8.2. Эволюция экономической модели

Развитие нового Китая начался в 1949 году, когда было провозглашено создание Китайской Народной Республики, а ее компартия (КПК) стала ведущей и направляющей силой общества в построении нового общества. Обессиленная после Второй мировой войны страна в первые послевоенные годы развивалась достаточно стремительно, а плановая модель развития, которая была заимствована ею в СССР сыграла положительную роль. В первые пять лет Китаю удалось достичь значительных успехов в индустриализации своей экономики, ведь именно тогда были созданы мощные металлургические предприятия, ГЭС, предприятия основной химии, а также некоторые отрасли тяжелого машиностроения. В конце 50 - нач. 60-х годов Китай стал обладателем ядерного оружия, что существенно усилило его позиции на мировой арени.
Рассчитывая на крупнейший в мире человеческий потенциал, значительную ресурсную базу и коммунистическую идеологию маоизму руководство страны приняло в конце 50-х годов авантюристическую программу «большого скачка», целью которого был акселерований развитие производительных сил, который должен привести к мировому лидерству КНР в основных на тот время макроэкономических пропорциях (производство стали, чугуна, угля и т.д.) ведущих государств мира. Основной упор при этом делался на использование кустарных технологий, а качество товаров выпускаемой таким образом была довольно низкой. Как результат - горы некачественного металла и крайне неэффективное использование ресурсов были ярким свидетельством стратегических ошибок и прорахункив.
Не меньших потерь национальной экономике нанесла также аграрная политика, которая получила название «народных (сельских) коммун», она во многом напоминала принудительную коллективизацию в СССР в 20-е - 30-е годы, с соответствующим нивелирующим распределением прибыли, низкой товарностью производства, что в итоге привело к упадку последнего, а затем и к нормированию в распределении продовольствия, которое сохранилось до начала осуществления реформ в краини.
Около 100 млн. жителей Китая, а в основном это была интеллигенция, врачи, ученые, высококвалифицированные специалисты в различных отраслях народного хозяйства, существенно пострадали в результате «культурной революции» - пик которой пришелся на 60-е годы ХХ ст. Понимая, что наиболее образованная часть китайского общества может угрожать идеологическим мифам, именно их лучшие представители были казнены или сослан «на перевоспитание» из центральных провинций КНР в труднодоступные регионы западной части страны. В это же время максимально обострились экономические и политические отношения между Китаем и Советским Союзом, США, а также большинством других развитых краин.
Понимая, что волюнтаристские подходы не оправдали себя, все свои просчеты тогдашнее руководство КНР унесло к существованию так называемой "банды четырех", показательный суд над которой практически завершил период «крупномасштабных преобразований» в стране, а после смерти в 1976 году Мао Цзэдуна, Китай уже в декабре 1978 года провозгласил курс на экономическую реформу, в основе которой лежал переход на многоукладность экономики, привлечения иностранного капитала, аграрная реформа, либерализация внешней торговли. Главе новой трансформационной модели КНР стал ее лидер Дэн Сяопин. На съезде КПК в 1982 году была принята стратегия модернизации общества, которая своими основными мероприятиями напоминала градуалистской модель перехода к рынку, но принцип постепенности, лежащий в ее основе, четко выделил этапы вхождения страны к рынку, были рассчитаны не на один- два года, а на десятилетия при сохранении ведущей роли государства практически во всех секторах национальной экономики. Основными этапами проведения социально-экономических реформ в Китае были:
1. Начало проведения реформ (1978-1984 гг.) В этот период были сформулированы главные цели экономических реформ, провозглашены основные стратегические направления модернизации хозяйства (сочетание двух моделей хозяйства - плановой и рыночной, постепенное сокращение централизованного распределения, уменьшение удельного веса государственного сектора, гармонизация рыночных и регулируемых государством цен). Важной особенностью этого этапа развития КНР были реформы на селе, в ходе которых удалось отойти от малоэффективной деятельности «сельских коммун» и приступить к развитию подрядных отношений, рыночных механизмов регулирования цен на продовольствие и региональной специализации сельского хозяйства. Вследствие этих изменений удалось существенно увеличить сбор зерновых культур, что имело для страны огромное значение и существенно повысить уровень дохода крестьян. Таким образом, Китай приблизился к между самообеспеченности продовольствием, а некоторые продукты питания начал экспортировать (в дореформенный время КНР был одним из крупнейших в мире импортеров риса). Следующим шагом китайского градуализма стал переход к закупок сельхозпродуктов по контрактам, подняло заинтересованность местных фермеров-арендаторов (коллективная собственность на землю при этом сохранялась). Вместе с тем, в этот период значительно возросло расслоения сельского населения, увеличилась безработица, которое и сейчас образует значительную проблему китайской економики.
