8.4. внешнеэкономические связи

Экономические реформы, о которых говорилось речь в разделе 8.2 были бы невозможны без постепенной либерализации внешней торговли, создания полноценного валютного рынка, открытие новых свободных (специальных) экономических зон, а также использование современных инструментов и механизмов внешнеэкономического регулирования макрогосподарських пропорций. В хронологическом порядке это выглядело следующим образом:
1979 г. - начало либерализации внешней торговли, привлечение первых ПИИ, развитие внешнеэкономического сотрудничества в селективных отраслях. Одновременно вводится система содержания валютной выручки, согласно которой в стране устанавливается двойной курс юаня к основным валютам - официальный и курс «СВОП», которые использовались соответственно в двух секторах экономики: государственном и приватному.
1994 г. - произошло объединение официального курса юаня и рыночного, что привело к существенному уменьшению злоупотреблений в валютной сфере и создании равных условий для покупки и продажи иностранных валют. Большое значение имел также переход от фиксированного курса национальной денежной единицы к плавающему, что освободило Народный Банк от необходимости финансирования отклонений сальдо платежного баланса нуля. В этом же году был принят «Закон о внешней торговле», который установил единый порядок ведения внешнеторговой деятельности по всей стране, предоставил возможность свободного экспорта и импорта товаров, услуг, и что особенно важно, технологий, стимулировал создание (например Японии) системы внешнеторговых предприятий-агентив.
1996 г. - углубление либерализации валютного рынка: вводится неограниченное конвертация юаня; предоставляется национальный режим валютного контроля иностранным предприятиям; произошла существенная изменение средней ставки импортного тарифа (с 17 до 25,5 процентных пунктов, в течение периода 1992-1997 гг.) В период 1992-1996 гг были сняты квотные и лицензионные ограничения на 800 видов продукции.
В последующий период началась подготовка к вступлению в ГАТТ / ВТО и заключения двух-и многосторонних соглашений по регулированию экспортно-импортных отношений. Вхождение в нач. XXI в. КНР (2001) к этой организации не нанесло значительный ущерб национальной экономике, однако в значительной степени обострило отношения Китая с ведущими постиндустриальными государствами мира, прежде всего США. По оценкам американских экспертов КНР продолжает применять нерыночные методы регулирования внешнеэкономических отношений, главными из которых являются «нетранспарентные» и «ненаучный» подход к использованию санитарных и фитосанитарных мер по блокированию поставок сельхозпродукции из США, значительные государственные субсидии китайским товаропроизводителям и экспортерам кукурузы (констатируются многочисленные факты вытеснение американских экспортеров из рынков Южной Кореи и Малайзии), «пиратское» копирование кинофильмов, музыкальных записей, производство сигарет, електробатареек известных заокеанских фирм (эти злоупотребления в сфере авторских прав наносят большой ущерб фирмам с США, которые оценивают свои убытки в размере 2,5 -3,8 млрд. дол. ежегодно), заниженном курсе юаня по отношению к американскому долара.
Современный Китай активно проводит политику государственной поддержки экспорта, главным инструментом которой является частичное возвращение налога на добавленную стоимость. Его ставка дифференцируется в зависимости от категории товара экспортируется. Например, для электротехнической продукции, электроники, измерительных приборов и транспортных средств составляет эта компенсация составляет 17%, а для сельхозпродуктов лишь 5%.
Основными статьями экспорта КНР является техника и оборудование (в основном бытовая), продукция легкой промышленности (главным образом текстиль, одежда, обувь, игрушки, спортивные товары), минеральное топливо, продукция химической промышленности. Главными потребителями китайской продукции (2000) являются США (33,2%), Гонконг (26,7%), Япония (17,9%), Германия (5%).
В импорте страны преобладают техника и оборудование, железо и сталь (крупнейший в мире импортер, который опередил США в 2002-м году), минеральное топливо, изделия из пластмассы, технологии (это направление всесторонне поддерживается правительством страны). Основными партнерами (2000) выступают Гонконг (21,8%), Япония (18,6%), Южная Корея (10,3%), США (9,6%).
Важным направлением внешнеэкономической деятельности страны в течение последних двадцати лет было привлечение прямых иностранных инвестиций, ежегодный приток которых увеличился с 1,5 млрд. в конце 80-х годов до 40-50 млрд. в нач. XXI в. Среди многих причин «инвестиционного бума» в Китай следует выделить три главные:
низкая стоимость рабочей силы. Оплата труда в час в КНР в 2003 году составила всего 0,66 долл. (В США - 21,3 долл.; В Германии - 30 дол., Бразилии - 2,44 долл., Сянгане, Тайване - около 6 долл., России - 0,88);
высокий инвестиционный потенциал страны, который имеет проявление в высоком уровне гармонизированного показателя нормы накопления и нормы сбережений;
наличие одного из крупнейших в мире потребительских рынков, который пока далек от полного насичення.
Элементами риска иностранных инвестиций в КНР выступают: недостаточный потребительский спрос, низкая производительность труда (рядовой рабочий за один год производит продукции на 4,1 тыс. дол. (2003), в США - 98,8 тыс., Германии - 88,3 тыс. ., Бразилии - 10,6 тыс., Сянгане - 42,3 тыс., Тайване - 27,1 тыс., России - 11 тыс. дол.), избыток малоквалифицированной рабочей сили.
Важным фактором привлечения ПИИ в экономику страны было создание специальных экономических зон. Первым шагом правительства КНР стало открытие СЭЗ в четырех приморских городах (Шэньчжэнь, Чжухай, Сямэнь, Шантоу). За 80-90-х годов ХХ ст. их количество, соответствующее специализац2ия и финансово-налоговая модель существенно расширилась и в настоящее время в этих образований относят около 1,5 тыс. формирований. Среди них выделяют: специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, технопарки, кластеры и т.д., которые отличаются разной степенью льготного режима для иностранного инвестирования. Крупнейшей из них является СЭЗ в Шанхае, а также создана вблизи него специальная территория развития (Pudong New Area). Более 80% совместных предприятий находятся на приморской территории КНР, максимально способствует экспорту из них, уже в период 1988-1999 гг достиг уровня 370 млрд. дол. (Или 26,5% общего вывоза товаров КРН за границу).
8.3. Отраслевая структура экономики 8.5. Развитие экономических отношений Украины с КНР