7.2.2. Особенности осуществления экономических реформ в 90-е годы
Необходимость в реформировании советской экономики тесным образом была связана с насущными потребностями в существенных структурных изменениях хозяйства Российской Федерации. Первым системным проектом была программа «500 дней» (1990), авторами которой стали известные российские экономисты С.Шаталин и Г.Явлинский, они же сформулировали ее главную цель - экономическую свободу граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы. Впервые был провозглашен ряд фундаментальных принципов коренного реформуванян: открытость экономики, отказ от прямого участия государства в хозяйственной деятельности, конкуренция производителей, свободное ценообразование, формирование рынков рабочей силы и финансов, обеспечения социальной защиты населения тощо.Среди многих революционных изменений декларировались в программе Шаталина - Явлинского она все-таки представляла собой довольно эфемерную надежду за 1,5 года перейти к рыночной экономике, ведь социальная защита населения мало корелювався с высокими темпами инфляции в стране, следовавших за финансированием ряда гуманитарных мероприятий, а необходимость в контроле за ценами формировала дефицит товаров и услуг, снижения их качества и возникновения масштабного за всю историю страны «теневого рынка», удельный вес в котором нередко превышала отметку в 50%.
Уже в апреле 1992-го года названная выше программа вызвала значительную критику со стороны оппонентов, ведь планового и быстрого перехода к рынку не произошло, а социальная защищенность оказалась химерой. Следующими мерами стал отход от реформ и появление новой модели повышения роли государства в экономике в переходный период. Эта программа была предложена Р.Хасбулатовим и объединением «Гражданский союз». Основными направлениями ее реализации стали:
введение государственного регулирования заработной платы и цен;
дотирования аграрного сектора экономики;
увеличение централизованного финансирования деятельности социального комплекса;
индексация сбережений населения;
отказ от ускоренной приватизации.
Такие меры хотя и имели целью стабилизировать российскую экономику однако фактически означали обновления плановой экономики, что опять же вело к скатыванию на позиции конца 80-х рокив.
В июне 1992 года известным российским экономистом Е.Гайдар был предложен новый вариант трансформационной программы известный под названием «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», который был разработан совместно с западными экономистами, которые были экспертами МВФ и исповедовали монетаристские взгляды. Главными пунктами гайдаровской программы стали:
- Дерегулирование экономики, снятие административного контроля за ценами и хозяйственными связями (включая экспортно-импортные операции), развитие торговли вместо командного распределения товаров и услуг;
- Финансовая стабилизация страны, укрепления рубля;
- Приватизация, развитие предпринимательства, создание рыночного хозяйства и предпосылок для экономического роста;
- Активная социальная политика;
- Структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, повышения конкурентоспособности, интеграция России в мировое хозяйство;
- Снижение затрат, стабилизация цин.
Именно эти пункты и разработанные на их основе конкретные меры служили отправной точкой для ведения переговоров с МВФ и «Большой семеркой» о предоставлении кредитов российскому правительству. Зато сложность трансформационного периода в России оказалась довольно непростой для перехода на неолиберальную модель развития. Наиболее проблемными в этот период стали: кризис неплатежей, фактически затормозила расчеты между предприятиями; не была обеспечена политическая стабильность в обществе; начался «парад регионов», которые на основании принципа субсидиарности добивались больших прав в распределении доходов, что в конце концов дистанциювало регионов РФ за «конъюнктурными отраслями»; существенно выросла инфляция, а действия правительства по ее обузданию были крайне непоследовательными от введении проинфляцийних меры к антиинфляционных; усилилась коррупция и мафиознисть экономики и т.д.. Вместе с тем, элементы «шоковой терапии», которые были применены в период 1992-1994 гг не оказались напрасными, в определенной степени они определили переход к следующему градуалистской периода, во время действия которого (1994-1996 гг) усилился процесс кредитования экономики за положительной процентной ставке, снизилась инфляция, замедлилось падение ВВП до - 4% в 1995 г. и -3,4% в 1996 г., объемы экспорта превысили импорт. Эта тенденция опережающего наращивания экспорта сохраняется в РФ и зараз.
В 1997 году впервые в стране отмечается рост ВВП (0,9%), не оказалось постоянным. Уже в следующем году началась масштабная российский кризис, который был с одной стороны порождена известным «азиатско-тихоокеанским» экономическим обвалом, с другой - многочисленными проблемами предприятий (микроуровень), которые оказались во многих случаях неспособными свободно конкурировать с импортными товарами. Несмотря на все усилия Центробанка российский рубль не удалось удержать, произошел его обвал. Так, если в 1998-м году за $ 1. давали 20,7 рублей, то уже в 1999-м - 27 руб. Существенно снизилась средняя заработная плата в долларовом эквиваленте с 164 в 1997 г. до 62 в 1999-м. Инфляция в 1998 году достигла 84,4% против 11% в 1997-м. Существенно вырос уровень безработицы, достигнув в 1998-м году 11,8%, сократились объемы экспорта (в 1,17 раз) и импорта (в 1,24 раза), хотя импорта - наиболее существенно в период 1997-1998 рр.
Вместе с тем, создались хорошие условия для диверсификации российского экспорта и выхода многих компаний страны на конкурентные западные рынки. Это привело уже в 1999 году к постепенному росту ВВП 5,4%, а в 2000-м его темпы прироста достигли уровня в 10%, т.е. были наибольшими за весь период существования «Новой России». Несмотря на то, что в следующем 2001-м году стране не удалось закрепить аналогичные предыдущего периода темпы роста, Россия уверенно чувствует себя среди всех стран СНГ системным лидером нач. XXI в. (См. табл. 7.4). Среднегодовые темпы роста ВВП РФ за последние пять лет были довольно высокими - 6,8%. Сократился уровень безработицы с 13,2% в 1998-м году до 7,6% (в 2004-м). Объемы экспорта за этот период выросли в 2,5 раза, а импорта только в 1,6 раза. Снижение инфляции с 84,4% до 11,7%, а заработная плата выросла с 62 долл. в 1999-м до 237 в 2004-м. Достаточно показательными для этой страны является золотовалютные резервы Центробанка, которые выросли в десять раз с 12,2 млрд. дол. в 1998 г. до 124,5 млрд. в 2004-м, при этом курс рубля продолжал укрепляться и имело место даже некоторое падение доллара по отношению к национальной валюте России. Приведенные выше факты достаточно красноречиво говорят, что период 1999-2004 годов можно охарактеризовать как этап устойчивого экономического роста, укрепление международных позиций страны, переход к прагматичных отношений со странами СНГ и других группировок постсоветских государств, которые достаточно четко сформировал директор Института СНГ Н.Зиядуллаев : «Предполагается, что будет покончено с односторонними уступками странам ближнего зарубежья (льготные цены на энергоносители, списание и реструктуризация долгов и т.д.), если они не компенсируются геополитическими и экономическими преимуществами».
7.2.1. экономический потенциал | 7.2.3. Структура современного хозяйства |