На промышленных предприятиях КНР в 80-е годы начинаются так называемые экономические эксперименты. Например, некоторым заводам и фабрикам разрешалось оставлять часть прибыли располагает, что подняло интерес как руководителей, так и простых рабочих в конечном результате своего праци.
2. Усиление реформирования экономики страны (1985-1992 гг.) Руководство КНР в нач. второго периода развития провозглашает о необходимости создания новой официальной модели преобразований - системы социалистического товарного хозяйства. На идеологическом уровне новая концепция китайской экономики включала в себя гармонизировано сочетание государственного плана и товарного производства, последнее из них рассматривалось как дополнение к основному. Однако уже в начале. 90-х годов в основных государственных документах страны широко признается новая модель - социалистической рыночной экономики, в основе которой лежит ведущая роль общественной собственности (в нее теперь включают кроме государственной и кооперативной еще смешанную) при одновременном развитии многоукладности в экономике. Основное бремя реформ переносится в этот период на ценообразование, трансформация которого также растягивается на длительное время. Сначала уменьшается численность товаров, которые регулируются государством, увеличиваются закупочные цены на продовольствие, что приводит к максимальному приближения цен к фактического уровня расходов, децентрализуется система их регулирования (теперь уже большая их часть контролируется местными, а не центральными органами власти). На заключительном этапе происходит дальнейшая либерализация цен, охватившей теперь уже практически всю систему товарно-денежных видносин.
На этом этапе центр реформирования из сельской местности, в которой началось создание нетипичной для аграрного сектора сельской промышленности (небольшие предприятия уездов и поселков, которые стимулировали занятость населения в межсезонный период и выпускают примитивную в целом продукцию) переносится на города. Именно в промышленности правительством страны декларируется проведение политики «шести приоритетов»: поставка сырья, производство электроэнергии, привлечение инвестиций, кредитования перспективных производств; закупка импортного оборудования, создание крупных школ научно-технических кадров. Постепенно приоритетность развития распространяется по легкой промышленности на другие отрасли, создается специальный государственный фонд строительства важнейших объектов энергетики и транспорта, диверсифицируются формы собственности в промышленности. Приобретают широкое распространение и элементы рыночной инфраструктуры: создается система инвестиций (инвестиционные компании и фонды), активно развивается рынок кредитов, возникают первые трастовые компании; в виде эксперимента разрешается организовывать фондовые биржи (две первые из них открываются в Шанхае и Шэньчжэне), начинается работа с нерухомистю.
Основное направление макроэкономического регулирования государства переносится на подъем благополучия рядовых граждан, которые в силу разных причин оказались за чертой бедности (это так называемые сяокан - «люди скромного достатка»).
3. Наращивание системного реформирования экономики (1993-2000 гг) характеризуется активным выходом китайских предприятий на внешние рынки, значительным наращиванием иностранных инвестиций в первую очередь в создаваемые правительством специальные экономические зоны и развития (так называемое освоение четырех полос) совершенствование хозяйственной ответственности за подряд, масштабная кредитно-банковская реформа, введение жесткой ответственности за подряд и прежде всего за качество выпускаемой продукции (особенно пострадала страна от массовых рекламаций, поступающих из-за рубежа на некачественную продукцию китайских товаропроизводителей).
В этот период активно идет процесс акционирования, а его субъектами отныне уже выступают: государство, юридические и физические лица и иностранные партнеры. Вместе с тем, сохраняется государственная монополия в оборонной промышленности, производстве жидких металлов и. Контрольный пакет акций сохраняется государством также в таких отраслях как энергетика и транспорт.
В этот период значительное внимание уделяет китайское руководство социальной политике. Главными приоритетами при этом выступают следующие направления:
уменьшение удельного веса бедного населения из-за повышения зарплаты и пенсий (по китайской статистике их насчитывалось в 1978 г - 250 млн. человек, а в 1995 г. - около 65 млн.)
