7.3. Особенности экономики Республики Беларусь

После обретения независимости Беларусью в 1991 году в стране начались, как и в других государствах, либеральные реформы, целью которых было построение развитой рыночной экономики, основанной на социально-ориентированной модели экономического развития. За 1991-1995 гг в стране имели место значительные структурные сдвиги, которые были связаны прежде всего с изменениями законодательства, началом приватизации, реформами в банковской и социальной сфере и т.д.. Переход к новому типу социально-экономических отношений оказался достаточно сложным, а расслоение различных слоев населения вызвало значительное недовольство трансформационными последствиями. С приходом к власти президента Лукашенко в 1995 году основные структурные реформы в стране прекратились и был провозглашен курс на построение «рыночного социализма». В качестве аналога для внедрения была выбрана модель социально ориентированной рыночной экономики с белорусской спецификой, основными чертами которой стали:
мощная регулятивная роль государства;
наличие доминирующего в структуре производства государственного сектора;
сдерживания развития частного сектора, деятельность которого жестко регламентируется;
наличие государственных унитарных предприятий в селективных отраслях экономики (электроэнергетика, транспортные коммуникации, нефтеперерабатывающий комплекс, оборонные предприятия, машиностроительные заводы, удельный вес государственной собственности в них превышает 80%);
своеобразие акционирования, по которому устанавливается верхний лимит акций, которые передаются в частную собственность в 43% величины уставного фонда. Активно используется и правило «золотой акции». Иначе говоря, контрольные пакеты акций остаются за державою.
В течение последующих десяти лет был осуществлен массированный переход к фактически советской системы регулирования в экономике, мало проявление в возобновлены контроля над ценами и курсами валют, происходило активное вмешательство государства в управление частными предприятиями (разного рода многочисленные проверки деятельности, произвольные изменения уставов предприятий, введение новых правил регулирования бизнеса, которые нередко имели обратную силу (т.е. принимались «вчерашним» числом), запрещение определенных видов деятельности и т.п.). За 1995-2000 гг страна пережила гиперинфляцию (в других государствах ее удалось обуздать уже в 1997-1998 гг), в основе которой лежали не только неурожайные 1998 и 1999 годы, но и «русский экономический кризис», что сильно ударило по белорусской экономике, которая в значительной степени зависела от связей с восточным союзником. При большом насыщении товарами полок магазинов в соседних странах, Беларусь имела в этот период значительный товарный дефицит. Вместе с тем, положительным внешним фактором развития экономики страны в этот период можно считать российские поставки энергоносителей (нефти и природного газа), которые осуществлялись по внутренним ценам, расчеты по которым нередко растягивались на несколько лет, накапливался довольно большой долг, который нередко реструктурировался. Иногда енергопереробни предприятия прибегали к реэкспорта (прежде всего нефти и продуктов ее крекинга), что вызвало недовольство и протесты со стороны российского правительства. Желания последнего «нормализовать» продажа энергоносителей в Беларусь например по тем ценам, по которым они поставлялись в Украину и Польшу даже сейчас вызывают значительное недовольство руководства страны и местных споживачив.
Достаточно показательным для СНГ является аграрный сектор белорусской экономики, который представляет собой эклектичное сочетание колхозно-кооперативной системы с частными предприятиями, пользующихся государственной поддержкой (удельный вес частного капитала в них может доходить до 75%). Такая форма организации производства получила название агрохолдинга. Именно он является ответственным за усиление концентрации производства в различных звеньях АПК (прежде всего в животноводстве).
Важным современным направлением макрорегулирования в Республике Беларусь является установление со стороны государства максимально допустимого уровня регулирования торговых надбавок, которые, по данным О.Черковця (2004), на протяжении 2003 года Министерство экономики снизило с 30% до 20%, что вызвало значительные проблемы в работе торговых пидприемств.
Основными сферами экономики является производство металлорежущих станков, тракторов, грузовых и землеройных машин, мотоциклов, телевизоров, минеральных удобрений (преимущественно калийных), льняных тканей, бытовой техники. Продукция сельского хозяйства представлена производством зерна, картофеля, овощей, льна, говядины (в стране достигнута численность поголовья КРС 1990-го года), молока. Фактически эти же товары идут на экспорт, преимущественно в соседние страны. При этом на Россию приходится более 60% всего белорусского экспорта и более 50% импорта страны. Другими внешнеторговыми партнерами являются Украина, Польша, Литва, Нимеччина.
Сложность государственного регулирования в Республике Беларусь, постоянные изменения в экономике, неприятие странами Запада ее политической модели отпугивают потенциальных инвесторов. Например, приток ПИИ в 2000-м году в страну составил лишь 90 млн. дол. Для сравнения: в Украину в том же году поступило 595 млн. дол., В Россию - 2714 млн. дол., Литву - 379 млн. дол. В том же году страна экспортировала продукцию на сумму 7,47 млрд. дол., А импортировала - на 8,3 млрд., т.е. имела отрицательное сальдо внешней торгивли.
Анализ основных макроэкономических показателей РБ (см. 7.1) ярко свидетельствует, что, в силу объективных и субъективных причин Беларусь можно отнести к числу лидеров постсоветской экономики, хотя проблемы структурной перестройки ее хозяйства, которые с разной степенью эффективности провели другие страны СНГ, предстанут перед этим государством в будущем.
7.2.4. Особенности внешнеэкономических связей 7.4. Особенности экономики Республики Молдова