ является организацией государств бывшего СССР (без стран Балтии) основной целью создания которого было сохранение экономических связей на постсоветском пространстве. Однако избежать разрушительного падения производства, которое последовало после распада Советского Союза традиционными для этих государств методами не удалось. Меры правительств по ограничению импорта, энергетического диктата, товарных войн и ультиматумов, которые четко характеризуют период 1991-1995 гг, внесли значительные споры между участниками СНГ, однако ни в коем случае не возродили нормальные пропорции эквивалентного обмину.
2. 3. 4. 5. 6.
Глава 7. ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ 7.2. Экономика России