введение социального страхования с последующей диверсификацией сфер его использования;
расширение деятельности пенсионных фондов (во многих городах получили распространение общегородские фонды);
создание новых рабочих мест (прежде всего в сельской местности, уровень безработицы в которой приобрел угрожающие масштабы).
Таким образом, в течение первых трех этапов реализации экономических реформ КНР удалось достичь значительных изменений в своем хозяйстве, которые представлены в таблице 8.1.
В 1999-м году Китай производил уже 246% ВВП от уровня 1989 года хотя показатель ВВП на душу населения оставался (по валютному курсу довольно низким). Ежегодный экономический рост был близок к 10% в год и даже в кризисном для тихоокеанских стран периоде (1997-1998 гг) темпы наращивания ВВП не были ниже 7%.
Существенно уменьшился удельный вес занятых в сельском хозяйстве с 70% (в 1978 г.) до 46% (1998). Имело место сокращение удельного веса военных расходов, однако даже сейчас страна имеет достаточно высокую их долю в структуре ВВП. Перемещение рабочей силы из сельской местности в города усилило процесс урбанизации в стране. Было реализовано много других программ частности увеличилась продолжительность обязательного школьного образования (с 6 до 9 лет), существенно возросла ожидаемая продолжительность жизни с 56 лет до 71-го, уменьшился удельный вес сяокан в структуре населения страны. Большое распространение получила политика планирования семьи - «Нас двое - нам двоих».
4. Этап акселерации китайской экономики в условиях глобализации мирового хозяйства (начался у2001 году). В новом тысячелетии Китай хотя и замедлил темпы экономического роста все равно продолжает оставаться одним из рекордсменов по темпам роста среди стран с транзитивной экономикой. Ежегодный рост ВВП КНР фиксируется за последние пять лет на уровне 8,5% к предыдущему году, а первый квартал 2004 г. можно считать началом системной акселерации хозяйства страны, когда объемы промышленного производства выросли на 18,2%, фиксированные инвестиции на 43 %, а ВВП на 9,8% (см. табл. 8.2). В течение последних четырех лет страна имела положительное сальдо внешней торговли, а ее экспорт в 2003-м году превышал импорт в 1,5 раза, что является редким явлением в мировой экономике. Китаю удалось обуздать инфляцию, которая на протяжении последних семи лет ниже (а иногда даже отрицательной) уровня доллара США. Достаточно показательным выступают резервы Центрального (Народного) Банка КНР, которые на протяжении семи последних лет возросли в 3,1 раза (с 140 до 440 млрд. дол.), При этом обменный курс юаня к дол. США практически остался без змин.
Главными факторами дальнейшего экономического роста в КНР в ближайшее время выступят: существенное наращивание экспорта, увеличение капиталовложений, обеспечивающих около половины прироста ВВП, прямые иностранные инвестиции в экономику страны и переход страны к технологическому этапу развития. Важное значение имеет также участие КНР в международных экономических структурах - ВТО, АТЭС, «СВА-3» (Китай, Япония, Южная Корея), Шанхайской организации сотрудничества тощо.
Вместе с тем, многие современные экономисты обращают внимание на негативные последствия быстрого экономического роста и те угрозы, которую несет в себе глобализация мирового хозяйства. По В.Михеевим, известным российским исследователем экономики Китая (2004), основными факторами, обусловят положение КНР в XXI в. выступят:
перегрев экономики из-за высоких темпов роста инвестиций в строительство;
рост товарных запасов и угроза дефляции;
рост дефицита электроэнергии;
дальнейшая либерализация фондового и валютного рынков;
реструктуризация государственных предприятий, что может привести к значительному росту безработицы;
приватизация банковской сферы, может в конце концов спровоцировать возникновение многочисленных конфликтов между этими финансовыми учреждениями и кредиторами;
ускоренная индустриализация и порожденная ею урбанизация заглибить противоречия между городом и деревней и усилит современную регионально-отраслевую дифференциацию между регионами;
усиление социального неравенства между населением страны и рост значительной диспропорциональности в оплате труда;
обострение экологических проблем в т.ч. проблема перенаселения страны, наиболее рельефно проявляется в китайских мегаполисах.
8.1. Место КНР в мировой экономике 8.3. Отраслевая структура экономики